Найти в Дзене

Проекты Туполева. IV.

Картинки Яндекса. Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже, 1991 год
Картинки Яндекса. Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже, 1991 год

В декабре 1994 года, после завершения сертификационных и сервисных испытаний авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета СНГ выдал сертификат летной годности на Ту-204. Двигатель ПС-90A получил российскую сертификацию в 1992 году, а также сертификат соответствия стандартам ИКАО по борьбе с загрязнением окружающей среды. Самолет Ту-204 с двигателями ПС-90A отвечал самым строгим международным экологическим требованиям. В 1992 году Россия приняла государственную программу производства 530 самолетов Ту-204 в различных модификациях до 2000 года. К сожалению, эти планы не были реализованы. В 1996 году Ту-204 RA-64011 авиакомпании «Внуково» совершил первый регулярный пассажирский рейс между Москвой-Внуково и Минеральными Водами. Этому предшествовал ряд пробных полётов с участие членов АНТК «Туполев» представителей MAP и журналистов. Компания «Туполев» всегда рассматривала программу Ту-204 не просто как создание нового эффективного авиалайнера, но и как основу для большого количества различных версий на протяжении многих лет. Предполагалось, что это будет целое семейство самолётов с различными вариантами российских и зарубежных систем и оборудования, которые будут отвечать потребностям клиентов и позволят им реагировать на меняющиеся условия на рынке авиаперевозок.

На Ту-204 установлены некоторые иностранные системы: инерциальные навигационные системы Honeywell и Litton, системы предотвращения столкновений в воздухе Allied Signal или Collins TCAS II и спутниковая навигационная система Litton 2001 GPS. Оборудование Ту-204 соответствует требованиям ИКАО и Евроконтроля, введённым в 1998 году, а разработанные элементы конструкции и системы послужили основой для других проектов Туполева АНТК, в том числе Ту-334, Ту-330 и так далее.

Авиакомпания «Россия» заказала два Ту-204-100 (однако так и не получила их), а также два Ту-204, три Ту-204-100 и один грузовой самолёт Ту-204-100C авиакомпании «Внуково». Осенью 1997 года в цехе окончательной сборки находилось одиннадцать самолётов. Ещё пять готовых самолётов стояли на заводском аэродроме. Завод «Авиастар» может производить 30–40 Ту-204 в год, но в 1990-х годах на самом деле выпускал только два-три самолёта в год.

В прессе появлялись сообщения о возможных продажах в Китай и Северную Корею.

В конце 1980-х и в 1990-х годах в рамках программы модификации и модернизации Ту-204 было предусмотрено большое количество версий, различающихся по назначению, типу двигателей и оборудованию. В середине 1990-х было принято решение разделить программу Ту-204 между двумя главными конструкторами.

Ю. Б. Воробьёв возглавил работу над грузовыми версиями Ту-204 и Ту-204-200 (Ту-214). На сегодняшний день эксплуатируются, производятся или планируются к производству следующие версии:

• Ту-204. Первая серийная версия с взлётной массой 94,6 тонны и двигателями ПС-90А. Серийное производство на заводе «Авиастар». Первый серийный образец (СССР-64003) поднялся в воздух 17 августа 1990 года.

• Ту-204-100. Базовая 210-местная версия с двигателями ПС-90А, дальностью полёта 5000 км и более высокой взлётной массой 103 тонны. Сертифицирован по стандартам NLGS-3 и полностью соответствует правилам ИКАО по шуму и загрязнению окружающей среды.

Первый Ту-204-100 получил регистрационный номер RA-64016. Некоторые серийные самолеты Ту-204-100 оснащены западной авионикой, аналогичной той, что установлена на Ту-204-120. В настоящее время несколько самолетов типа Ту-204 находятся на вооружении российских авиакомпаний, и они модернизируются до стандарта Ту-204-100.

•Ту-204-120 (первоначально обозначался Ту-204М - модифицированный). Экспортная версия с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce RB.211-535E4.

Сертифицирована по стандартам NLGS-3, планируется сертификация по европейским стандартам JAR 25. В системе управления полётом и навигации используется западная авионика, а интерьер кабины соответствует западным нормам.

Первый серийный Ту-204-120, RA-64027, поднялся в воздух 6 марта 1997 года. В 1998 году по условиям договора лизинга с компанией Sirocco первые самолёты были поставлены в Египет, а в начале 1999 года первый самолёт уже эксплуатировался авиакомпанией Air Cairo. Первый заказ по лицензионному соглашению был на десять самолётов с возможностью приобретения ещё двадцати. Соглашение предусматривает возможность приобретения до 200 самолётов компанией Sirocco.

• Ту-204-200.

Увеличенная грузоподъёмность, усиленный планер, дополнительный топливный бак в центральной части крыла и дальность полёта 6300 км. Первым серийным самолётом, построенным в Ульяновске, стал RA-64036.

• Ту-204-220 (Ту-224, первоначально обозначавшийся Ту-214А). Версия Ту-204-200 с двигателями Rolls-Royce RB.211-535E4 и западной авионикой. Серийное производство может быть налажено на КАПО при наличии достаточного количества заказов.

• Ту-204-300. 160-местная дальнемагистральная версия Ту-204 с коротким фюзеляжем, пригодная для эксплуатации с аэродромов с неармированным бетонным покрытием и короткими взлётно-посадочными полосами. Дальность полёта 9000 км. Прототип Ту-204 (RA-64001) был переоборудован в 1994 году в демонстрационный самолёт Ту-234.

Первый серийный Ту-204-300, RA-64038, был официально передан заказчику «Владивосток Авиа» 20 мая 2005 года и совершил свой первый коммерческий полёт 27 июня.

• Ту-204С. Грузовая версия Ту-204, сертифицированная по стандарту NLGS-3. Дальность полёта с максимальной полезной нагрузкой составляет 3450 км. Ту-204С имеет большую грузовую дверь с левой стороны и механическое погрузочное оборудование. Прототип был переделан из серийного Ту-204 (RA-64010) в Туполевском АНТК, за ним последовали ещё два (RA-64009 и RA-64008).

• Ту-204-100C. Грузовая версия Ту-204-100. Прототип был модернизирован из Ту-204C RA-64008. Серийные экземпляры, построенные на заводе «Авиастар», имеют фюзеляж без окон. Самолёт эксплуатируется российскими авиаперевозчиками на чартерных рейсах в Европу и является одним из самых тихих среднемагистральных грузовых самолётов на рынке; европейцы даже прозвали его «Тихим бизоном».

Помимо перечисленных версий, в начале 1990-х годов на стадии проекта находилось несколько других, в том числе:

• Ту-204С3. Конвертируемая версия на базе Ту-204, которая может использоваться в пассажирской, комбинированной (пассажирско-грузовой) или грузовой конфигурации. Проект был удостоен серебряной медали на Брюссельской международной выставке и имеет патенты в нескольких странах. Предусмотрена возможность перевозки стандартных контейнеров LD3-46; отсюда суффикс C3, обозначающий «грузовой, конвертируемый, контейнеризированный».

• Ту-206 (первоначальное обозначение Ту-214, затем Ту-216);

• Ту-204-210. Версия Ту-204-200 с турбовентиляторными двигателями Pratt&Whitney PW2240;

• Ту-204-230. Версия с двигателями Кузнецова Воздушные винты НК-93 с возможностью использования битопливной модификации НК-94, способной работать на СПГ;

• Ту-204-400. Удлиненная версия Ту-204.

Советский Дуглас - Ли-2
Оружие, военная техника. Авиация.31 января

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.