Найти в Дзене
Сибирский листок

Татьяна Листопадская / Прекрасный цирк в Тюмени

На углу улиц Герцена и Первомайская, 15 видно со всех сторон красивое, небесно-голубого цвета здание округлой формы, с многогранником на его куполе, который светится даже в ночи. Это сооружение называется магическим словом «цирк», хотя в переводе с латинского оно означает всего-навсего «круг».

С детства и на всю жизнь с цирком связаны яркие номера, весёлые клоуны, загадочные фокусы, смелые акробаты, дрессированные звери и энергичные, жизнеутверждающие мелодии оркестра.

История цирка начинается с глубокой древности, но цирк в современном виде впервые появился в конце 18 века во Франции, создателями его были отец и сын Астли, наездники из Англии. Они построили круглый цирк в Париже, причем манеж был строго 13 метров (42 фута) в диаметре, только по такому кругу лошадь может бежать галопом с определенной скоростью так, чтобы ее спина всегда оставалась под одним углом к центру арены, тогда центробежная сила сможет удержать на спине лошади своего наездника. Поэтому какой бы ни был цирк, но согласно мировым стандартам манеж должен быть только 13 метров в диаметре.

В России цирк появился в 1764 году в Москве, недалеко от Казанского вокзала, где английский наездник Я. Бейс построил манеж и проводил конные представления. Однако первый русский стационарный цирк был не в Москве, а в Саратове, где братья Никитины в 1873 году построили круглокупольное здание.

Государственный цирк тюменского горсовета, открыт 15 мая 1932 г. [1970-е].
Государственный цирк тюменского горсовета, открыт 15 мая 1932 г. [1970-е].

История тюменского цирка протянулась далеко в прошлое, акробатов и клоунов на ходулях отмечали в Городищенском логу, где проходили праздники под названием «Ключ», а также в различных шапито и шатрах. Позднее было построено деревянное здание цирка, но точный его адрес установить невозможно. Цирк был круглогодичный, пользовался большим успехом, приезжали знаменитые гастролеры, так, в 1900 году выступал легендарный дрессировщик Анатолий Дуров. Здание цирка ветшало, и в 1903 году ему на смену пришло новое, летнее, которое было расположено на Базарной площади, цирк был деревянный, с брезентовым куполом, построен на средства товарищества Э. Строкай, но владельцы цирка менялись несколько раз.

В марте 1921 год цирк национализировали, он получил статус Государственного Тюменского цирка, который сохранился до настоящего времени. Несмотря на трудные годы, было принято решение построить новый цирк и театр. В 1932 году на улице Первомайская, 15 появляется летний цирк, который работал с мая по сентябрь, на зиму он закрывался.

Открытие цирка на летний сезон было праздником для тюменцев, особенно публике нравилась вольная борьба во втором отделении. Там были свои герои: красивый борец, любимец публики, всегда был победителем, обязательно был экспансивный борец, все помнят некого Загоруйко, и неудачник в борьбе.

Мои сверстники и я в 50-60-е годы часто посещали цирк. Артисты цирка на период их гастролей не могли проживать в гостиницах, ведь их практически не было, кроме «Зари», и администрация цирка заключала договора с частным сектором, причем сдаваемые комнаты должны быть рядом с прилегающими к цирку улицами - Урицкого, Герцена, Грибоедова, Курганская и Смоленская. Мы тоже сдавали комнату, днем находились по необходимости на кухне, а на ночь все перебирались в сараюшки во дворе. Это было существенное денежное подспорье для семьи, хотя лишения были большие, поэтому проживающие «циркачи», так мы их звали, давали контрамарки или просто проводили на представление, что было большой радостью для нас. Многим зрителям запомнился инспектор манежа, он же шпрехшталмейстер Хохрин Петр Федорович, высокий, статный, в красиво сидящем на нем фраке и специфической дикцией при объявлении номера артиста. В его функции входила не только работа с униформой, клоунами, но организация программы выступления артистов, их репетиций, техника безопасности и многое другое, он был режиссером программы.

Представление начиналось с прекрасного марша И. Дунаевского в исполнении оркестра, который сопровождал все цирковые номера. Однажды я решила привести детей в возрасте от 3 до 5 лет, купила билет в ложу, что была у самой арены, и предупредила, чтобы они ничего не боялись (это была моя ошибка). Когда началось представление с бравурными звуками оркестра, а манеж осветили софиты, дети мои заревели, да так громко и долго, что нам пришлось уйти из цирка. Сейчас, смотрю, и двухгодовалые спокойно сидят, наверное, потому, что нынешние дети сильно отличаются от малышей прошлого века.

В зрительном зале были по кругу опоры цирка, и если место попадало за столбом, то это вызывало огорчение. В антракте был выход в скверик по контрамаркам, и практически все выходили подышать воздухом или в туалет, который находился в этой же зеленой зоне.

Наш цирк. Фото К.К. Тимановича. Июнь (с 8 по 15) 1956 года. Из личного архива А. Жирякова.
Наш цирк. Фото К.К. Тимановича. Июнь (с 8 по 15) 1956 года. Из личного архива А. Жирякова.

В эти годы нам довелось видеть выступления со львами знаменитой Ирины Бугримовой, зал замирал от трюков со львами, мне лично было страшно, когда она на качелях взлетала высоко в обнимку с таким зверем. У нее была своя методика дрессировки, без нажима и насилия, в конечном счете, когда она была в возрасте 66 лет, львы вышли из-под контроля, и только чудом она осталась жива, больше на манеж Бугримова не вышла, хотя была в клетке со львами более 40 лет. Также приезжала в Тюмень другая укротительница тигров - Маргарита Назарова, тоже очень сложный номер, но она как-то легко управлялась с ними, хотя была очень маленькой, белокурой женщиной. Очень нравился всем клоун Борис Вяткин, который был на манеже много лет подряд. Приезжал иллюзионист Эмиль Кио- старший, а позднее - его сын, Игорь Кио. Всегда зрители восторгались номером «распиливания» и «сжигания» ассистентки на манеже.

Мне вспомнилось, как у нас в комнатке жила наездница на лошадях из Туркменистана, номер был сложный, 4 наездника и одна женщина, причем весь номер лошади бежали с большой скоростью. Так она приехала с трехлетним сыном, одна, без мужа, мамы или няни, убегала на репетиции и на представление, оставляя мальчика в комнате, моя мама тоже работала, и невольно нянькой оказалась я. Он был шустрый мальчик, то залезет в лужу после дождя, я ругаюсь, на что он отвечает, что это не грязная лужа, а водичка, то спрячется от меня во дворе, надо было чем-то кормить мальчика, мне это, честно, не нравилось, а вот сейчас я представляю, как артистке было трудно и безвыходно, я бы с удовольствием позанималась с ним. Еще она решила отбелить лицо, намазав его белком яйца, но продержала долго, и белок стянул ее кожу, как мы отмывали, ей было очень больно. В цирке тоже не было условий, чтобы принять душ, гримерки маленькие, столовая отсутствовала, единственно, что было, так это врач при цирке.

Цирк. [1982-1991].
Цирк. [1982-1991].

Надо сказать, что при входе перед началом представления всегда находился директор цирка Михаил Раскин, представительный мужчина, и приветствовал гостей.

В 2001 году произошло несчастье, из-за снега и сильного ветра порвалась брезентовая крыша, которую практически нельзя было отремонтировать, и в 2002 году здание цирка было демонтировано.

К 60-летию Тюменской области по проекту Игоря Григорьевича Литовки было возведено новое, прекрасное здание цирка, открытие которого состоялось 14 августа 2004 года. Построили цирк быстро, меньше двух лет, теперь здесь нет опор и смотреть удобно с любого места.

В цирке проводились и сейчас осуществляются выступления певцов, музыкальных коллективов, проводятся художественные выставки, внутри цирка хорошо оборудованные помещения, а главное - хорошие условия для артистов и приезжающих с ними зверей.

Перед зданием цирка установлены три бронзовые скульптуры известных клоунов: Олега Попова, Юрия Никулина и Карандаша (Михаила Румянцева) с собачкой Кляксой, возле которых всегда останавливаются жители города и часто с ними фотографируются.

Тюменский цирк отвечает всем мировым стандартам и признан лучшим цирком в России, он является главной достопримечательностью нашей Тюмени.

#любимыеулочкитюмени

2006 год. Фото Станислава Баева
2006 год. Фото Станислава Баева