Найти в Дзене

1920–1930 МОСКОВСКИЙ ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН —ШКОЛА КОНСТРУКТИВИЗМА. Часть 2

Во ВХУТЕМАСе, действительно, преподавал весь цвет отечественного искусства 1920-х годов. Так на Основном отделении преподавали: А. Бабичев, Б. Королев и А. Лавинский (объем); Н. Ладовский, В. Кринский, И. Ламцов и М. Туркус (пространство); А. Веснин, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Древин и Г. Клуцис (цвет); Л. Бруни, А. Родченко, П. Павлинов (графика). Второй уровень — переход на один из 8 факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, металлообрабатывающий, деревообделочный, керамический, текстильный, полиграфический (графический). Среди педагогов архфака были: А. Веснин, М. Гинзбург, И. Голосов, В. Кринский, Н. Ладовский, И. Леонидов, К. Мельников, А. Щусев; живфака: С. Герасимов, А. Древин, К. Истомин, П. Кузнецов, Р. Фальк, Н. Чернышев, А. Шевченко, Д. Штеренберг; скульптфака: А. Голубкина, Н. Докучаев, В. Мухина, И. Чайков; полиграффака (графического факультета): Н. Купреянов, П. Митурич, Н. Пискарев, В. Фаворский; керфака: И. Ефимов, А. Филиппов; текстфака: О. Грюн, А. Купри

Во ВХУТЕМАСе, действительно, преподавал весь цвет отечественного искусства 1920-х годов. Так на Основном отделении преподавали: А. Бабичев, Б. Королев и А. Лавинский (объем); Н. Ладовский, В. Кринский, И. Ламцов и М. Туркус (пространство); А. Веснин, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Древин и Г. Клуцис (цвет); Л. Бруни, А. Родченко, П. Павлинов (графика). Второй уровень — переход на один из 8 факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, металлообрабатывающий, деревообделочный, керамический, текстильный, полиграфический (графический).

А. Родченко. Дом ВХУТЕМАСа. Фотография углового пилона Кузнецовского корпуса здания ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на Рождественке (Кузнецовский корпус Строгановского училища,построенный в 1914 году), где помещались производственные факультеты. 1926 г.
А. Родченко. Дом ВХУТЕМАСа. Фотография углового пилона Кузнецовского корпуса здания ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на Рождественке (Кузнецовский корпус Строгановского училища,построенный в 1914 году), где помещались производственные факультеты. 1926 г.

Среди педагогов архфака были: А. Веснин, М. Гинзбург, И. Голосов, В. Кринский, Н. Ладовский, И. Леонидов, К. Мельников, А. Щусев; живфака: С. Герасимов, А. Древин, К. Истомин, П. Кузнецов, Р. Фальк, Н. Чернышев, А. Шевченко, Д. Штеренберг; скульптфака: А. Голубкина, Н. Докучаев, В. Мухина, И. Чайков; полиграффака (графического факультета): Н. Купреянов, П. Митурич, Н. Пискарев, В. Фаворский; керфака: И. Ефимов, А. Филиппов; текстфака: О. Грюн, А. Куприн, В. Степанова, Н. Удальцова; дерфака: В. Киселев, А. Лавинский, Л. Лисицкий; метфака: А. Родченко.

В эти годы на архфаке, дер- и метфаке были заложены основы новаторских школ в области архитектуры и дизайна. На производственных факультетах вуза наиболее влиятельными были сформировавшиеся как течения в архитекутере рационализм (Н. Ладовский) и конструктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Л. Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике (он был ректором в 1923–1926 годах), оригинальная концепция пространства П. Флоренского, идеи функционализма и стандартизации А. Филиппова на керфаке.

Здание ВХУТЕМАСа на Мясницкой. Начало 1920-х годов. До 1918 года это здание занимало Московское училище живописи, ваяния, зодчества. После 1918 года оно было реформировано в Первые Государственные свободные художественные мастерские, после 1920 года стало частью ВХУТЕМАСа. Здесь помещались мастерские живописи и скульптуры, типография и полиграфический факультет,
лаборатория по испытанию стройматериалов, а также “Клуб имени Сезанна”. Здесь же проходили
приемные экзамены и начиналось обучение на Основном отделении. Здесь в огромном выставочнном зале с верхним светом устраивались выставки.
Здание ВХУТЕМАСа на Мясницкой. Начало 1920-х годов. До 1918 года это здание занимало Московское училище живописи, ваяния, зодчества. После 1918 года оно было реформировано в Первые Государственные свободные художественные мастерские, после 1920 года стало частью ВХУТЕМАСа. Здесь помещались мастерские живописи и скульптуры, типография и полиграфический факультет, лаборатория по испытанию стройматериалов, а также “Клуб имени Сезанна”. Здесь же проходили приемные экзамены и начиналось обучение на Основном отделении. Здесь в огромном выставочнном зале с верхним светом устраивались выставки.

Спустя годы нередко кажется само собой разумеющимся, что профессура и все студенты без исключения были ниспровергателями классического наследия и революционерами в искусстве, а ВХУТЕМАС — это цитадель отечественного абстрактного искусства. На самом деле по процентному составу доля художников абстрактного направления во ВХУТЕМАСе по отношении ко всему составу профессуры крайне мала. Это всего 8 – 10 человек преподавателей — основателей первых восьми пропедевтическиех дисциплин на живописном факультете5 . Основание этих дисциплин и сама экспериментально-техническая направленность подобного этапа в образования была задана официально утвержденными планами обучения сначала в Государственных свободных художественных мастерских (первоначальное название всех без исключения художественных вузов), а затем и во ВХУТЕМАСах. Первый этап — знакомство с материалами и основными элементами композиции. Отсюда — это представление о тотальной абстракции. Просуществовала эта методика максимум два года, а затем сменилась вполне привычными занятиями по рисунку и живописи. При этом не столь однозначным было и отношение студенчества ко всем этим новшествам. Многие студенты с грустью отмечали, что левые художники-конструктивисты запрещают им рисовать с натуры, говоря, что это не современно, не конструктивно, бесполезно. И потом радостно занимались живописью и рисунком с натуры, когда переходили на те факультеты и отделения, где художественная подготовка велась традиционным способом. Героем и кумиром был Сезанн, не случайно и клуб ВХУТЕМАСа был назван его имени.

В. Татлин. Проект мускулолета. 1929–1932 г..
В. Татлин. Проект мускулолета. 1929–1932 г..

При первом ректоре — скульпторе Е. Равделе (1920–1923) — сложилась двух-уровневая система подготовки. Формально-аналитический метод, отработанный в ходе экспериментов художников Русского авангарда в 10-е и 20-е гг., стал базой для создания отвлеченных упражнений по дисциплинам Пространство, Объем, Цвет, Графика, изучавшихся в течение 2-х лет студентами всех специальностей. Дисциплины Объем, Пространство, Цвет и Графика перестраивали восприятие студентов, так как вместо традиционной работы с натурой им предлагалось создавать абстрактных геометрических композиции.

Дисциплина — это «взятая отдельно какая-либо часть искусства», «даже не элемент его; это в процессе своего выявления одна из многих задач, которые ставит себе искусство»6 .

П. Митурич. Графическая язбука. 1919–1921 гг.
П. Митурич. Графическая язбука. 1919–1921 гг.

Дисциплины — это некоторый «сухой остаток» реальных творческих систем, концепций, «измов» русского авангарда. Одни дисциплины становились более популярными, чем другие. Студенты задерживались в них дольше, чем было необходимо. Стройная идея «объективного преподавания» — то есть освоения не индивидуальных особенностей почерка и стиля какого-либо художника, а объективных внеличностных средств.

П. Митурич. «Гусеница». Наземный экипаж с волновым движителем. Рисунок для патента. Начало 1930-х гг.
П. Митурич. «Гусеница». Наземный экипаж с волновым движителем. Рисунок для патента. Начало 1930-х гг.

Присутствие «производственной» или как бы мы сказали сегодня — проектной, дизайнерской составляющей творчества — сказывалось и на прикладных, и на «чистых» факультетах. Под руководством Древина и Удальцовой на живописном факультете проектируют агитустановки для празднования 5-летия Революции. Позже живописцы театрально-декорационного отделения под руководством Федоровского строят костюмы для политического карнавала, а в 1932 году создают целую галерею сатирических фигур для того же Парка культуры. Причем принцип работы и использование материала были самыми дизайнерскими, с учетом технологии станков и промышленного инструментов и материалов, а по стилистике — это были достаточно условные, шаржированные и геометризованные формы. Разрабатывая костюмы, предлагали варианты «прозодежды». На керамическом факультете разрабатывались под руководством декана А. Филиппова стандарты форм массовой посуды, не столько бытовой, сколько для коллективного быта, столовых, детских учреждений и т.д. Производственная направленность сказывалась и на характере постановок для натюрмортов как учебных, так и вступительных экзаменов. Это могли быть технические детали, простые комбинации расположенных в пространстве табуретов, мольбертов и т.д.

#наука

#история

#искусство

#Строгановка