Имя художницы Надежды Владимировны Лермонтовой (1885-1921) неизвестно современным любителям живописи. Да и искусствоведам оно знакомо главным образом по каталогам выставок 1910-х годов. У неё не было персональных выставок — ни при жизни, ни после смерти. И только в 2018 году, галерея «Наши художники» решила это исправить, собрав полсотни картин и рисунков из Русского музея и частных коллекций обеих столиц.
А между тем Надежда Лермонтова многообещающе начинала в искусстве. Талантливая ученица Л. С. Бакста, она писала портреты, пейзажи, натюрморты, а также картины на темы современности и античной мифологии, увлекалась стенописью, театральной декорацией, иллюстрированием книг. Её полотна выставлялись в экспозициях «Союза молодёжи», «Мира искусства», Нового общества. Однако судьбой художнице было дано на творчество всего десять лет, большая часть из которых прошла в борьбе с неизлечимым недугом.
Время не пощадило творческое наследие Лермонтовой — многие работы её утрачены во время блокады Ленинграда. Оставшаяся часть более шести десятилетий со дня смерти художницы бережно хранилась в семье Александры Владимировны Лермонтовой-Фок, её младшей сестры.
Надежда Владимировна Лермонтова родилась 24 сентября 1885 года в Петербурге в семье учёного-физика, приват-доцента Петербургского университета Владимира Владимировича Лермонтова и его жены Екатерины Антоновны. По отцу художница являлась дальней родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Надежда Владимировна с детства увлекалась литературой и рисованием, по окончании Коломенской женской гимназии она одновременно поступает на историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1902-1907) и в Рисовальные классы Общества поощрения художеств (ОПХ).
Самостоятельная творческая деятельность Н. В. Лермонтовой началась в 1910 году, когда совместно с К. С. Петровым-Водкиным, А. П. Блазновым, Н. А. Тырсой она участвовала в воссоздании внутреннего убранства храма Василия Златоверхого в Обруче на Волыни, к тому времени только что восстановленного А. В. Щусевым. В стиле, близком нередицким росписям XII века, в технике альфреско ею исполнены шесть динамичных и насыщенных по цвету композиций, в том числе и такие сложные и ответственные, как «Страшный суд», «Жертвоприношение Авраама».
К ранним работам художницы принадлежат выполненные ею примерно в 1910 году темперой «Автопортрет» (на красном фоне), «Портрет М. Р. Пец», «Этюд на солнце» (автопортрет, Усть-Нарва), «Глиняный кувшин и яблоки», которыми Лермонтова дебютировала на выставке «Мир искусства» (1911).
В Лермонтовой в первую очередь замечаешь колорит, он ведёт её картины (а за рисунок её нередко порицали).
Обобщённость формы, выразительный контраст охр, синего и красного характерны характерны для портрета виолончелиста Пабло Казальса (1913), запечатлённого в момент страстного музицирования.
Последние годы жизни художницы (1917-1921), несмотря на лишения военного времени, на прогрессирующую неизлечимую болезнь прошли в напряжённом творчестве. Она поступает в только что открытый Институт истории искусства, создаёт эскизы для конкурса марки-эмблемы Дома-музея «Памяти борцов за свободу» (1918), оформляет постановки «Вертепа» М. А. Кузмина и «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина (1918-1919) в Петроградском кукольном театре, иллюстрирует роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Метаморфозы» Овидия (1918).
Интересны экспрессивные по решению холсты «Перед грозой» (1919), «На пароходике по Неве» (1918). На последнем остроумно изображена художница и её друзья — А. А. Зилоти, Н. А. Тырса, М. Р. Пец, М. М. Нахман. Хрупок, как видение, изысканный образ в картине «Девочка в красном» (1918), навеянный конкретной сценой на Крюковом канале, у дома, где часть тротуара была вымощена керамической плиткой и геометрическим узором.
Творческое наследие Надежды Лермонтовой интересно современным зрителям своим неповторимо индивидуальным отражением общих тенденций, глубинных процессов в отечественном искусстве 1910-х годов, как неотъемлемая часть русской культуры.