Найти в Дзене
Илья Шевченко

Я никто, и это замечательно

Сегодня я бы хотел глубже раскрыть тему "ничто как всё". Наука в лице квантовой механики столкнулась с тем, что пустота не пуста. То что мы раньше считали пустотой, оказалось наполненным незримой, динамичной энергией, порождающей сущее из ничто. Мы привыкли считать, что человека формирует общество. Конечно, есть ещё гены и врождённые свойства, но и это также параметры, задаваемые кем-то извне (другими людьми или природой, сути не меняет). Сам человек не обладает свободой выбора, кем ему быть. Его сущность уже дана ему заранее. Все действия человека проистекают из его сущности, то есть они предрешены тем, кто он уже есть. Я не могу подумать или сделать ничего такого, что не содержалось бы загодя в моей сущности. Змея не может быть птицей. Червь не может быть антилопой. И так далее. А куда делась свобода? Ведь если я уже есть то, что я есть, то, выходит, я раб собственной природы? Как же мне стать свободным? Надо ли мне для этого НЕ-БЫТЬ? Тут-то и выясняется, что понятие свободы очень т

Сегодня я бы хотел глубже раскрыть тему "ничто как всё". Наука в лице квантовой механики столкнулась с тем, что пустота не пуста. То что мы раньше считали пустотой, оказалось наполненным незримой, динамичной энергией, порождающей сущее из ничто.

Мы привыкли считать, что человека формирует общество. Конечно, есть ещё гены и врождённые свойства, но и это также параметры, задаваемые кем-то извне (другими людьми или природой, сути не меняет). Сам человек не обладает свободой выбора, кем ему быть. Его сущность уже дана ему заранее. Все действия человека проистекают из его сущности, то есть они предрешены тем, кто он уже есть. Я не могу подумать или сделать ничего такого, что не содержалось бы загодя в моей сущности. Змея не может быть птицей. Червь не может быть антилопой. И так далее.

А куда делась свобода? Ведь если я уже есть то, что я есть, то, выходит, я раб собственной природы? Как же мне стать свободным? Надо ли мне для этого НЕ-БЫТЬ? Тут-то и выясняется, что понятие свободы очень тесно связано с пустотой и небытием.

Но пустоты, как выяснилось, не существует. Вернее, она существует, однако не является простым отсутствием чего-либо. Пустоту можно почувствовать. Не верите? Положите перед собой чистый лист бумаги. Взгляните на него. Что вы чувствуете? Действительно ли он пуст? И да, и нет. Он пуст в том смысле, что на нём нет никаких надписей или рисунков. И в то же самое время он полон возможностей. Он полон тем, чего нет, но что могло бы быть – всем тем, что при желании можно было бы на нём написать или нарисовать. Аналогично, исписанный лист исчерпал свои возможности: он полон, но он пуст.

В детстве человек полон жизненных сил, потому что он свободен от бытия. Оно (бытие) пока не нанесло на него свои письмена. Тоска, которую мы испытываем, вспоминая себя в детстве – это тоска по жизненной силе. Тоска исписанного листа.

Это не значит, что надо вернуться в детство, стерев себе память с помощью какого-нибудь магического прибора. Нет. Это значит, что с возрастом человек замыкается в своём прошлом опыте, утрачивая контакт с полем возможностей.

Та же самая логика рассуждений применима и к человечеству в целом, если мы берём человечество как коллективного субъекта, проходящего через различные этапы взросления. Тоска по более простым временам, когда человек ощущал своё единство с природой, имеет ту же природу, что и тоска по своим собственным детским годам.

Знаменитая формула Эйнштэйна e=mc квадрат иллюстрирует этот принцип как нельзя лучше. Из материи можно высвободить энергию, а из энергии можно создавать материю. К сожалению, в крупных масштабах человечество освоило только первую часть (ядерный взрыв). Создавать материю из энергии получается пока только на квантовом уровне.

Степень моей свободы определяется тем, насколько я свободен от бытия. Другими словами, насколько я – энергия, а не материя. Слово «материя» понимается мной широко, то есть для меня знания и опыт – это тоже материя.

В прошлой статье (и не только в ней) я писал о своём вечном противостоянии с обществом и другими людьми. Эта заезженная на первый взгляд тема (личность против общества – не банальность ли?) пронизывает красной нитью всю мою жизнь. Когда я люблю – я теряю себя. Когда я ненавижу – я обретаю себя. Вы думаете, я хочу ненавидеть? Я хочу любить. Но ещё больше я хочу быть самим собой, и если для этого мне придётся ненавидеть, то так и будет. Никто не отнимет меня у меня.

Но какого «я» мне не хочется терять? За что я сражаюсь? Как должно быть ясно из сказанного в начале статьи, я сражаюсь за право быть никем. Создание концепции себя равносильно надеванию на себя кандалов. Я неоднократно это делал и всякий раз, как только приходил к заключению о том, кто я такой, испытывал дикую потребность разрушить созданный мною же образ. В индийской мифологии есть бог Шива, который одной рукой создаёт мир, а другой разрушает. Очень хорошо его понимаю!

«Никем» следует читать как «чистой энергией». Подобно чистому листу, я – лишь возможность самого себя. Я – то, чем я мог бы стать.

Попробую соединить хаос мыслей во что-то цельное.

Если понимать противостояние личности с обществом как противостояние бытия и небытия, а небытие, в свою очередь, понимать как возможность, то не окажется ли в итоге, что оба полюса дополняют друг друга? Пустота (энергия) чистого листа трансформируется в рисунки. Возможность становится действительностью (а иначе, какой в ней прок?). Небытие стремится стать бытием.

Статья получилась длинной и путанной. Я сделал множество противопоставлений, которые казалось бы, не связаны между собой, но я уверен – все эти противопоставления на самом деле одно противопоставление под разными именами. В основе мироздания лежит фундаментальная двойственность...

Но это два лица одного бога.