В этой статье поговорим о том, что часто становится камнем преткновения для многих при освоении китайской живописи – о правилах композиции. Знаете, когда я только начинал изучать Гохуа, эти правила казались мне какой-то абстрактной теорией. Но со временем, после сотен созданных в России и Китае онлайн-курсов, на съемках каждого из которых на моих глазах создавались десятки картин и свитков, я понял: это не просто набор сухих рекомендаций, а настоящие ключи к созданию гармоничных произведений.
Многие начинающие художники уделяют огромное внимание технике владения кистью, но часто недооценивают важность композиции. А ведь именно она превращает набор линий и пятен в настоящее произведение искусства! Давайте разберем 11 ключевых правил, которые помогут вам создавать гармоничные работы.
Бу-Ши (布势) - композиционное расположение
Это фундаментальный принцип построения картины. Старые мастера разработали пять базовых схем, которые они описывали через форму китайских иероглифов. Давайте разберем их:
- Иероглиф "чжи" (之) – композиция словно течет слева направо, как горная река
- Иероглиф "цзя" (甲) – тяжелый верх будто нависает над легким низом
- Иероглиф "ю" (由) – наоборот, легкий верх парит над основательным низом
- Иероглиф "цзэ" (则) – левая часть наполнена, правая дышит пустотой
- Иероглиф "сюй" (须) – левая часть свободна, правая насыщена деталями
Чтобы научиться видеть, а потом и применять принцип Бу-Ши, я рекомендую вам периодически выполнять следующее упражнение: возьмите известные картины китайских мастеров и попытайтесь найти в них эти схемы. Вскоре вы удивитесь, как часто они проявляются даже в самых сложных композициях!
Давайте, прямо сейчас полистаем для примера знаменитый альбом с пейзажами Шитао и попробуем разглядеть схемы Бу-Ши:
Бинь-Чжу (宾主) - главное и второстепенное
В традиционной китайской живописи нет места случайностям. Каждый элемент картины играет свою роль, как актер в театральной постановке. И как в театре есть главные и второстепенные роли, так и в живописи есть главные и второстепенные элементы.
Возьмем знаменитую работу Ци Байши "Орел на сосне". На первый взгляд может показаться, что сосна, занимающая большую часть картины, является главным элементом. Но это не так! Главный герой здесь – орел (чжу), а сосна (бинь) создает для него идеальное окружение, подчеркивает его величие и силу.
В пейзажах этот принцип работает особенно ярко. В эпоху Мин художник Шэнь Хао наставлял учеников: "Сначала определи положение правителя и подданных: иногда гора – правитель, а деревья – помощники, иногда дерево – правитель, а горы – помощники. Только после этого начинай работать кистью". Такой подход помогает избежать хаоса в композиции и создать четкую иерархию элементов.
Цюй-Шэ (取舍) - искусство выбора
Это один из самых сложных принципов для западного мышления. Мы привыкли думать, что чем больше деталей, тем лучше. Но в китайской живописи работает противоположный принцип: художник должен оставить только самое важное, отбросив все лишнее.
Яркий пример – "Ли Бай, читающий стихи" Ляна Кая. Весь лист почти пуст, есть только фигура поэта. Но именно эта пустота создает пространство для воображения зрителя. Где читает стихи Ли Бай? В горах? В саду? У реки? Каждый может представить свой ответ.
Или возьмем "Горное жилище в бамбуковой роще" Ци Байши. Художник намеренно не изображает людей, лишь намекая на их присутствие. Это создает удивительное чувство уединения и покоя.
Шу-Ми (疏密) - разреженность и плотность
Дэн Шижу прекрасно определил этот принцип: "В редких местах должна пройти лошадь, в густых – не должен проникнуть ветер". На уроках в нашей школе вы часто слышите от учителей: представьте, что ваша картина должна дышать. Есть места, где нужна плотность, насыщенность деталями, а есть места, где картине нужно "вдохнуть" – это и есть разреженные участки.
Посмотрите на работу "Тагор" Сюй Бэйхуна. Свободные, летящие линии одежды поэта контрастируют с плотным, насыщенным фоном из листвы. Этот контраст создает динамику, делает композицию живой и интересной.
Сюй-Ши (虚实) - пустота и наполненность
Пань Тяньшоу говорил: "В китайской живописи основными цветами являются черный и белый. Где есть изображение – там черное, где нет – там белое. Белое – это пустота, черное – это наполненность. Взаимосвязь пустого и наполненного проявляется через то, как пустота выявляет существующее".
В китайской живописи каждый элемент существует в паре со своей противоположностью:
- Светлое и темное
- Разреженное и плотное
- Движение и покой
- Легкое и тяжелое
- Второстепенное и главное
- Далекое и близкое
Возьмем "Древние сосны Хуаншань" У Чаншо. Посмотрите, как динамичные облака и текущая вода (сюй) контрастируют с неподвижными, могучими соснами и горами (ши). Это создает внутреннее напряжение, делает картину живой.
Кай-Хэ (开合) - раскрытие и закрытие
Знаете, этот принцип учителя часто объясняют через музыку. Представьте китайскую картину как музыкальное произведение. У нее должно быть вступление (кай - открытие), развитие темы и завершение (хэ - закрытие).
Возьмем свиток "Виноград и белка" Ци Байши. Композиция начинается сверху – там лоза винограда начинает свое движение, разворачивается, как музыкальная тема. Это "кай". Затем идет развитие – грозди винограда создают ритм, ведут взгляд. И наконец, внизу картины – маленькая белка, которая словно ставит точку, завершает композицию. Это "хэ".
Обязательно, рассматривая картины китайских мастеров, тренируйтесь прослеживать этот путь: где он открывается, как развивается и где находит свое завершение. Кстати, в одной работе может быть несколько таких циклов "открытие-закрытие", но всегда есть один главный.
Кун-Бай (空白) - магия пустоты
О, это мой любимый принцип! В европейской традиции пустое пространство часто воспринимается как незаполненное, незаконченное. В китайской живописи пустота – это активный элемент композиции, который работает не меньше, чем заполненные участки.
Хуан Биньхун подчеркивал: "Глядя на картину, нужно смотреть не только на места, где есть изображение, но и на пустые пространства". Дэн Шижу добавлял: "В живописи нужно использовать белое, чтобы уравновесить черное – тогда появляется особое очарование".
Пустота может быть разной:
- Она может изображать воду, как в "Путешествии по горной реке" Цянь Ду.
- Создавать воздушное пространство, как в пейзажах Фан Куня.
- Играть роль воздуха, подчеркивающего форму и характер объекта изображения как в альбоме "Орхидей, бамбуков и камней" Чжу Шэна.
- Формировать эмоциональное пространство, как в "Бессмертном" Ляна Кая.
Пустота в картине – как тишина в музыке. Без нее нет мелодии. Не бойтесь оставлять пустоты. Они не делают картину незаконченной – они делают ее глубокой.
Дуй-Би (对比) - сила контраста
Шэнь Цзунцянь в своем трактате "Изучение живописи на лодке из тростника" писал: "Когда хочешь создать плотную, насыщенную композицию, начни с редкого и рассеянного; когда стремишься к простору и свободе, начни с высокого и отрывистого; когда хочешь создать пустоту, начни с наполненности; когда стремишься к глубине, начни с яркости".
Контраст – это не просто разница между темным и светлым. В китайской живописи мы работаем со множеством типов контрастов:
- Контраст размеров: как в "Мальчике на буйволе" Го Сюя, где маленькая фигурка ребенка подчеркивает мощь животного
- Цветовой контраст: взгляните на "Белую магнолию" Юй Фэйаня, где белые цветы магнолии поют на фоне глубокой синевы
- Контраст движения и покоя: в "Птенцах ждущих корма" Ли Ди один птенец замер в ожидании, другой активно тянется к пище
- Контраст линий: прямые стволы бамбука и изгибающиеся ветви в "Бамбуке на ветру" Ли Фанъина
Еще одно упражнение в вашу копилку освоения 11 золотых правил китайской живописи: пробуйте найти все возможные контрасты в одной картине. Обычно первые два-три очевидны сразу же, а потом начинаются открытия – вы будете находить все новые и новые противопоставления, которые делают композицию живой и интересной.
Цзюнь-Хэн (均衡) - тайны равновесия
Равновесие в китайской живописи – это совсем не то же самое, что симметрия. Это скорее как весы, где маленький, но тяжелый предмет может уравновесить большой, но легкий.
Давайте посмотрим на "Летучую мышь на ветру" Гао Цзяньфу. Вся композиция сконцентрирована справа – там ветви, листья, каллиграфические надписи. А слева – только маленькая летучая мышь. Но картина идеально сбалансирована! Почему? Потому что живое существо имеет больший визуальный "вес", чем растительные элементы.
Вот основные способы создания баланса:
- Через размер и вес объектов
- Через цвет (яркое маленькое пятно может уравновесить большое спокойное)
- Через направление движения (как в "Скачущем коне" Сюй Бэйхуна, где пустое пространство перед скачущим конем уравновешивает его фигуру)
- Через сложность деталей (участок с множеством мелких деталей уравновешивается простой большой формой)
Сэ-Цай (色彩) - цветовая гармония
В китайской живописи цвет никогда не существует сам по себе – он всегда работает в паре с тушью. Это создает особую глубину и выразительность, которой сложно достичь другими средствами.
Взгляните на работы У Чаншо. В его картинах основной цвет никогда не остается одиноким – он всегда поддержан более слабыми оттенками в других частях композиции. Это создает цветовые рифмы, делает картину цельной.
Вот несколько важных правил работы с цветом:
- Цвет должен поддерживать композицию, а не разрушать ее
- Яркие цвета требуют пространства вокруг себя
- Сложные цветовые сочетания нуждаются в участках чистой туши для баланса
- В традиционной живописи цвет часто используется символически (например, красный для цветов сливы, зеленый для молодого бамбука)
Бэй-Цзин (背景) - искусство фона
Знаете, что отличает мастера от начинающего художника? Умение работать с фоном. В китайской живописи фон – это не просто "то, что за главным объектом". Это активный участник композиции, который часто рассказывает не меньше, чем главный герой картины.
Посмотрите на картину "Четыре сороки" Сюй Бэйхуна. Колышущиеся ивовые ветви на заднем плане не просто заполняют пространство – они создают настроение, передают движение ветра, поддерживают игривый характер сорок на переднем плане.
При работе с фоном важно помнить:
- Фон должен поддерживать главный объект, а не соперничать с ним
- Степень проработки фона зависит от жанра (в "цветах и птицах" фон часто более детальный, чем в пейзажах)
- Фон может быть как конкретным, так и абстрактным
- Иногда лучший фон – это его отсутствие
В "Цветах и птицах" Гао Цифэна фон становится пространством, которое помогает выявить красоту главных элементов композиции.
В заключение хочу сказать: все эти правила – не жесткие рамки, а скорее мудрые советы, проверенные веками практики. Они подобны карте, которая помогает художнику найти свой путь. Но помните – даже самая подробная карта не заменит собственного опыта и интуиции.
В китайской живописи есть важный принцип: сначала нужно изучить все правила и понять, как они работают вместе. И только потом можно начинать экспериментировать с их нарушением – делая это осознанно, а не от незнания.
Практикуйтесь, экспериментируйте, и главное – не бойтесь ошибаться. Каждая ошибка – это шаг к мастерству.
P.S. Если вам понравилась эта статья, буду благодарен за лайк и подписку на мой канал, который я полностью посвятил китайской живописи: