Автор — Ангелина Вовк
Период долгого дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей закончился желанием тотального закрытия любых “хочу”. И в первую очередь ощущается именно разворот в сторону детства. Родители стремятся дать своему ребенку всё самое лучшее, чтобы обеспечить и продлить период незабываемого беззаботного детства.
Больше всех здесь радуются даже не дети, а маркетологи и “корпорации детства” — фабрики по изготовлению игрушек. Теперь продают не родителям, а детям: заманчивые дизайны, броские цвета и формы — всё, что заставит ребёнка топать ногами и визжать “хочуууу!”
Подстраиваясь под актуальные течения, продажники обнаруживают модный термин — “Монтессори”. И вот, на просторах интернета и полках магазинов пестрят названия “Монтессори-игрушки”.
Но существуют ли они вообще, что из себя представляют Монтессори-предметы и как родителям разглядеть истину среди информационного гула и мусора? Рассказываем сегодня вместе с Монтессори-педагогом Натальей Зароченцевой, экспертом по дошкольному возрасту.
Монтессори-игрушек не существует!
Как ни крути, но родители — это в первую очередь потребители, а потребителям важна ясность.
Слово "материал" приживается у родителей плохо, и кто не знаком с методикой Монтессори, называют материал "игрушками", потому что это слово понятнее. Но Монтессори-игрушек не существует. Существует только Монтессори-материал.
Наталья Зароченцева
В России есть всего две большие фабрики, которые при производстве материалов и игрушек придерживаются критериев упомянутой педагогики (а также есть еще несколько частных мастерских). Но если мы зайдем в любой магазин игрушек, то он снизу-доверху будет набит игрушками из пластика, разноцветными, приманивающими взгляд.
Когда ребенок заходит в такое место, он хочет все — это грамотный маркетинговый ход. Это не потребности возраста, это "хочушки".
Наталья Зароченцева
Маркетологи делают все, чтобы ребенок заметил их игрушку: самая яркая, самая большая, самая привлекательная, самая модная. И родители, направленные на то, чтобы удовлетворить желание ребенка, "покупаются" на это.
И получается что у современных детей очень часто огромное количество игрушек, надобность в которых быстро улетучивается. И смысла в таких игрушках нет.
Игрушки в целом сейчас используются, как способ задобрить ребенка: "Пойдешь в сад, дам игрушку!"
Или взять даже Новый год. Сейчас экономика сделала из него тренд. Оставить ребенка без игрушки на праздник? Это скажет о тебе, как о "плохом родителе". Изначально суть праздника была другой, а сейчас все сводится к покупке игрушек. Впрочем, как и на все праздники.
Наталья Зароченцева
Что такое Монтессори-материал и для чего он?
Материал служит для того, чтобы ребенок освоил навыки, которые он будет использовать будучи взрослым.
В чем вообще смысл "игрушек"? Возьмем в пример русскую народную игрушку — хлыстик с волчком, которая была у детей уже с 3-х лет. Она служила для развития навыка пастуха! И уже к 5 годам ребенок умел управлять животными!
Игрушка была создана для того, чтобы научиться что-то делать. Это те же предметы быта, только уменьшенные и внешне более детские.
Также и в Монтессори методе. У нас нет "игрушек", потому что нам нужно научить детей ухаживать за собой, за средой, друг за другом, за животными. В методе Монтессори не говорят, что ребенок "играет" — он "работает" с материалом.
Наталья Зароченцева
В Монтессори-классе существует специальная зона "УПЖ" — упражнений практической жизни. В ней собраны все бытовые предметы, только уменьшенные, эстетические больше привлекательные для ребенка, эко-ориентированные. И дети, как бы играя, учатся бытовым вещам: заваривать чай, протирать тряпочкой, если что-то пролили, звать друг друга в гости, поливать цветы — они учатся жизни.
4 критерия, которые помогут понять, что перед нами не Монтессори-"игрушка", а товар-обманка
1. Многофункциональные игрушки
Существует ряд игрушек на вырост: родители покупают долговременную игрушку, у которой много функций. Но игрушка должна соответствовать возрасту.
Когда ребенок научился что-то делать, он сперва перестает это делать активно, затем он в принципе перестает это делать и начинает переходить к следующему действию. Разученное переходит в автоматизм.
А эти многофункциональные игрушки слишком насыщенные. В Монтессори-классе материал — это предмет с одной изолированной трудностью.
Если мы хотим показать ребенку что такое понятие длины, должны быть одни и те же предметы, но с изменениями только по длине. Одна сложность позволяет ребенку быть успешным: лучше сконцентрироваться на одном, отточить навык и перейти к следующем, чем браться за многое и так ничего и не освоить.
То есть, игрушка — это развлечение, а материал — обучение в игровой деятельности.
Наталья Зароченцева
2. Игрушки, которые потеряли функцию обучения
В методе Монтессори функция обучения — это один из главных критериев материала. Вы спросите, а что делать с куклами, мягкими игрушками, машинками, в которые дети просто играют?
Это ролевая игра. Это развитие навыка социализации. Ребенок проигрывает разнообразные сюжеты и таким образом учится.
Так или иначе, игрушки должны чему-то служить для ребенка.
Наталья Зароченцева
3. Игрушки, которые делают всё сами (читают за ребенка, говорят и т.д.)
Возьмем в пример куклу. Традиционная кукла очень часто была без лица. Это было сделано для того, чтобы ребенок, играя с ней, наделял её всеми качествами, которыми считает нужными в данный момент: если ему хорошо, то кукла веселится, если ему плохо, она плачет. Через нее, через этот предмет ребенок проявлял свою идентичность.
Сейчас все куклы длиннющие, губастые, накрашенные — и они уже делают всё за ребенка, фантазия рубится на корню. Он попоил куклу, и кукла пописала. Получается, ребенок может только обслуживать эту куклу.
Необходимо соблюсти баланс: если родитель выбирает куклу, которая все делает за ребенка, на весах есть фантазия и идентичность ребенка. Но можно выбрать куклу попроще — которая не плачет, не кричит, не писает, но при этом в неё заложен потенциал для развития малыша.
Наталья Зароченцева
4. Неэстетичные и неэкологичные игрушки
Родитель должен помнить, что он прививает ребенку эстетический вкус: видение природы, чувствование красоты, интерьера — чувство прекрасного. Очень часто детские комнаты напичканы яркими цветами, просто чтобы привлечь внимание ребенка, а игрушки выглядят чрезмерно яркими и привлекающими внимание.
Монтессори-материал в этом плане очень гармоничен. Деревянные предметы, эстетичные формы, спокойные экологичные цвета — они развивают эстетический вкус.
Наталья Зароченцева
Существует также ряд игрушек-животных, которые едва ли похожи на настоящих животных — у них человеческие глаза или слишком мультяшное тело. А есть буквально "реплики" — модельки, сделанные по образу настоящих животных.
Они полностью повторяют животное, игрушка выступает его уменьшенной копией. И если первые игрушки детям не нужны, то вот эти — обязательны для расширения словарного запаса.
В нашем Монтессори-классе, например, мы используем фигурки животных от немецкой компании Schleich. Они производят очень красивые и точные копии животных.
Наталья Зароченцева
Токсичные, неэкологичные материалы, избыточная стимуляция, отсутствие образовательной ценности — всё это "игрушки", которые способны принести минутную радость, но при этом негативно сказаться на ребенке и его развитии.
Монтессори-материал — это не игрушка. Это инструмент в обучении через определенную игровую деятельность! Не стремитесь угнаться за трендами и яркостью, лучше покажите ребенку качество и подарите ему навыки, которыми он сможет воспользоваться во взрослой жизни.
Школа Великих Открытий