Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Всё обратилось к единству и перешло в согласие»

Сегодняшняя статья, наверное, будет менее интересна для читателей, чем статьи о фильмах, но всё же не могла я пройти мимо воплощения сказочных повестей Гоголя в музыкальном театре. Существует немало опер на гоголевские сюжеты, есть среди них и очень интересные, но на темы иных произведений (к примеру, «Нос» Д.Д.Шостаковича или «Ревизор» В.С.Дашкевича). Я же сейчас пишу лишь об операх-сказках.

Вам не кажется, что «Вечера на хуторе» сами по себе очень музыкальны? Не раз и не два опишет нам автор великолепные звуки природы: «Вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи», «И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба». Герои Гоголя поют и танцуют, о чём скажет ещё сам «пасичник» во вступлении к сборнику: «Только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы!» В сборнике приведено множество песен…

Конечно же, всё это просится быть положенным на ноты! И появляются оперы, созданные великими композиторами.

Самой первой из них стал «Кузнец Вакула» П.И.Чайковского. Впервые поставленная в 1876 году опера не имена большого успеха, но десять лет спустя композитор создал новую её редакцию, которая, под названием «Черевички», известна очень широко. Сейчас в Москве она идёт сразу в двух театрах – «Геликоне» (правда, сама я на этом спектакле ещё не была) и на Камерной сцене ГАБТа (как правило, одна серия спектаклей в сезоне, в предновогодние дни и с неизменным аншлагом)

Сцена из спектакля «Геликон-оперы»
Сцена из спектакля «Геликон-оперы»

Ария Вакулы «Слышит ли, девица» входит в репертуар многих теноров, а мне, признаться, очень нравится дуэт Солохи и Беса (так этот персонаж назван у Чайковского), и - наверное, в силу возраста! - частенько напеваю Солохино «Я во все мои года молода, молода».

Кстати, в этой опере есть довольно интересная уступка цензуре: вместо Дьяка в ней действует «Школьный учитель из бурсаков», при этом композитор сохранил его знаменитые обращения «Это що у вас?» да ещё добавил песенку «Баба к бесу привязалась» и жалобы на супругу. Интересно, что изъясняется учитель несколько архаичным языком, действительно напоминающим речь церковнослужителей.

Е.Семёнова – Оксана, М.Яненко – Вакула, В.Макаров – Школьный учитель (Камерная сцена)
Е.Семёнова – Оксана, М.Яненко – Вакула, В.Макаров – Школьный учитель (Камерная сцена)

Значительно меньше известна другая опера на тот же сюжет – «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова. Мне довелось услышать её на сцене только один раз, в начале 1990-х годов, когда она ненадолго поселилась на сцене Большого театра (год назад её привозил в Москву Мариинский театр, но я тогда пойти на спектакль не смогла), по-моему, она прекрасна.

Сцена из спектакля Мариинского театра
Сцена из спектакля Мариинского театра

Опера была написана в 1894—1895 гг. – и, как ни странно, при первой постановке вдруг стала поводом для клеветы на композитора. «Всякий православный согласится, что сцена существует не для того, чтобы самым бесцеремонным образом оскорблять то, что для него дорого», - писали обозлённые критики. Что же вызвало их гнев? Одна из картин - сцена полёта Вакулы, и в ней задействован балет. Вот недоброжелатели и объявили кощунством, что в Святую ночь «звёзды отплясывают балетные танцы»… А я помню, что сцена эта была очень красива, помню чудесную арию Оксаны и финал – хоровое песнопение «В память Гоголя».

Е.Мравина и И.Ершов – первые исполнители партий Оксаны и Вакулы
Е.Мравина и И.Ершов – первые исполнители партий Оксаны и Вакулы

Любимая моя опера по Гоголю, как я уже писала, - это «Майская ночь» Римского-Корсакова. К сожалению, сейчас на московской сцене она не идёт. Когда-то давно я слушала её в Оперной студии при Гнесинском институте, потом – в Ленинградском Малом оперном (тогда он назывался именно так) с совершенно волшебными декорациями, кажется, К.А.Коровина, потом был спектакль в Московском МАМТе (не тот, что ставил А.Титель уже в XXI веке) – воспоминания на редкость приятные!

Это всего лишь вторая опера композитора, впервые поставленная в 1880 году. Сам он говорил, что «Вечера на хуторе…» - его любимейшая книга, а «Майская ночь» всегда нравилась ему больше всех повестей. И, по-моему, это очень чувствуется… Чудесные мелодии, удивительный юмор, сказочная сцена с русалками – всё это делает оперу незабываемой.

И до сих пор известны и любимы песни Левко – и «Солнышко низко», и «Спи, моя красавица».

Л.Собинов и С.Лемешев в партии Левко
Л.Собинов и С.Лемешев в партии Левко

Чуть позже, в 1883 году, появилась опера Н.В.Лысенко «Утопленница» по той же повести, но я её не слышала, хотя знаю, что когда-то её привозил в Москву Киевский театр.

И, наверное, последнее произведение, о котором здесь нужно сказать, - это «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского. Опера, над которой он долго работал и которая, как, к сожалению, очень многое из наследия этого композитора, осталась незаконченной: успел написать только два акта из трёх, а также «Думку» и «Гопак» для последнего. Кроме того, Мусоргский переработал написанную раньше симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе» (эта картина, замечу в скобках, была в своё время использована И.А.Моисеевым для создания изумительного мини-спектакля), введя с неё хор, солистов и балет; сцена должна была стать фантастическим интермеццо между вторым и третьим действиями. Опера была доработана после смерти композитора по его черновикам и сейчас исполняется, как правило, в редакции В.Я.Шебалина.

«Сорочинская ярмарка» немало лет шла на Камерной сцене Большого театра в постановке Б.А.Покровского, который (тогда ещё в самостоятельном театре) сделал не столько оперный спектакль, сколько музыкальное представление, что-то купировав и введя фрагменты из прозаических произведений Гоголя. Спектакль был удостоен Государственной премии РФ.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Совсем недавно, в ноябре минувшего года, постановку (теперь уже «по мотивам» Покровского, хотя основные мизансцены и декорации в ней сохранены) вместе с исполнителями «переселили» на Новую сцену Большого. Пока прошло только два премьерных спектакля (на одном из них мне посчастливилось быть); время покажет, как сложится его судьба.

В спектакль введена «Ночь на Лысой горе», и позвольте процитировать постановщика спектакля К.Шостакович, которая объяснила смысл этой сцены в полном соответствии с темой моих публикаций: «Если смотреть с точки зрения христианина, то с нечистью нельзя иметь никакого дела. А Парубок очень хитро договаривается с Цыганом, чтобы тот устроил ему свадьбу с Парасей… просто закрывает глаза на методы. За это он и расплачивается страшным сонным параличом в "Ночи на Лысой горе". Чтобы впредь было неповадно». И, может быть, именно поэтому постановщики поручили партии Цыгана и предводителя всей нечисти Чернобога одному исполнителю?

А.Чернов – Грицько, А.Цалити – Цыган\Чернобог в сценах из спектакля
А.Чернов – Грицько, А.Цалити – Цыган\Чернобог в сценах из спектакля

«Странное, неизъяснимое чувство овладело бы зрителем при виде, как от одного удара смычком музыканта, в сермяжной свитке, с длинными закрученными усами, всё обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие». Так Гоголь описывает начало праздника. А мне кажется, что и в оперных спектаклях по гоголевским повестям (конечно, не «от одного удара смычком музыканта», а от одного взмаха дирижёрской палочки) именно это и происходит – «всё обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие».

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Оглавление" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь