Найти в Дзене
DRIVE2.RU — машины и люди

170 "лошадей" и 7 сек до 100 км/ч: самые мощные литровые моторы

Предельные 660 “кубиков” рабочего объёма мотора на кей-карах вряд ли у кого-то вызовут вопросы. Как и 650/750 см3 на Оке. Ведь и сами эти автомобили крохотные и лёгкие. А вот на моделях побольше автомобилистам всегда хочется солидного “запаса”. Иные водители со скепсисом глядят не то что на полуторалитровые агрегаты, но даже два литра полагают вынужденным компромиссом, с вожделением поглядывая на трёх-четырёх-литровые движки, а то и побольше. На этом фоне одному литру внимание уделяется мало. Между тем, это очень любопытный сегмент ДВС. К слову, первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Benz Patent-Motorwagen (1885-1893 годы), начал выпускаться именно с литровым двигателем, который выдавал от 0,68 до 1,5 “лошадок” в зависимости от версии и позволял миниатюрной трёхколёсной повозке развивать 15-20 км/ч. Нынешние агрегаты 1.0 форсированы куда как сильнее. И речь именно о серийных двигателях на массовых моделях. После того, как литровые “пакеты сока” стали появляться д

Предельные 660 “кубиков” рабочего объёма мотора на кей-карах вряд ли у кого-то вызовут вопросы. Как и 650/750 см3 на Оке. Ведь и сами эти автомобили крохотные и лёгкие. А вот на моделях побольше автомобилистам всегда хочется солидного “запаса”. Иные водители со скепсисом глядят не то что на полуторалитровые агрегаты, но даже два литра полагают вынужденным компромиссом, с вожделением поглядывая на трёх-четырёх-литровые движки, а то и побольше.

На этом фоне одному литру внимание уделяется мало. Между тем, это очень любопытный сегмент ДВС. К слову, первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Benz Patent-Motorwagen (1885-1893 годы), начал выпускаться именно с литровым двигателем, который выдавал от 0,68 до 1,5 “лошадок” в зависимости от версии и позволял миниатюрной трёхколёсной повозке развивать 15-20 км/ч.

Нынешние агрегаты 1.0 форсированы куда как сильнее. И речь именно о серийных двигателях на массовых моделях. После того, как литровые “пакеты сока” стали появляться даже на относительно крупных легковушках (Dacia Duster, Skoda Octavia или даже Ford Mondeo и Ford Transit Courier) в способностях подобных ДВС сомневаться не приходится. Но, конечно, самые прыткие литровые модели чаще попадаются в младших размерных классах, вроде сегмента B.

Ford Puma 1.0 EcoBoost Hybrid ST (2023): семиступенчатый “робот”, 170 “лошадок”, 248 Н•м в режиме Overboost, плюсом к тому — электромотор (16 л.с. 50 Н•м) “умеренной” гибридной системы MHEV. Максималка модели составляет 210 км/ч, а разгон с нуля до ста — 7,4 с.

-2

Рядная “тройка” 1.0 EcoBoost Fox с 2012 года применялась или применяется на добром десятке моделей Форда. Маленький 12-клапанный шедевр на 999 см3 с чугунным блоком, алюминиевой головкой блока, изменяемыми фазами, непосредственным впрыском. Было создано несколько вариаций, почти все с наддувом, хотя атмосферная модификация (на 66 и 81 силу) тоже появилась. Диапазон мощностей наддувных вариантов — от 85 до 170 “лошадок”. Вот вам и “литр сока”.

Мощность, тяговитость экономичность при небольших размерах — главные достоинства литрового Экобуста. Не случайно этот движок стал шеститикратным победителем конкурса International Engine of the Year (2012-2017 годы) в категории “до одного литра” и три раза в этом конкурсе побеждал в “абсолюте” (2012-2014).

-3

Ford Fiesta 1.0 EcoBoost Hybrid (2020): шестиступенчатая “механика”, 155 сил, 240 Н•м, максималка — 219 км/ч, разгон — 8,9 с до ста. Уже снятая “с дистанции” Fiesta — отличный пример того, что можно получить от одного литра. Тут тоже применён агрегат Ecoboost Fox и хотя мощность и момент меньше, чем на Пуме, максимальная скорость хэтчбека немного выше, чем у родственного субкомпактного кроссовера.

-4

Особняком стоит Ford Fiesta Rally4 (2019-2024) — раллийный автомобиль на основе Фиесты, подготовленный по регламенту группы Rally4. Тут тоже установлен трёхцилиндровый EcoBoost на 999 “кубиков”, но отдача его заметно выше, чем у дорожного собрата — 212 л.с. и 375 Н•м! И это при снаряжённой массе машины в 1080 кг и моноприводе — тот ещё снаряд. Кстати, форсировка 212,2 “лошадок” на литр — выше, чем у спортивного купе Maserati MC20 (2020) и “зажигалки” Mercedes-Benz A 45 S AMG 4Matic+ (2020).

-5

Volkswagen Golf VIII 1.0 TSI (2020): шестиступенчатая “механика”, 110 л.с. 200 Н•м, максималка — 202 км/ч, разгон — 10,2 с до ста. Ещё один представитель литровых моделей, способных на максималку выше 200 км/ч. И ещё один удачный агрегат: VW EA211 в трёхцилиндровой литровой версии, который выпускается как в атмосферном, так и наддувном исполнениях с диапазоном мощностей от 60 до 128 сил. Его ставят (или ставили) на добрых два десятка моделей концерна Volkswagen.

-6

В 2015 году немцы построили на базе EA211 1.0 TSI экспериментальный литровый агрегат (фото вверху), в котором простой турбокомпрессор был дополнен электрическим нагнетателем E-Booster. В результате от мотора удалось получить 272 л.с. и 270 Н•м. Далеко не каждый современный суперкар похвастает отакой отдачей с литра.

Но вернёмся к серийной продукции. Вот ещё дорожные автомобили с неплохими данными для мотора с рабочим объёмом всего в один литр.

-7

Suzuki Baleno 1.0 Boosterjet (2015): пятиступенчатая “механика”, 111 л.с., 170 Н•м, 200 км/ч, 11,4 с до ста.

-8

Kia Rio YB 1.0 T-GDi​ Eco Dynamics+ (2020): шестиступенчатая “механика”, 120 л.с., 172 Н•м, 190 км/ч, 10,2 с.

-9

Kia Picanto JA 1.0 T-GDi​ (2020): пятиступенчатая “механика”, 100 сил, 175 Н•м, 180 км/ч, разгон 10,3 с.

-10

Toyota iQ 1.0 VVT-i (2009): пятиступенчатая “механика”, 68 сил, 91 Н•м и 150 км/ч, 14,7 с до ста.

Для всех машин указаны годы старта производства, но некоторые из этих моделей или модификаций уже не выпускаются. Обратите внимание на скромную Тойоту iQ с её атмосферной “тройкой” 1.0 “всего” на 68 сил. На фоне ряда машин с мотором того же объёма она смотрится бледно, но даже так наглядно показывает прогресс за столетие. Ведь мощность “литра” тут в сто раз выше, чем у первого автомобиля Карла Бенца, а максималка выше примерно в десять раз.

Тойотовский моторчик с индексом 1KR-FE, спроектированный дочерней компанией Daihatsu, — четырёхкратный обладатель премии International Engine of the Year в категории до литра, 2007-2010. Мотор этот с алюминиевыми блоком и головкой, с тонкими чугунными гильзами. Он весьма лёгок для литрового агрегата: масса с навесным оборудованием равна 69 кг. Для сравнения, двухцилиндровый двигатель ВАЗ-1111 с объёмом всего в 650 “кубиков” и мощностью 29 л.с. весит почти-что столько же, 67 кг, так как блок цилиндров у вазовского движка чугунный.

-11

При этом японцы ухитрились сделать столь лёгкую “тройку” 12-клапанной с приводом ГРМ цепью. Из интересного — впускной коллектор пластмассовый, как и крышка ГРМ, совмещённая в одной детали с корпусом воздушного фильтра. Гильзы вплавлены в блок, так что толщина стенок между цилиндрами составляет всего 7 мм, однако, из-за этого мотор нельзя капиталить с расточкой.

Зато предусмотрен ряд мер для оптимизации охлаждения мотора при весьма компактной рубашке охлаждения и для оптимизации потока воздуха на впуске и выхлопных газов на выходе, опять же, при скромных размерах всех соответствующих деталей. Тут уместно вернуться к первому автомобилю Карла Бенца: его одноцилиндровый литровый мотор при отдаче около 0,7 сил весил примерно 100 кг.