В этом году исполняется 100 лет Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Это именно она дала название стилю ар-деко.
Нередко в литературе можно встретить и мнение, что она дала старт этому направлению, но это не так. Любой стиль имеет какое-время "вызревания" и формирования. И с ар-деко было тоже самое. С рубежа 19-20 века появлялись произведения декоративно-прикладного искусства в таких обтекаемых, симметричных и геометричных формах. А на этой выставке стиль окончательно оформился. Век спустя он по-прежнему актуален. Пробуем разобраться, почему?
Интересно, что изначально проведение выставки было запланировано на 1915 год, и эту экспозицию особенно лоббировали представители Общества декоративных художников. Сегодня их назвали бы предметными и интерьерными дизайнерами. Но тогда у них была роль золушек при Парижской академии искусств, где были настоящие художники: живописцы и скульпторы. А декоративно-прикладное искусство воспринималось больше как ремесло.
По понятным причинам в 1915 году Выставка не состоялась, помешала война. Но и после ее окончания потребовалось еще несколько лет, чтобы собраться с силами. Интересно, что это было как-бы чествование государств-союзников войны. Поэтому туда пригласили СССР, но не пригласили Германию. А США не поняли смысла экспозиции и не участвовали, хотя после признали свою ошибку. Но с другой стороны, американцев оказалось много среди посетителей.
Интересно, что организаторы написали в своем манифесте, что экспозиция открыта для всех производителей, чьи продукты являются художественными по своему характеру и демонстрируют явно современные тенденции.
То есть исключительная новизна: “репродукции, имитации и подделки старинных стилей” были запрещены. Тут-то дизайнеры и развернулись.
На фото салон Отеля коллекционера, оформленный дизайнером Пату, а мебель изготовил французский мебельщик Эмиль-Жак Рульманн. Отель стал, пожалуй, самым известным экспонатом выставки и своего рода каноном ар-деко в дизайне интерьеров.
То, что появилось, было “особым, четко очерченным стилем”, - говорит бельгийский дизайнер Герт Ворьянс. Это была реакция на историзм предыдущих десятилетий, и в нем чувствовалась подлинная новизна. “Он выражал стремление к переменам после первой мировой войны. Люди были потрясены разрушениями и беспокоились о будущем . . . Они искали определенности и оптимизма ”
Интересно, что тот же Рульманн и прежде создавал предметы в характерном стиле ар-деко. К примеру, вот кресло аж 1912 года. Но согласитесь, невозможно не увидеть эти характерные формы.
“В этом периоде была материальность, которую я нахожу вдохновляющей. Все дело было в мастерстве. Соломенное маркетри, инкрустированный дуб, глянцевый клен цвета птичьего полета, шагреневая кожа или пергамент сочетались с обтекаемыми силуэтами. Слишком много декора может выглядеть безвкусно и надуманно. В умеренных количествах он может быть в высшей степени шикарным.
Вы можете увеличивать или уменьшать количество элементов декора. Что делает его привлекательным - и современным”
Дизайнер Мартин Брудницки
Интересно, что СССР так же довольно успешно экспонировался на выставке. Наш павильон проектировал Константин Мельников. Он тоже отвечал смыслу выставки. Это явно были новые формы, но больше в стиле конструктивизма. Он более демократичный, чем явно буржуазный ар-деко.
Но тем не менее и в нашу страну проникли идеи ар-деко, хотя казалось бы это противоречило идеям молодого государства. Но влияние зарубежных трендов невозможно было избежать.
С интерьерами в стиле ар-деко, конечно, было проблематичнее. В Москве работала Мастерская №12, которая проектировала мебель в стиле ар-деко. Но довольно быстро она была закрыта, некоторые критики усмотрели ту самую характерную буржуазность в этих интерьерах.
К тому же европейская мебель, к примеру, из соседней Чехии явно попадала в СССР. К примеру, до сих пор можно встретить на Авито редких представителей ар-деко - кресла Халабала. Сейчас на них цена от 200 тыс. рублей.
А еще к нам попадала венгерская мебель. В довоенный период произошло объединение двух мебельных компаний Тонет, который производил гнутую мебель по технологии венских стульев и Мундус. Это предприятие стало крупнейшим в мире. Производило не только стулья, но и серванты, тумбы. В том числе в популярном тогда стиле ар-деко.
В послевоенный период к территории СССР перешел город Ужгород. Обломок Австро-Венгерской империи в 30-е он переходил то к Чехословакии, то к Венгрии, и в конце-концов стал советским. В этом городе располагалась одна из фабрик Тонет-Мундус. Первое время после войны она еще продолжала выпускать мебель в характерном стиле ар-деко. Именно там был организован опытный участок для советских проектрировщиков. К примеру, Юрий Соловьев разработал набор мебели, явно в стиле ар-деко. Правда, в производство она запущена не была. И осталась в единственном экземпляре у самого автора. После его смерти в 2017 году наследники передали ее в Музей дизайна.
У автора статьи даже были предметы мебели от этой фабрики в Ужгороде.
Чуть выше дизайнер Мартин Брудницки говорил об особом мастерстве производителей мебели ар-деко. И это действительно так: округлые фасады из натурального дерева, зеркальная раскладка шпона - все это требует высокой квалификации, и вызывает восхищение.
Почему сейчас популярен стиль ар-деко? Прежде всего, необходимо признать, что в отличие от галопирующего научно-технического прогресса, в стиле эстетике есть явный дефицит новых идей. Мы продолжаем развивать то, что в 20 веке стало революционным — это модернизм и его предтеча ар-деко.