Найти в Дзене
Вещь

Ар-деко уже 100 лет. А он опять популярен. В чем причина?

В этом году исполняется 100 лет Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Это именно она дала название стилю ар-деко.

Нередко в литературе можно встретить и мнение, что она дала старт этому направлению, но это не так. Любой стиль имеет какое-время "вызревания" и формирования. И с ар-деко было тоже самое. С рубежа 19-20 века появлялись произведения декоративно-прикладного искусства в таких обтекаемых, симметричных и геометричных формах. А на этой выставке стиль окончательно оформился. Век спустя он по-прежнему актуален. Пробуем разобраться, почему?

Интересно, что изначально проведение выставки было запланировано на 1915 год, и эту экспозицию особенно лоббировали представители Общества декоративных художников. Сегодня их назвали бы предметными и интерьерными дизайнерами. Но тогда у них была роль золушек при Парижской академии искусств, где были настоящие художники: живописцы и скульпторы. А декоративно-прикладное искусство воспринималось больше как ремесло.

По понятным причинам в 1915 году Выставка не состоялась, помешала война. Но и после ее окончания потребовалось еще несколько лет, чтобы собраться с силами. Интересно, что это было как-бы чествование государств-союзников войны. Поэтому туда пригласили СССР, но не пригласили Германию. А США не поняли смысла экспозиции и не участвовали, хотя после признали свою ошибку. Но с другой стороны, американцев оказалось много среди посетителей.

Главный вход на выставку
Главный вход на выставку

Интересно, что организаторы написали в своем манифесте, что экспозиция открыта для всех производителей, чьи продукты являются художественными по своему характеру и демонстрируют явно современные тенденции.

То есть исключительная новизна: “репродукции, имитации и подделки старинных стилей” были запрещены. Тут-то дизайнеры и развернулись.

На фото салон Отеля коллекционера, оформленный дизайнером Пату, а мебель изготовил французский мебельщик Эмиль-Жак Рульманн. Отель стал, пожалуй, самым известным экспонатом выставки и своего рода каноном ар-деко в дизайне интерьеров.

То, что появилось, было “особым, четко очерченным стилем”, - говорит бельгийский дизайнер Герт Ворьянс. Это была реакция на историзм предыдущих десятилетий, и в нем чувствовалась подлинная новизна. “Он выражал стремление к переменам после первой мировой войны. Люди были потрясены разрушениями и беспокоились о будущем . . . Они искали определенности и оптимизма ”

Интересно, что тот же Рульманн и прежде создавал предметы в характерном стиле ар-деко. К примеру, вот кресло аж 1912 года. Но согласитесь, невозможно не увидеть эти характерные формы.

-3
“В этом периоде была материальность, которую я нахожу вдохновляющей. Все дело было в мастерстве. Соломенное маркетри, инкрустированный дуб, глянцевый клен цвета птичьего полета, шагреневая кожа или пергамент сочетались с обтекаемыми силуэтами. Слишком много декора может выглядеть безвкусно и надуманно. В умеренных количествах он может быть в высшей степени шикарным.
Вы можете увеличивать или уменьшать количество элементов декора. Что делает его привлекательным - и современным”
Дизайнер Мартин Брудницки
-4

Интересно, что СССР так же довольно успешно экспонировался на выставке. Наш павильон проектировал Константин Мельников. Он тоже отвечал смыслу выставки. Это явно были новые формы, но больше в стиле конструктивизма. Он более демократичный, чем явно буржуазный ар-деко.

-5

Но тем не менее и в нашу страну проникли идеи ар-деко, хотя казалось бы это противоречило идеям молодого государства. Но влияние зарубежных трендов невозможно было избежать.

Метро станция Маяковская.
Метро станция Маяковская.

С интерьерами в стиле ар-деко, конечно, было проблематичнее. В Москве работала Мастерская №12, которая проектировала мебель в стиле ар-деко. Но довольно быстро она была закрыта, некоторые критики усмотрели ту самую характерную буржуазность в этих интерьерах.

Н. Боров, Г. Замский, В. Янг. Проект интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда». 1934 г.
Н. Боров, Г. Замский, В. Янг. Проект интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда». 1934 г.

К тому же европейская мебель, к примеру, из соседней Чехии явно попадала в СССР. К примеру, до сих пор можно встретить на Авито редких представителей ар-деко - кресла Халабала. Сейчас на них цена от 200 тыс. рублей.

А еще к нам попадала венгерская мебель. В довоенный период произошло объединение двух мебельных компаний Тонет, который производил гнутую мебель по технологии венских стульев и Мундус. Это предприятие стало крупнейшим в мире. Производило не только стулья, но и серванты, тумбы. В том числе в популярном тогда стиле ар-деко.

В послевоенный период к территории СССР перешел город Ужгород. Обломок Австро-Венгерской империи в 30-е он переходил то к Чехословакии, то к Венгрии, и в конце-концов стал советским. В этом городе располагалась одна из фабрик Тонет-Мундус. Первое время после войны она еще продолжала выпускать мебель в характерном стиле ар-деко. Именно там был организован опытный участок для советских проектрировщиков. К примеру, Юрий Соловьев разработал набор мебели, явно в стиле ар-деко. Правда, в производство она запущена не была. И осталась в единственном экземпляре у самого автора. После его смерти в 2017 году наследники передали ее в Музей дизайна.

У автора статьи даже были предметы мебели от этой фабрики в Ужгороде.

Комод после небольшого апгрейда
Комод после небольшого апгрейда

Чуть выше дизайнер Мартин Брудницки говорил об особом мастерстве производителей мебели ар-деко. И это действительно так: округлые фасады из натурального дерева, зеркальная раскладка шпона - все это требует высокой квалификации, и вызывает восхищение.

Почему сейчас популярен стиль ар-деко? Прежде всего, необходимо признать, что в отличие от галопирующего научно-технического прогресса, в стиле эстетике есть явный дефицит новых идей. Мы продолжаем развивать то, что в 20 веке стало революционным — это модернизм и его предтеча ар-деко.