Найти в Дзене

Цикл про Лелю и Миньку и рассказ Михаила Зощенко «Елка».

Рассказ Михаила Зощенко «Елка» предлагается современным детям как образец юмористического произведения, которое высмеивает детские слабости и учит детей правильно себя вести. Но этот рассказ - печальная иллюстрация отсутствия дружбы между братом и сестрой и, если посмотреть еще шире, отсутствие дружбы между детьми и родителями. В завязке рассказа брат и сестра подходят к наряженной елке и начинают отгрызать от нее разные сладости. Хотя немного странно то, что дети из обеспеченной семьи воруют с елки яблоки и пастилу. При этом младший достает только до нижней ветки, где висят лишь яблоки. Но сестра не делится с маленьким братом, срывая лишь для себя с верхних веток все самое вкусное и сладкое. После этого огорченный Минька случайно портит подарок, предназначавшийся другому мальчику, и поэтому мама Миньки отдаст новогодний подарок своего сына этому другому мальчику. Мое мнение: мама только не учла, что сам Минька не совсем понял, за что у него отнимают его подарок. Можно было хотя бы

Рассказ Михаила Зощенко «Елка» предлагается современным детям как образец юмористического произведения, которое высмеивает детские слабости и учит детей правильно себя вести.

Но этот рассказ - печальная иллюстрация отсутствия дружбы между братом и сестрой и, если посмотреть еще шире, отсутствие дружбы между детьми и родителями.

В завязке рассказа брат и сестра подходят к наряженной елке и начинают отгрызать от нее разные сладости. Хотя немного странно то, что дети из обеспеченной семьи воруют с елки яблоки и пастилу. При этом младший достает только до нижней ветки, где висят лишь яблоки. Но сестра не делится с маленьким братом, срывая лишь для себя с верхних веток все самое вкусное и сладкое. После этого огорченный Минька случайно портит подарок, предназначавшийся другому мальчику, и поэтому мама Миньки отдаст новогодний подарок своего сына этому другому мальчику.

Мое мнение: мама только не учла, что сам Минька не совсем понял, за что у него отнимают его подарок. Можно было хотя бы объяснить маленькому четырехлетке, что из-за его проступка один из гостей лишился подарка, и теперь надо этому гостю хоть что-то подарить. Можно было пообещать Миньке его собственный подарок завтра, если он исправится и перестанет проказничать. Тогда были бы и волки сыты, и овцы целы.

Но мама выбирает молчаливое резкое наказание без всякого объяснения. Результат - вместо праздника какая-то драма. Все плачут, ругаются. Все недовольны. А ведь есть такое человеческое умение, как договариваться. Но об этом здесь, кажется, не слышали.

Поэтому в рассказе «Елка» праздник испортили не дети (хотя, к сожалению, именно в этом - главная мысль произведения. Что дети во всем виноваты и заслужили свое наказание - остались без подарков).

Сегодня считается, что перед нами классная воспитательная книжка для детей.

Но читая эти детские рассказы своему ребенку, я была вне себя от изумления. Насколько странным мне показалось в каждом рассказе поведение взрослых, а вовсе не детей.

Дети – это не существа, от которых надо ожидать совершенства, а если совершенства вдруг не наблюдается, то максимально беспощадно наказывать. У главного героя рассказа "Елка" еще не созрел внутренний когнитивный аппарат, и не следует ожидать от него морально совершенного поведения. Мне ближе снисходительные воспитатели, показанные Львом Толстым («Детство» - няня, учитель, родители), Максимом Горьким (персонаж бабушки). Там позволяют ребенку быть ребенком.

А что касается тех «взрослых», что окружали Лелю и Миньку (мама, папа, бабушка и дедушка) – то их отношение к ребенку лишено эмпатии. Такие взрослые внушают юному созданию, что вся вина лежит на нем. В рассказе "Елка" продвигается мысль, что праздник безнадежно испорчен, причем именно из-за Миньки.

Герой рассказ автобиографичен, то есть Минька – это сам писатель в детстве.

Прочитав эти рассказы, я поняла, что детству Зощенко не позавидуешь. В отличие от него самого, его родители были лишены чувства юмора, реализма, чуткости и душевности. Поэтому родители не смогли добиться и дружной атмосферы между братом и сестрой.

Не удивительно, что взрослому писателю пришлось проходить психотерапию.

Но осознал ли Зощенко тот факт, что его воспитывали не самым гармоничным способом? Во всех рассказах сборника про Лелю и Миньку рассказчик верит, что он был неправ, а вот взрослые правильно его наказывали. И потому он вырос таким «сравнительно весёлым и добродушным», как он пишет в рассказе «Елка».

Вот только… Сравнительно с кем? Если ты действительно веселый и добродушный, то тогда это будет сказано без слова «сравнительно»… Иначе это просто маска «веселого и добродушного» клоуна на несчастном лице Внутреннего Ребенка, который надевает эту маску, потому что так принято, так надо.

Для гармоничного воспитания, все должно происходить по-другому.

А теперь схематический вариант рассказа с той же завязкой, но когда действие происходит в психологически благополучной семье (а это совсем не то же самое, что финансово или просто внешне благополучная семья, и не всегда совпадает). То есть как все должно быть по-нормальному, по-человечески, в моем понимании.

1. Дети увидели наряженную елку и захотели полакомиться сладостями. Но Минька был еще маленький и не мог достать выше нижней ветки, где висели только яблоки. Тогда старшая сестра Леля достала ему пастилу и пару конфет, но сказала, что больше кушать нельзя, а то мама заметит и расстроится. Минька увидел, что Леля сама вообще не срывает для себя сладости, и успокоился.

2. Но в этот момент Минька случайно наступил на один подарок, предназначавшийся мальчику из приглашенной семьи. Дети с ужасом увидели, что игрушка сломалась. Сестра успокоила малыша, сказав, что что-нибудь придумает.

3. Наступил момент раздачи подарков. Мама заметила, что подарок для мальчика-гостя сломан. Тогда Леля вышла вперед и сказала, что это она сделала, случайно. Пусть ее собственный подарок отдадут тому мальчику, а она просит прощения. В зале наступила тишина.

4. Мама попросила гостей подождать минутку. Она отозвала в сторону брата и сестру и подробно их расспросила, что на самом деле произошло. Они признались в том, что Минька случайно сломал чужой подарок. Посмотрев на огорченные лица своих детей, мама смягчилась. Она сказала им: Ну хорошо. Давайте придумаем вместе, какой подарок подарить сегодня тому мальчику. А вас, так и быть, мы простим. И вам обоим мы подарим подарки завтра... если вы обещаете впредь быть осторожнее и не трогать подарки раньше времени. Хорошо?

5. У брата и сестры отлегло от души, они согласились с мамой. Все вернулись к елке. Все приглашенные дети получили свои подарки, и все были рады и счастливы в тот незабываемый вечер. А Леля с Минькой получили свои подарки на следующий день, как и было обещано мамой. И уже никогда больше не подходили к елке раньше того, как придут гости.

Вообще все рассказы Зощенко пр лелю и Миньку вызывают у меня возмущение, и я совсем не считаю родителей в этих рассказах педагогичными. Мама в каком-то другом рассказе называет их прямо в лицо гадкими детьми, за то что они в силу своего возраста не способны сидеть также тихо и смирно, как это делают взрослые. Иногда подобную же реакцию неприятия у меня вызывают некоторые рассказы Драгунского. Им, как и рассказам Зощенко, явно не хватает тонкости и человечности в восприятии детских эмоций и поступков.А также не хватает по-настоящему справедливого строгого суждения по поводу взрослых.

Если думать о детских писателях, то мне гораздо ближе рассказы Николая Носова. Чем больше перечитываю этого писателя теперь уже как мама, во взрослом возрасте, тем больше им восхищаюсь и люблю. Николай Николаевич писал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», - здесь я полностью согласна. Это и отличает его от жесткой и ханжеской морали взрослых персонажей Зощенко и Драгунского. Очень люблю Носова, мне как маме читать своему ребенку Носова гораздо веселее и приятнее.