Найти в Дзене

Музыкальное обучение в Англии. Отличия от российского образования.

Оглавление
Юлия Кантонистова - певица, музыкант, саунд продюсер, педагог по вокалу.
Юлия Кантонистова - певица, музыкант, саунд продюсер, педагог по вокалу.

Я уже начала вам рассказывать об интересных событиях, происходящих в нашем колледже и какую пользу мы можем извлечь из них.

Мастер класс Оливии - директора Лондонского агентства по бэквокалу - здесь. Про экзамены здесь. Про МК с Зеном - клавишником Эми Уайнхаус - здесь.

Больше всего вас интересовало, друзья, чем отличается обучение в Англии от обучения в России. Я преподавала в российском музыкальном колледже, работала с оркестром и имею большой опыт взаимодействия с музыкальной структурой в России. В Англии я заканчиваю магистратуру в колледже современной музыки ICMP UK и обучаю вокалу.

1. Коллаборация жанров и отсутствие превосходства классической музыки над современной.

Одно из самых главных отличий обучения в UK - это большое количество ресурсов для обучения современной музыке. Если начинающий музыкант хочет учиться классической музыке, он выбирает классическое направление. Если же у студента есть предпочтение к современной музыке (начиная с 20 века музыка условно считается современной), то есть для этого учебные заведения, которые специализируются именно на ней. И в таких заведениях нет классического стандарта пения, нет классических оперных положений звучания голоса и совершенно другая эстетика и практика вокала и инструментов.

Здесь также нет снобизма по поводу "превосходства" классической музыки над другими жанрами и стилями. Очень многие классические музыканты и преподаватели работают в современных проектах, применяя свои навыки с большим удовольствием в разных жанрах.

Например, наша преподавательница по ансамблю виолончелистка и руководитель оркестра, занимается экспериментальной музыкой, изучает Джона Кейджа, выступала на самых безумных в хорошем смысле этого слова событиях с звездами экспериментального жанра.

А другой наш преподаватель - аранжировщик струнных оркестров работает с Бейонсе и предоставляет струнные аранжировки для других звезд современной музыки.

И это меня лично очень радует. Потому что музыка не имеет границ и не имеет, в отличие от людей, снобизма и "величия". Она прекрасна в любых жанрах и стилях, она ценна и выражает все, что мы чувствуем. Ее можно делать или играть качественно или любительски - это другой вопрос. Но жанры всегда ценятся одинаково.

Лондон - это колыбель многих жанров и стилей, например драм-энд-бейс, который возник буквально на глазах моих друзей, которые рассказывали мне как они ходили в те самые знаменитые кулбы, где музыканты экспериментировали с темпом и звучанием, в самые времена процесса рождения драм-энд-бейса.

И такое может быть только если воспринимать музыку свободно и думать шире. Что наверное я посчитаю за второй пункт моего размышления.

Я очень люблю свой колледж и безумно рада быть в команде профессионалов.
Я очень люблю свой колледж и безумно рада быть в команде профессионалов.

2. Широкий подход к обучению и подготовка к миру музыки

В колледже, где я заканчиваю магистратуру ICMP UK, всех студентов учат играть на своем инструменте, но и мыслить музыкально и артистически шире и свободнее.

Если мы учимся петь или играть на своем инструменте, проводим с ним часы ежедневно (что и должно происходить) - это прекрасно. Это изучение вглубь. Без него музыкантом не стать.

Однако этого недостаточно для того чтобы быть полноценным артистом и ориентироваться в современном мире музыки.

Подумайте, чем отличается мир сегодняшний от мира ну скажем в 70-е годы (а принципы классического музыкального образования мало поменялись с тех пор)? Правильно, не было интернета, не было самостоятельных артистов, не было Лоджиков, Аблетонов и прочих Протулсов. Не было компьютеров. Не было соцсетей. Не было доступа друг к другу, все делалось "наверху", не было сериалов и разножанровых фильмов, не было ютуба, не было обучающих видео, не было микрофонов которые можно купить и записать альбом в спальне, не было смартфонов с камерами лучше чем у киношников - ничего этого не было.

Музыканты пели в оркестрах, ресторанах, работали учителями, избранные записывались на "Мосфильмах", еще более избранные выступали по телевизору и на радио. Все.

И вот именно так до сих пор учат в российских музыкальных заведениях - петь, играть, преподавать. А всего остального как будто не существует. Как будто не существует миллиардной индустрии музыки в видеоиграх, как будто не существует продакшена и аранжировок, как будто не существует соцсетей, как будто никто не работает сессионным музыкантом, как будто нет битмейкеров, аранжировщиков вокала, бэк-вокалистов, нет сонграйтеров, нет рэперов, нет битбоксеров, нет людей пишущих музыку для сериалов и фильмов, как будто нет артистов современного жанра которые собирают людей на концерты, как будто нет музыкальных блогеров.

Смотрите, сколько есть работы для музыкантов в мире музыки, о которой просто не говорят в музыкальных учебных заведениях в России. Не кажется ли это неким безумием. Не учат сочинять песни. Как можно быть певцом, артистом с образованием и не уметь сочинять свои песни. Или придется всегда петь чужое. Или придется самому как-то учиться.

Я часто вижу как музыканты, которые заканчивают музыкальное учебное заведение в России, просто не знают что им потом делать. Многие остаются работать учителями в музыкальной школе, что прекрасно, но как вы знаете финансово печально. Кто-то работает в оркестрах, не скрою опять-таки за смешные зарплаты. Кто-то начинает самостоятельно искать возможности заработать - часто это кавер-бэнды для ивентов, пение в ресторанах и на мероприятиях. Что является потрясающим опытом и может быть очень успешным делом и любимым даже и прибыльным (если есть коммерческое мышление), но тоже не всегда.

И вот среднестатистический учащийся музыкального колледжа просто не представляет что ему со своей скрипкой / пианино / голосом потом делать: идти работать учителем или в ресторан.

Делать на самом деле можно многое, но вот только об этом не рассказывают в наших учебных заведениях к большому сожалению, потому что классическая подустаревшая система просто не соответствует сегодняшней реальности. И люди вынуждены сами искать решения. Хотя образование в первую очередь должно заботиться о том, чтобы люди, которых они выпускают, работали и приносили пользу. Себе в том числе.

В нашем колледже в Лондоне с этим гораздо лучше.

3. Чему кроме основного инструмента учат музыкантов

1. Продакшену. Для того чтобы уметь самостоятельно сделать демо, чтобы уметь выражать свои идеи, сочинять и писать свои песни.

2. Аранжировке. Это идет в паре с продакшеном или с работой в группе. Без понимания аранжировки невозможно стать полноценным музыкантом.

3. Работе в музыкальной группе. Студенты много репетируют вместе, объединяются в группы и работают разными составами с учителем и самостоятельно.

4. Работе бэк-вокалистом. Каждый вокалист должен также принимать участие в проектах других вокалистов на бэк-вокале. Это оценивается на экзамене тоже.

Здесь я в роли бэк вокалистки для мой коллеги.
Здесь я в роли бэк вокалистки для мой коллеги.

5. Хор тоже есть. В хоре занимаются все, не только вокалисты. Он по желанию и для всех. Репертуар современный - от Уитни Хьюстон до Билли Айлиш.

6. Теория музыки обязательно. Здесь разбирается вся базовая теория, нет музыкантов, которые не знают смысла музыки в теории.

7. Студийная работа. Тут студентов учат работе с аппаратурой, с микшером, с программами, учат записывать других и выступать в роли продюсера и записываться как приглашенный музыкант.

8. На первом же курсе всех обучают основам музыкального бизнеса. Это самые современные знания о том как работает музыкальная индустрия в UK, в Америке и в целом. Как работать с менеджером, кто такие лейблы, как заключать контракты. Рассказывают даже какие цены назначать. И рекомендуют вступать в профсоюзы музыкантов и получать все необходимые консультации.

9. Учат сонграйтингу - написанию песен. Каждую неделю проходят всем доступные занятия и мастер-классы по написанию песен, которые можно посещать, петь свои песни, обсуждать вопросы, помогать и поддерживать других начинающих авторов.

10. Учат важным правовым моментам - как распределять доход от песен, что такое авторство и как с ним работать и тд.

Это я не факультеты перечисляю. Хотя они отдельные тоже есть. Это модули в направлении "вокал", "гитара" и тд. То есть всех учат этому.

И это еще далеко не все, друзья. Англичане очень серьезно относятся к подготовке музыкантов. Им важно иметь качественную музыку и крутых популярных артистов. Поэтому не удивительно, что они лидируют в этой индустрии уже давно.

И вот когда ты понимаешь что есть все вышеперечисленные грани, ты видишь, что можно так много где работать на самом деле. Мир музыки очень большой и очень интересный. И чтобы не словить фрустрацию по окончании учебного заведения, хорошо было бы уметь и знать эти вещи.

4. Оборудование, инструменты, студии и репетиционные.

Это серьезное отличие вытекает из предыдущих пунктов. Невозможно научить людей работать в студии не имея студии. Невозможно научить группу играть, не предоставив аппаратуру, инструменты и репетиционные комнаты.

ICMP - это лучший колледж современной музыки в Объединенном Королевстве по официальному рейтингу. И здесь отличные студии и репетиционное оборудование.

Вот на фото наше еженедельное занятие студийной работой. Мы каждую неделю выбираем песню и продюсируем ее самостоятельно, привлекая своих коллег-студентов к процессу. И участвуем в проектах других. Наша работа оценивается на экзамене.

В колледже сотни микрофонов, проводов, процессоров, стоек, множество ударных установок, гитар разного вида, клавиш, пианино, миди, наушников, аудиокарт и тд. - большие склады и целая команда людей которые студентам выдают все необходимое и следят за исправностью аппаратуры. В каждом кабинете и даже в коридорах стоят макбуки с установленными Logic, Ableton и Pro Tools.

Большую роль играет спонсорство - это коммерческая договоренность. Некоторые комнаты оборудованы определенным видом оборудования от спонсора - это комната с их логотипом. Таким образом компания рекламирует свое оборудование для своих будущих покупателей.

5. Есть какие-то минусы?

Наверняка спросите вы. Минусы есть всегда и во всем, но смотря как к ним относиться. Кому-то минус - это большая конкуренция и очень высокий уровень студентов и музыкантов в UK. Он действительно очень высокий. Здесь нет ни одного вокалиста, который не умеет сходу петь гармонию. Здесь нет ни одного барабанщика, который не может сесть и сыграть замену другому барабанщику. Здесь почти все пишут свою музыку. Почти все владеют программами и умеют работать с оборудованием.

Да, это непросто быть среди грамотных и очень продвинутых людей. Но только если вы не сами такие. Если вам недостает знаний и умений - придется очень тяжело. Если вы такого же уровня - это бесконечное удовольствие. Поэтому сюда нужно поступать уже подготовленным. Здесь с нуля не учат. И нужно уметь очень быстро учиться. И конечно очень хорошо знать английский язык.

Минусом может стать сложность и разнообразие навыков особенно для тех, кто привык копать только вглубь не испытывая необходимость знать и уметь новые вещи в современном мире.

Минусом также может стать неумение налаживать коммуникацию и связи. Здесь придется общаться и делать это очень деликатно и умело. Здесь строгие правила поведения не смотря на демократичность и принятие всех людей, жанров, культур и национальностей - тут нет привилегий ни для кого. Ко всем относятся с одинаковым уважением и от всех требуют того же.

Минусом может быть большая конкуренция на выходе, если хочется выступать, петь. Но это опять-таки зависит от уровня ваших умений и того, насколько приятный вы человек. С неприятными и зазнавшимися людьми тут не работают. Оберткой тут не возьмешь, накрученными подписчиками тоже, мало интересует внешность, регалии тоже никто не спрашивает. Все судят по факту - классно поешь, ответственный и комфортный, берем. Нет - не интересно.

Грамотных музыкантов здесь очень много и это может быть действительно тяжело для тех, кто находится на среднем уровне. Но это Лондон. А как иначе?

6. Что делать?

Наверное, друзья, хочется задать этот вопрос. Что делать если ты не в Лондоне и нет возможности учиться в таких заведениях. И у меня долгие годы не было, ребят. Я прошла большой и непростой путь чтобы все получилось. Я обычный человек без какой-то магии или бесконечных ресурсов. Единственное что я делала - это училась и училась тщательно и со страстью. Я всегда знала, что знания и умения всегда важнее. Потому что они приносят все остальное. Но не сразу. Но приносят.

Умному человеку доступно очень многое. Умелому и умному еще больше. Поэтому нужно прокачивать себя, свои умения, свои возможности. И делать это заранее и самостоятельно, не ждать никого.

Потому что в определенный момент все умения и знания сходятся в одно и срабатывают.

Давайте распишу вам перечень того что я делала и что мне помогло стать полноценным музыкантом самостоятельно еще до поступления в колледж. Посмотрите, может что-то из этого тоже пригодится вам.

1. Я развивала свой голос, училась по курсам, училась на своих ошибках, записывала себя и слушала, анализировала и думала. В мое время не было обучающих видео на YouTube и многое приходилось понимать самой через пробы и ошибки. Поэтому я теперь знаю как учить людей, чтобы у них все получалось. Развивайте свой голос, свой инструмент, учитесь деталям. Это - ваше богатство и сила.

2. Я изучила Logic и Ableton самостоятельно, изучила сведение и основы мастеринга. Я установила себе все плагины и программы, писала музыку и выпускала ее. Я разобралась с оборудованием и научилась настраивать звук, я изучила основы физики звука чтобы знать как все работает. Изучайте это, друзья. Это дает большое преимущество.

3. Я много выступала в течение 20 лет. На всех возможных мероприятиях, фестивалях, свадьбах, презентациях, праздниках и прочих событиях. Я никогда не говорила нет, будь то песни на китайском языке или песни для октоберфеста. Так я научилась быстро учить песни, у меня более 1000 песен в репертуаре - и все это помогает мне сейчас разучивать и готовить новые песни буквально за час. Я не боюсь сцены и никогда не испытываю волнения просто потому что я там как рыба в воде. Побольше выступайте! Всегда и везде.

4. Еще я изучала историю музыки - современной, джазовой, классической, историю музыки разных стран, смотрела просто даже поверхностно разные культуры. Это большой объем информации, но даже просто заглянуть туда - уже полезно. Вы существенно расширяете свой музыкальный кругозор и поете и сочиняете иначе.

5. Я занималась лингвистикой, изучала иностранные языки, читала много и это помогло мне убрать барьер к сочинению песен и текстов. Изучайте языки, можете даже просто свой родной поизучать, читайте - это всегда источник вдохновения для своего творчества.

6. Я научилась теории музыки и нотной грамоте самостоятельно и при помощи друзей музыкантов. Не обязательно ходить в музыкальную школу чтобы ее понять. Учитесь сами этому, это вполне реально.

7. Ну и конечно я научилась петь гармонию и импровизировать (это кстати связано). Петь гармонию надо учиться, друзья. Это такой важный и такой базовый навык. Причем ее надо не только петь по нотам но и самому слышать и придумывать на ходу варианты.

И конечно нужно уметь организовывать свою жизнь, свой быт и уметь говорить "нет". Про это я отдельно как-нибудь напишу. Это ключевой момент тоже.

В рамках своей образовательной деятельности я записываю для моих учеников специальные курсы-тренажеры. Если вы хотите прокачать недостающие вам навыки в вокале, можете взять их себе на заметку. По ним занимаются мои ученики и я рекомендую их для самостоятельных тренировок.

Курсы очень удобны, они не ограничены по времени и вы можете выбрать нужный вам аспект пения. Все курсы очень доступны по цене. Их уже достаточно много - выбирайте то, что нужно именно вам.

Вся информация по курсам есть здесь:
🟥🟧🟨
Обучающие курсы вокала
Отзывы и подробная информация также есть
здесь

Курсы по ключевым моментам, о которых я говорила:
🟩
Курс “Гармонический слух. Базовый“ - для обучения пения и понимания гармонии с нуля
🟩
Курс “Гармонический слух. 2 часть“ - для навыка бэк-вокала

🟣 Курс “Теория музыки. Базовый” - теория музыки для новичков
🔵
Курс “Теория музыки. 2 часть” - продолжение, где мы разбираемся с диезами и бемолями раз и навсегда

И приходите к нам в телеграм канал, друзья. У нас есть там очень интересные музыкальные активности и мы поддерживаем друг-друга добрым словом и полезным общением.

Я вам желаю, друзья, вокальных и музыкальных успехов! Пусть все получается!

Пишите в комментариях ваши вопросы, обсудим интересное.

_________

Юлия Кантонистова