Найти в Дзене
киНоНостальгия

Брижит Бардо умеет классно играть! Это - "Истина" (1960)!

В 1956-м году молодая старлетка Брижит Бардо, игравшая небольшие роли в давно забытых фильмах, в мгновение ока стала мировой сенсацией. Провокационная по тем временам лента "И бог создал женщину" превратила Бардо в звезду первой величины, секс-символ 60-х и знамя сексуальной революции. Инициалы ББ стали такой же знаковой аббревиатурой, как ММ (Мерилин Монро), слава Бардо не знала границ. Спросите у мам или бабушек, и они без труда вспомнят бешено популярную прическу "под Бабетту", вошедшую в моду после проката в СССР комедии "Бабетта идет на войну".

-2

Только одно облако заслоняло солнце на лучезарном небосклоне ББ. Несмотря на сумасшедший успех, мало кто воспринимал Брижит "серьезной" актрисой. Стройная, пластичная (Бардо занималась балетом), чувственная блондинка органично играет саму себя в романтических драмах и легких комедиях - таков по большей части был консенсус суровых критиков. Актриса - Жанна Моро! А ББ - так, удачливая старлетка, сенсация на час.

Судебная драма "Истина" (La Verite/The Truth, 1960) заставила и критиков, и публику по-новому взглянуть на Бардо: А ведь "куколка" умеет играть - да еще как! "Истина" открыла бесспорную истину - в руках большого режиссера ББ под силу сложные драматические роли, и ее sex appeal легко уживается с талантом настоящей актрисы.

-3

Поставил "Истину" Анри-Жорж Клузо, автор легендарных триллеров "Ворон" (1943), "Плата за страх" (1953) и "Дьяволицы" (1955), признанный мастер мирового уровня. Клузо был известен как перфекционист и тиран на съемочной площадке, подчиняющий все и всех диктату режиссера ради лучшего результата. Казалось, что избалованная, известная своенравием и нелюбовью к строгой дисциплине "выскочка" Бардо - последний выбор для Клузо. И тем не менее безошибочным чутьем профессионала Клузо сумел разглядеть в ББ большой талант и сумел "вытянуть" из нее первоклассное исполнение, что в итоге вознаградило обоих.

"Истина" стала вторым самым кассовым фильмом 1960-го во Франции, соревнуясь - ни много, ни мало - с голливудским супер-колоссом "Бен Гур"! Скромная черно-белая судебная драма - и цветной, широкоформатный эпик с тысячными массовками и гонкой на колесницах! Когда-то у европейского зрителя был неплохой вкус... Для ББ "Истина" - репутация одаренной актрисы и самый финансово успешный проект за всю карьеру.

Идет суд. Подсудимая Доминик обвиняется в убийстве бывшего любовника Жильбера. Она пришла к нему домой, застрелила из пистолета и попыталась убить себя, открыв газ. Доминик откачали, и теперь ей грозит гильотина, если обвинение докажет, что она намеренно и хладнокровно убила Жильбера. Защита настаивает на убийстве в состоянии аффекта из-за грубо отвергнутой Жильбером любви Доминик. Судьбу двадцатилетней девушки решит правда, истина. Или скорее то, что будет доказано как правда и признано истиной.

"Истина" (или "Правда") - название веское и, на мой взгляд, горько-ироничное. По идее, высшая миссия суда - докопаться до правды. Однако по ходу судебных прений ясно - ни обвинение, ни защита как раз в истине не заинтересованы. Идет борьба двух сторон за то, ЧТО будет в итоге сочтет правдой жюри присяжных. Обвинитель не ищет истину - он "прессует" Доминик, пользуется ее неустойчивой психикой, манипулирует фактами и свидетельскими показаниями, беспощадно подвергает ее жестким допросам. Защиту правда тоже не волнует - важно противопоставить "черной" версии обвинения "белую", выиграть дело, а не докопаться до подлинных мотивов и истоков преступления.

Фильм провоцирует интересные вопросы - есть ли истина кроме сухого факта вроде трупа в морге? Существует ли объективная правда в человеческих отношениях? Любви? Ревности? Мотивациях? Поступках? Доминик - жертва отвергнутой любви или испорченная, развратная, ленивая истеричка? Жильбер - бездушный абьюзер, получивший "свое" и, наигравшись, бросивший бедную девушку или наоборот, жертва он, а не Доминик?

У "Истины" умная драматургическая конструкция. Судебные прения прерывают флэшбэки событий, что привели к фатальной развязке. Флэшбэки позволяют выхватить из потока жизни самые важные, яркие, показательные эпизоды. И одновременно вызывают вопросы - это объективная реальность, истина в последней инстанции, где камера служит "глазом бога"? Или это приукрашенная версия событий в сознании Доминик? Жильбер мертв, и, может быть, мы видим прошлое глазами Доминик, ее "истину"?

Очень интересна линия суицида. Доминик не раз пыталась покончить собой, что не редкость для импульсивных, истерических, неуравновешенных натур. Но всякий раз ее спасали. Защита трактует эти факты как доказательство того, что она действительно убила Жильбера в эмоциональном порыве, когда он надругался над ее намерением застрелиться из-за несчастной любви. Обвинение, напротив, утверждает, что суицидальные попытки Доминик - ловкий театральный акт, подтверждающий наличие хитроумного плана. Ведь самоубийца могла действовать с хладнокровным расчетом. Когда, еще живя в родительском доме, Доминик приняла смертельную дозу лекарства, она точно знала, что вскоре в комнату войдет сестра. А когда открыла газ на месте преступления, то тоже знала, что вот-вот вернется друг Жильбера, ненадолго выскочивший в магазинчик. Так что тут истина? Можно ли ее в принципе определить? Неужели только "результативная" попытка может доказать правдивость намерений Доминик?

Отлчино продумана драматургия образа Доминик. Авторы вовсе не пытаются показать нам "девушку в беде" (так называемую damsel in distress). Поначалу создается впечатление, что Бардо повторяет собственный привычный образ. Доминик хочет порхать по жизни, развлекаться, до обеда нежиться в постели, тусоваться с богемными друзьями и, конечно, наслаждаться любовью. Причем слово "любовь" она понимает очень свободно - может бросить Жильбера на вечерней улице, чтобы прокатиться на крутом мотоцикле некоего мачо, которого видит впервые в жизни. И вернуться домой в разгар утра.

Однако это драматургическая уловка - чем сложнее становятся отношения между молодыми людьми, тем круче меняется игра Бардо, причем как в флэшбэках, так и в судебных сценах, достигая подлинных актерских высот.

Выразительно художественное решение фильма, которое контрастно сопоставляет жизнь Доминик "до и после". В флэшбэках много музыки и движения, Доминик окружена молодыми богемными людьми, их жизнь наполнена весельем, развлечениями, любовью.

В зале суда бледное лицо Доминик - единственное светлое пятно в зале, заполненном "почтенной публикой", благочинными буржуа средних лет, которых, похоже, не особо волнует "истина". Юристам надо выиграть дело с той или иной стороны. Журналисты ждут сенсационные детали. Обыватели пришли поглазеть на громкий процесс. Доминик кажется, что она знает истину, но услышат ли ее равнодушные зрители?

-11

"Истина" - первоклассный образец классического французского кино 60-х. Отличный сценарий, убедительные актерские работы, мастерская режиссура. Конечно, я понимаю, что не каждому будет интересен фильм 65-летней давности. Однако любителям винтажных лент, надеюсь, он придется по вкусу. Ну а то, что это одна из лучших, если не лучшая, роль ББ - это уже "Истина", не нуждающаяся в подтверждении.

-12