13 февраля... В этот день произошло сразу несколько знаменательных событий в нашей истории...
Так, 13 февраля 1922 года, 19-летний Михаил Стремяков, член РКСМ, организовал Краснопресненский отряд «юных пионеров» из 50 человек в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта группа считается первым пионерским отрядом, а Стремяков - первым в истории пионерского движения вожатым.
На протяжении 1922 года, возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Самый первый из них был организован комсомольцем Сергеем Марго. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14)
Идея коммунистической организации для работы с детьми была сформулирована Н. К. Крупской. Так она предложила взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
Первые пионерские отряды детей рабочих и крестьян работали при комсомольских ячейках заводов и фабрик, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации безграмотности. Они активно ходили в геологические походы, собирали средства для покупки тракторов и комбайнов, создавали дозоры по охране урожая и колхозного имущества. Позднее пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. У пионеров были свои символы, клятвы, значки, знамя и обязанности, дававшие почётное право носить звание пионера.
13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход «Челюскин».
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.
Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев.
Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140—160 км от ледовой стоянки. Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.
16 апреля 1934 г., ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия - звание Героя Советского Союза. Первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины:
- Ляпидевский Анатолий Васильевич (Звезда Героя №1)
- Каманин Николай Петрович (Звезда Героя №2)
- Молоков Василий Сергеевич (Звезда Героя №3)
- Леваневский Сигизмунд Александрович (Звезда Героя №4)
- Слепнёв Маврикий Трофимович (Звезда Героя №5)
- Водопьянов Михаил Васильевич (Звезда Героя №6)
- Доронин Иван Васильевич (Звезда Героя №7)
Остальных авиаторов, пилотов и бортмехаников, наградили орденами.
11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семёна Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.
«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока - будущего порта приписки - и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьёзной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.
23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затёрло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Ещё 104 человека успели благополучно высадиться на лёд со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.
Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев - это снять их самолётами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнёт ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полётам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнёва - будущих первых Героев Советского Союза.
Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолёте АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР - звание Героя Советского Союза, а ещё через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым лётчикам-полярникам.
Торжественная встреча челюскинцев на всём пути от Владивостока, куда их доставили на пароходе «Сталинград», до Москвы была грандиозной. Триумф челюскинской эпопеи, за которой, затаив дыхание, следил буквально весь мир, показал всем «высокий профессионализм, смелость, отвагу и силу духа всех принимавших в ней участие людей — как челюскинцев, так и спасателей. Челюскинская эпопея остаётся в нашей памяти как пример благородства, отваги и мужества. Беспримерное мастерство советских лётчиков и техническое совершенство советских машин вызывали восторженные отклики во всём мире».
Не случайно Главный политкомиссар РККА Лев Мехлис написал в предисловии к сборнику «Как мы спасали челюскинцев», изданному «по горячим следам» после возвращения участников героической эпопеи в Москву, следующее:
«Буквально десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-учёным товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условиях величайшей трагедии - гибели «Челюскина». Выдержат ли участники экспедиции столь продолжительный ледяной плен? Не потеряют ли самообладания, и не постигнет ли их участь многих и многих экспедиций, когда каждый спасал лично себя, а большинство погибало?»
Известие о гибели парохода «Челюскин» и о людях на льдине буквально молнией облетело земной шар и потрясло весь мир. Как утверждал Л. Мехлис:
«даже сочувственно относившиеся к челюскинцам буржуазные деятели пессимистически оценивали положение. Многие вспоминали трагическую гибель Амундсена, вылетевшего на гидроплане спасать северную экспедицию Нобиле. Они считали неизбежной гибель всех или большинства участников экспедиции Шмидта. «Быстрое спасение при помощи самолётов, - писала «Прагер Пресс», - невозможно не только потому, что в таких отдалённых местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолётов, но и потому, что время года противодействует полётам: туманы, метели, сильные ветры». Датская газета «Политикен» поспешила напечатать некролог, посвященный славному руководителю челюскинцев - Отто Юльевичу Шмидту. «На льдине, - писала она, - Отто Шмидт встретил врага, которого никто ещё не мог победить. Он умер, как герой, человек, чьё имя будет жить среди завоевателей Северного ледовитого океана».
Мехлис не забыл, как «посмеивалась фашистская печать над большевистским планом спасения.
«Фелькишер Беобахтер», поганенький национал-социалистский официоз, писал, что «принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана». Но какие меры ни принимай - ничего не выйдет у большевиков. Самолёты отправляются на верную гибель, их ждёт обледенение, «каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности». Надо предоставить людей самим себе. Не поддерживайте с лагерем Шмидта и радиосвязи, твердит «Фелькишер Беобахтер», ибо «с психологической точки зрения радиоустановка является вредной потому, что она возбуждает в потерпевших крушение ложные надежды, которые потом не осуществятся». Отправляйтесь пешком, подбивал враг, может тогда что-нибудь и удастся. Участники экспедиции показали непревзойдённый образец стойкости и дисциплины. Они выдержали всемирный экзамен».
«Ни одного человека не отдадим в жертву Арктике» — таков был сталинский пароль. И большевистская организованность двинулась в наступление на лед, бурю, суровую зиму Чукотки, на Анадырский хребет».
13 февраля 1956 года начинает работу советская антарктическая станция «Мирный».
Радиоинженер Пётр Целищев поднял над станцией Государственный флаг СССР. Это - первая советская антарктическая станция. Построено 21 здание и аэродром. С этого аэродрома, в конце февраля-начале марта начинаются регулярные полёты по исследованию территории для строительства основных внутриматериковых станций "Восток" и "Советская". Современные постройки Мирного возведены в 1971-1978 годах. В Мирном была даже улица Ленина.
Действия советской "научной" экспедиции, в отличии от американской военной, были чересчур слажены и целенаправленны. Изучались исключительно районы постройки новых станций, даже с наступлением зимы, в апреле был отправлен санно-тракторный поезд для строительства промежуточной станции в глубине материка и в мае 1956 года в 370 км от берега была основана станция "Пионерская".
Станцию, расположенную на побережье моря Дейвиса, назвали в честь легендарного шлюпа «Мирный», которым командовал один из первооткрывателей Антарктиды, будущий адмирал Михаил Лазарев. Сооружения станции размещены на четырёх выходах скальных пород.
Это первая отечественная антарктическая станция. Обсерватория «Мирный» несколько десятилетий являлась основной базой советских исследований в Антарктике. На станции «Мирный» шла подготовка санно-гусеничных походов по Антарктиде.
Учёные получили первые сведения о неизвестных природных процессах, уточнили географию Антарктиды. Многие впервые открытые горы, бухты, заливы, мысы, побережья, озёра и другие географические объекты получили названия на русском языке. Итогом исследований стало создание в 1966–1969 годах двухтомного атласа Антарктики, удостоенного Государственной премии СССР.
Вот чем знаменателен в нашей истории этот день, 13 февраля...