Мир «Властелина колец», который мы видим в одноимённой трилогии и двух киноэпопеях Питера Джексона, это мир постапокалиптический. Некогда существовали могущественные цивилизации — эльфов прошлых эпох, людей Нуменора, орко-тёмномагическая в Утумно… но все они уничтожены войнами и катаклизмами тысячелетия тому назад. Разве что Заокраинного Запада, он же Валинор, бедствия почти не коснулись (если не считать уничтожение Светоносных Деревьев), но Валинор для смертных недоступен, а для эльфов открыт лишь для эмиграции. Так или иначе, Валинор свои технологии и материальные блага в смертные земли не экспортирует.
Катастрофы, разрушившие развитые цивилизации Средиземья, были не однократными. После Войны Гнева под воду ушли самые продвинутые и развитые земли западной части материка. Затем был утоплен Нуменор, при этом чудовищная волна прошлась и по западным (опять же, самым благоустроенным) землям континента. Немногочисленные выжившие представители погибшей в волнах цивилизации с огромным трудом воссоздали часть достижений, поражавших воображение аборигенов (вспомнить хотя бы крепость Изенгард с башней Ортханк, впоследствии ставший резиденцией Сарумана), но это были всего лишь жалкие остатки былой роскоши. Но и на этом процесс деградации не остановился. Целые королевства, вроде Ангмара, уничтожались подчистую, становясь в буквальном смысле мёртвыми землями…
Средиземье в конце Третьей Эпохи — это мир, который многократно разрушался, впадая в дикость и варварство. Стоило цивилизации хоть чуточку восстановиться, как процесс начинался по новой. Неудивительно, что он покрыт руинами и разными «мертвецкими болотами». К слову о мертвецах и местах их обитания. Для нас, живущих в мире без магии, подобные объекты выглядят как некий страшный аттракцион, вроде «пещер ужасов» в парках развлечений. А вот для местных жителей это зоны экологического (то бишь магического) бедствия и одновременно аналог до сих пор действующего минного поля. Вот только мина, в отличие от злого призрака, не будет гоняться за любым неосторожным прохожим.
Подобные места магических катастроф, аналоги «Чернобыльской зоны», только намного более жуткие и опасные, встречаются во многих областях Средиземья. Кроме того, если в нашем мире лесные хищники представляют опасность в основном для слабых и безоружных, то в Средиземье волколаки и прочие жуткие твари, вроде гигантских пауков, могли уничтожить целый отряд хорошо вооружённых воинов. Не говоря уже о бандах орков, которые проникали и в западные земли. А некоторые орочьи отряды возглавляют «чёрные уруки», то бишь бессмертные майар, принявшие облик большого орка.
Казалось бы, в таком мире даже просто выжить обычному смертному — уже достижение. Про сколько-нибудь комфортную жизнь лучше даже не заикаться. В нашей истории после падения Римской Империи в Европе жизнь стала настолько суровой, что простой железный котелок мог передаваться из поколения в поколение как великая ценность. Но в тексте «Властелина колец» мы видим совсем иную картину. В хоббичьем селении, расположенном в одном из самых глухих уголков, есть не только приличная посуда (фарфор, например, в европейском Средневековье был роскошью), но даже зонтики и кофе!
Ну ладно, кофе могли доставлять из Харада, что говорит лишь о развитой торговой сети. Но на что невозможно не обратить внимания, так это на доступность железных предметов, в особенности оружия. А также железных доспехов. В нашем мире кузнецы умели выделывать железо весьма посредственного качества, ржавеющее и не слишком твёрдое. Разумеется, в Средиземье сохранились некоторые технологии с прошлых эпох. Кроме того, там живут эльфы и гномы, сохранявшие секреты мастерства прошлых тысячелетий. Вот только развитая металлургия требует не только мастеров, но и крупных производств, потребляющих огромное количество горючих материалов — желательно высококачественного угля. Ну, или очень много дров. Вы можете себе представить эльфийский сталеплавильный завод? А между тем у эльфов были стальное оружие и доспехи, причём не гномьей работы, а собственного изготовления. Откуда?
Разумеется, эльфы могли закупать металл у тех же гномов, чтобы затем самостоятельно делать из них всякие полезные вещи. Но ведь и гномы в сколько-нибудь массовых количествах леса не вырубали. В тексте Толкиена лес на дрова для металлургии сводил только Саруман, которому потребовалась быстрая индустриализация. Но даже Саурон деревья в промышленных количествах не уничтожал — во всяком случае нигде не говорится о бригадах орков-лесорубов, сплавлявших лес в Мордорский промышленный кластер.
Откуда же у народов Средиземья (причём как светлых, так и тёмных — даже у диких гоблинов в горных пещерах имелось железное оружие и доспехи) такое изобилие не просто железа, но качественной стали? Особого секрета здесь нет. Во-первых, железная руда в Средиземье, похоже, есть практически везде, она легкодоступна. Причём руда не просто с высоким содержанием железа, но с легирующими добавками, позволяющими без особых ухищрений получать из неё нержавеющие стали. И даже легендарный суперпрочный «мифрил».
Ещё один огромный бонус, присущий металлургии Средиземья — технология использования природных вулканов. Этим ноу-хау пользуются все, от орков Мордора до гномов Мории. Скорее всего, вулканический жар использовали для работ с металлом и эльфы, а также гоблины — в общем, все, кому не лень. И у кого был доступ к вулканам, конечно же. Благо, вулканов с Средиземье хватало — фактически каждая гора в Средиземье, если глубоко копнуть, открывала доступ к раскалённой лаве. В нашем мире не так (в некоторых горных хребтах копать пришлось не один десяток километров вглубь), но там волшебная реальность, в которой металлургам созданы все условия.
Кто же эти условия создал? Кто насытил верхние слои земной тверди отличными рудами (а также драгоценными камнями)? Кто вывел лавовые реки поближе к поверхности? Разумеется, Мелькор, он же Моргот. Причём старался он не для блага эльфов и гномов с разными там людишками, а для себя. То есть для своих армий. Первой его твердыней было Утумно, огромная подземная крепость в Железных горах. Она была не только базой и защитным сооружением, но и мощным производственным комплексом. Причём рассчитанным в основном на массовое производство железного оружия. Эдакий средиземский «Уралмаш».
Причём базу для всего последующего развития металлургии Арды Мелькор подготовил загодя. Железные горы возникли не сами по себе, их создал сам Мелькор, использовав своё служебное положение Вала, то бишь Стихии мира. Толкиен писал, что подобно тому, как Саурон вложил большую часть своей силы в Единое Кольцо, Мелькор некогда вложил свою мощь во всю материю Арды. Из-за чего по сути весь мир стал Кольцом Моргота и вся материя в нём «порченая». Одним из следствий этого стала возможность относительно простой и лёгкой добычи железных и прочих руд, а также работы с железом и прочими металлами в мире Арды. За это народы Средиземья должны благодарить именно Мелькора.