Очень люблю эту тему, потому как богатейший материал для размышлений школьников. Тут вам и стратегии выбора места для воспроизводства, и К-стратегия с R-стратегией самого размножения (без терминов, конечно, но позже, в 10-11 классах можно применить), и навыки классификации, и повторение развития через личинку. Лепота!
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Конкретно этот урок у меня связан с конкретным стрессом. В каком-то году накануне этого урока меня обрадовали, что он будет открытым, причем приедут довольно высокие гости смотреть на то, как в нашей школе используют возможности интеративных досок. Тогда эти доски были еще в диковинку, большинство коллег использовали их в качестве экранов для презентаций, а про меня руководство знало, что я освоила программу ActiveInspire и лихо таскаю стилусом по доске изображения, термины и прочая.
Ну, в общем-то, я и рада показать возможности доски. Вечером подкорректировала флипчарт (так называется интерактивная презентация), продумала еще раз порядок этапов урока и наутро…
А наутро выясняется, что класс, в котором будет проходить урок, посадили на карантин в их классном кабинете. А в том кабинете нет интерактивной доски. Есть проектор под потолком. И экран. Тоже под потолком и в углу. Как паутина. Потому что это кабинет математики, и учителю нужен был не экран, а побольше площади меловой или маркерной доски.
Интерактив получился смазанным. Конечно, двигать объекты можно и мышью, но беспроводной не было, а значит, нельзя отойти от компьютера. Ну, и для такого экрана пригодилась бы лазерная указка, а ее я последний раз держала в руках лет 15 назад.
Но гости остались довольны, это было главным для руководства школы.
Школьники с интересом следили за ходом урока, активно участвовали в нем и поняли, с чем связана высокая (или в некоторых случаях) низкая плодовитость рыб — это было главным для меня.
Начинаю урок с маленького теста по строению рыб, внешнему и внутреннему.
После выполнения теста я предлагаю для затравки подумать. На экране несколько фотографий и вопрос:
На какие мысли наводят эти изображения?
Поскольку на всех фотографиях кто-то ест рыбу, мысль предполагается следующая:
У рыб много естественных врагов, значит, им нужно как-то поддерживать численность. Следовательно, речь на уроке пойдет о размножении рыб.
Все по ФГОС)
Далее работа в группах. Каждая группа думает над списком способов увеличить число выживших потомков. Думает минуту-две, после чего спикеры сообщают способы, а я фиксирую их на доске, кроме тех, что повторяются. И затем, в ходе урока, обсуждая тот или иной вопрос, мы постоянно возвращаемся к этому списку. Возможно, дополняем его.
Как правило, список состоит из следующих пунктов:
- активный поиск пары и, следовательно, более удачное оплодотворение
- снабжение икринок питательными веществами
- выбор места для икрометания
- высокая плодовитость
- живорождение и/или забота о потомстве.
Далее школьники видят на экране фотографию участка реки и вопрос: подходит ли это место для нереста рыбы.
В ходе краткого обсуждения выясняем, что место для нереста должно отвечать потребностям конкретного вида. Например, многие речные рыбы ищут мелководье с прогреваемой водой и зарослями растений, чтобы малькам было где прятаться. Другие рыбы предпочитают холодную, богатую кислородом воду. Бывает и так, что подходящие для нереста места находятся в тысячах километров от мест нагула. Для рыб, попавших в такие условия, есть термин — проходные.
Ниже два слайда из флипчарта. Без них можно обойтись, но я потратила изрядную долю «мозговой энергии», чтобы их создать, поэтому хочется поделиться идеей. На карте европейский угорь. Для него проложен маршрут в виде пунктирной линии. Если подхватить изображение угря стилусом (пальцем) и тащить влево, угорь по заданной траектории «поплывет» в Саргассово море, а за ним будет проявляться пунктир. Причем угря можно возить туда-сюда произвольное число раз.
Для объяснения строения половой системы рыб и развития рыбы из икринки я нашла анимации — этот этап проходит быстро. Гораздо важнее обсудить стратегии размножения. Приводим примеры рыб, выметывающих астрономические количества икры и примеры рыб, заботящихся о потомстве.
В группах обсуждаем вопрос, почему слишком малое количество видов рыб заботится о потомстве.
Варианты ответов школьников:
- нет молока
- приносить корм нечем
- обогревать незачем
- родителя сами могут ежечасно погибнуть
Делаем вывод: большинство видов рыб борется за выживание при помощи высокой плодовитости.
Для закрепления в конце урока даю два задания. Первое выглядит как биологическая задача:
«Вытащил Емеля щуку из проруби, а она ему и говорит человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут — не дождутся». Правду ли сказала щука?»
А второе задание на классификацию объектов. На экране лужица, рядом надпись: «Вытащи рыбку». По клику на эту надпись поверх лужицы появляется изображение рыбки, например, окуня или колюшки. Рыбку нужно отправить в одну из двух групп: к тем, кто имеет высокую плодовитость, или к тем, кто заботится о потомстве. Если к рыбке прикоснуться, вплывает ее название.
На дом, кроме параграфа и опорного конспекта, даю вопрос на подумать: какая рыба для биолога самая важная? Ответы могут быть разными, главное — аргументы.
А вы как даете тему размножения рыб? Делитесь в комментариях.