— Это она. Ну ...та самая сударушка барина, — шепнула Софье крестьянка, которая прислуживала в доме Льва Николаевича Толстого.
Софья взглянула на эту "сударушку" - черноволосую женщину с натруженными руками, которая мыла пол в зале.
— Сейчас я ей покажу! — вскрикнула покрасневшая от злобы Софья и готова была броситься к крепостной, чтобы ударить ее.
Но служанка придержала госпожу за рукав платья.
— Не надо, барыня… прощения просим, — скромно сказала она, склонив голову.
— А и правда на надо, — отходя от ярости сказала Софья. — Иди, Глаш.
Неужели она, дворянка, будет унижаться до драки с какой-то дворовой… Софья прогнала от себя эти мысли и прошла мимо Аксиньи, будто мимо старой ненужной вещи.
Ошибка молодости писателя
Аксинья Базыкина была простой крепостной крестьянкой, выросла в бедной многодетной семье, и, конечно же, не обучалась грамоте. О ней никогда никто не услышал бы, если бы не связь со Львом Николаевичем Толстым, тем самым, который написал "Войну и мир".
Граф Толстой и до брака и после крутил романы с крестьянками и дворовыми, но хорошенькая и приветливая Аксинья запала ему в душу больше всех остальных.
В мае 1858 года в Ясной Поляне 29-летний Лев Николаевич Толстой пишет у себя в дневнике:
«13 мая. Чудный Троицын день. Видел мельком Аксинью. Очень хороша. Все эти дни ждал тщетно. Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь».
Толстой был влюблен в Аксинью к тому моменту три года, если судить по записям из его дневника.
Однако, Толстой быстро охладел к своей необразованной возлюбленной. Роль сыграла разница положений в обществе — граф не допускал и мысли о женитьбе на Базыкиной.
В результате недолгой связи у Аксиньи родился от Толстого внебрачный сын. Она была замужней женщиной, однако, пока супруг был занят частным извозом, встречалась с графом, пока не надоела ему.
Законный брак
Жизнь Толстого поменялась, когда он стал частым гостем в семье врача и дворянина Андрея Берса. Вначале его интересовала старшая дочь Лиза, но граф так и не сделал ей предложение вступить в брак.
Внезапно Лев Николаевич влюбился в среднюю дочь Берсов - Соню. Толстой пытался справиться с этим чувством. Он считал, что семейная жизнь помешает ему творить, но чувства оказались сильнее, и уже через месяц Толстой сделал Соне предложение, и она ответила согласием.
Софье на момент брака было 18, а Толстому 34. И почему-то Лев Николаевич решил накануне венчания дать Софье прочитать свой дневник, полный подробностей о любовных похождениях. И конечно же, там было много записей про Аксинью.
Зачем Толстой дал юной и влюбленной в него Софье читать свой дневник - это, конечно, отдельный разговор. Но очевидно одно: это отразилось на всей семейной жизни писателя.
Случайная встреча соперниц
После свадьбы Софья переехала к мужу в Ясную Поляне. И в первый же день ей пришлось встретиться с Аксиньей. Когда в дом пришли мыть полы крепостные женщины, и Аксинья была тоже в их числе.
«Это сударушка барина», - сказали жене Толстого дворовые.
Графиня долго приходила в себя, узнав о том, что перед ее глазами ходит бывшее (а может, и нынешнее) увлечение мужа. Она каждый раз приходила в гнев, едва завидев крепостную. Софье совершенно не ожидала встретить ее в доме, где теперь она хозяйка на правах законной жены Толстого.
"Мне кажется, я когда-нибудь себя хвачу от ревности. «Влюблен как никогда!» И просто баба, толстая, белая, ужасно!... И она тут, в нескольких шагах. Я просто как сумасшедшая..." — так писала Софья в своем дневнике. Но ей все же удалось удержать себя от неразумных поступков.
Но ей все же удалось удержать себя от неразумных поступков
Так и жили.
Аксинья виделась с графом, даже когда он был уже женат на Софье. Ну а как не видеться, если она тоже живет в Ясной Поляне? Аксинья занималась уборкой в графской усадьбе, иногда приводила с собой сына. Официально Толстой его не признавал, но иногда, особенно по праздникам, мог побаловать пряником или конфетами. Софье ничего не оставалось, как просто смириться с этим.
Мало что известно о том, как сложилась дальнейшая жизнь внебрачного ребенка Толстого. Известно лишь, что он проживал в Ясной Поляне, был деревенским старостой, после этого стал кучером у сыновей Льва Николаевича, которым по факту приходился братом. Он прожил больше 70 лет.
Известно, что и сама Аксинья дожила до глубокой старости.
Вот так бывает в жизни.