Основой сценария для этого фильма стала реальная история, произошедшая в 60-х. Однажды известный советский композитор Таривердиев уступил место за рулем возлюбленной (множество источников утверждают, что этой дамой была Людмила Максакова), которая, к несчастью, сбила пешехода.
Таривердиев взял вину за произошедшее на себя, а настоящая виновница ДТП вскоре прекратила отношения с композитором. Эту историю одни подтверждают, другие опровергают, но сам Рязанов от нее никогда не открещивался.
Режиссер фильма Эльдар Рязанов говорил, что «Вокзал для двоих» стал финальным аккордом в трилогии о любви. Он был снят после фильмов «Ирония судьбы или С лёгким паром!» и «Служебный роман».
Роль Платона Рябинина досталась Олегу Басилашвили без всякого намека на конкуренцию. Однако актер и представить не мог, какие трудности ожидают его во время съемок. Впрочем, представить этого не мог и сам Рязанов.
Сложности возникли буквально сразу, во время съемок первой сцены. Снимали сцену, где герои Гурченко и Басилашвили бегут по дороге в жуткий мороз.
Да, да, фильм снимали с конца, подстраиваясь под погодные условия. Актерам нужно было показать и любовь, и доверие и надежду. Но все осложнялось тем, что актеры познакомились за пару часов до начала съемки.
Да и вообще, любовные сцены партнерам никак не давались, причем, на протяжении всего периода съемок. Сцена, где Рябинин целует Веру в купе, вообще вызвала скандал. Басилашвили категорически не понравился текст, о чем он и сказал режиссеру. После перепалки с Рязановым Басилашвили вообще ушел со съемочной площадки, полагая, что теперь его снимут с роли и играть Рябинина будет другой актер.
Однако через пару дней актеру позвонили и попросили явиться на съемочную площадку. Басилашвили вручили совершенно другой, переписанный текст. Как потом выяснилось, переписала его Людмила Гурченко. Актер удивился, как точно Гурченко угадала, то, что он хотел донести. К слову, это была первая и последняя совместная съемка Гурченко и Басилашвили.
Кстати, сама Гурченко в картину попала случайно. Изначально Рязанов планировал снимать в этой роли совсем молоденькую актрису.
Роль проводника Андрея сыграл Никита Михалков. Удивительно, но после выхода фильма на экраны фразами этого персонажа заговорили чуть ли не все мужчины страны. К слову, фразы, ушедшие в народ, никто специально не придумывал, они родились экспромтом, прямо во время съемок.
Эпизодическую роль спекулянтки «дяди Миши» сыграла блистательная Нонна Мордюкова. В эту роль актриса буквально ушла с головой, она сама придумала интерьер жилища «посредника между землей и народом», а вернее, советского спекулянта.
Пианиста Шурика сыграл Александр Ширвиндт. К слову, песня «Не бойтесь!» была написана специально под него. Но после выхода на экраны фильма эту песню стала включать в свой репертуар Гурченко, за что Ширвиндт долго на нее обижался, но потом просто махнул рукой.
Александр Пятков сыграл в картине роль надзирателя, а вернее контролера (именно так называется эта должность в местах не столь отдаленных) так убедительно, что начальник колонии предложил работу в этой же должности, но уже в реальной жизни. Убедительно сыграть получилось благодаря тому, что несколько дней Пятков провел на КПП колонии для несовершеннолетних.
Сцены в колонии оказались одними из самых трудных для многих, в том числе, для Басилашвили. По его словам, заключенных ужасно раздражало, что он, сытый артист, изображает одного из них. Однако постепенно отношения наладились. Один из заключенных даже попросил Басилашвили произнести в кадре его фамилию. Просьбу актер выполнил. Фамилию Онофренков Платон Рябинин произносит, когда героиня Людмилы Гурченко пытается его разбудить.
Супругу Платона Рябинина сыграла Алла Будницкая. В фильме актриса появляется всего на несколько секунд, однако, этого времени хватило, чтобы зрители запомнили ее. Да так запомнили, что потом связали образ, созданный на экране, с самой актрисой. Как-то придя на рынок за покупками, Будницкая услышала столько негатива в свой адрес, что ахнула. Люди обвиняли ее в том, что «мужика засадила ни за что».
Одну из официанток в ресторане сыграла Анна Фроловцева, хорошо известная зрителям по «Ворониным».
Актриса признавалась потом что «натаскалась подносов на съемках на всю оставшуюся жизнь».
Рязанов, по свойственной ему традиции, снялся в эпизодической роли, сыграв заместителя начальника вокзала.
Действие фильма разворачивается в городе Заступинске – городе, которого в реальности никогда не существовало. Сцены в Заступинске Рязанов снимал в двух столицах. Кадры отправления и прибытия поездов были сняты на Рижском вокзале Москвы. По сюжету через Заступинск составы следуют транзитом, но так как Рижский вокзал тупиковый, ряд сцен отсняли на Витебском вокзале Ленинграда.
Проход Веры Нефедовой по мосту и ряд сцена на перроне, снимали на станции «Лосиноостровская». Кстати, именно здесь Рязанов до этого снимал несколько сцен для фильма «Служебный роман».
А вот колонию снимали в подмосковном селе Новогришино.
Фильм по первоначальной задумке режиссера должен был быть односерийным, но из-за огромного количества импровизаций в результате серий получилось две.
Также смотрите: