Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.12): БОГ НЕ ХОЧЕТ НАКАЗЫВАТЬ

(Осия 11) Книга пророка Осии в целом — и данная глава в частности — это история о безответной любви: Бог любил Израиль, но Израиль не отвечал Ему взаимностью. В начале книги предлагается образ супружеских отношений: Бог — любящий муж, а Израиль — неверная жена. В этой главе Осия использует метафору отношений между родителями и детьми: Бог — любящий Отец, а Израиль — непокорный сын. В этой части книги Божьи слова о Его любви к Израилю сменяются сообщениями об отвержении Израилем Божьих путей. ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ СЫН «...Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Стих 1. Господь просит Израиль извлечь уроки из своих исторических отношений с Ним. Израиль, говорит Он, был юн. Еврейское слово наар в Синод. пер. переведено прилагательным «юн», а в НРП — «ребенком». Обычно оно означает «мальчик», «юноша» и «указывает на незрелость и, соответственно, беспомощность, неспособность исполнять обязанности взрослого» (Хаббард). Бог вызвал Израиль, Своего сына, вызволив на
Оглавление

(Осия 11)

Книга пророка Осии в целом — и данная глава в частности — это история о безответной любви: Бог любил Израиль, но Израиль не отвечал Ему взаимностью. В начале книги предлагается образ супружеских отношений: Бог — любящий муж, а Израиль — неверная жена. В этой главе Осия использует метафору отношений между родителями и детьми: Бог — любящий Отец, а Израиль — непокорный сын. В этой части книги Божьи слова о Его любви к Израилю сменяются сообщениями об отвержении Израилем Божьих путей.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ СЫН

«...Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1).

Стих 1. Господь просит Израиль извлечь уроки из своих исторических отношений с Ним. Израиль, говорит Он, был юн. Еврейское слово наар в Синод. пер. переведено прилагательным «юн», а в НРП — «ребенком». Обычно оно означает «мальчик», «юноша» и «указывает на незрелость и, соответственно, беспомощность, неспособность исполнять обязанности взрослого» (Хаббард). Бог вызвал Израиль, Своего сына, вызволив народ из Египта (12:9; 13:4; Исх. 4:22, 23). После этого избавления, на горе Синай, Израиль стал Божьим народом (Исх. 19:5, 6).

Стих 1 имеет двойной смысл, так как в Мф. 2:14, 15 он представлен как исполненное пророчество: «[Иосиф] встал, взял Младенца и мать Его ночью [из Вифлеема] и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: "Из Египта вызвал Я Сына Моего"».

Матфей указывает на аналогию между Израилем и Христом. В Исх. 4:22, 23 фараону было сказано об Израиле, что это Божий «первенец», отделенный с самого детства. Когда Христос пришел в мир, Он тоже был назван Божьим первенцем, или «Первородным» (Евр. 1:5, 6). Израилю грозило полное исчезновение как следствие убийства всех младенцев мужского пола в Египте, но он был спасен (Исх. 1:15–22). Так же и у Христа была угроза быть убитым по указу Ирода, но Он спасся (Мф. 2:13–16).

Вот другая интересная особенность этого стиха: Бог говорит, что вызвал «сына» Своего, Израиль, из Египта не по причине праведности сына, а потому, что любил его. Израиль стал Божьим народом благодаря Божьей любви, милости, состраданию и благодати!

НЕПОКОРНЫЙ СЫН

«Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос. 11:2–4).

Стих 2. Несмотря на хорошее начало для народа, несмотря на явленную им любовь Господа, неблагодарный Израиль отвернулся от Бога. Чем больше пророки звали израильтян покаяться, тем дальше они [израильтяне] «уходили прочь от лица их» [пророков].

В версии НРП, отражающей в данном случае перевод Септуагинты, сказано, что Израиль отворачивался от Бога, а не от пророков: «Но чем больше Я звал израильтян, тем дальше они уходили от Меня». Однако при этом смысл вести существенным образом не меняется, поскольку отворачиваться от пророков (Божьих представителей) было то же самое, что и отворачиваться от Бога.

Хаббард в этом отрывке видит ссылку на произошедшее в Ваал-Фегоре (Чис. 25) или на какую-то другую подобную ситуацию в Ханаане. Вот его толкование: чем больше «они» (дочери Моава, или хананеянки) звали «их» (израильтян), тем больше «они» (израильтяне) уходили от «Меня» (Бога). И так и так, смысл сказанного — очевидный и своенравный отход от Бога.

Израильтяне отвернулись от Бога, восприняв практическое идолослужение. История изобилует сообщениями о том, что они поклонялись лжебогам, «приносили жертву Ваалам и кадили истуканам». Делая это, они нарушали два из основных положений завета: Господь заповедал им не иметь других богов кроме Него, а также не делать никаких кумиров и не поклоняться им (Исх. 20:3–6).

Стих 3. Именно Господь, как Отец Израиля, избавил его от египетского рабства и питал в пустыне, а вовсе не Ваалы. В словах Бога, когда Он вспоминает, что Он сделал для Израиля, явно чувствуется грустное удивление, как бы говорящее: «После того как Я столько сделал для этого народа, как они могли вот так отвернуться от Меня?» (См. Втор. 32:6). Продолжая оглядываться назад и вспоминать Израиль, когда он был ещё совсем юным, Бог говорит, что приучал народ ходить, носил его на руках, как отец бережно держит своего малыша (Втор. 1:31; Ис. 63:9).

В НРП сказано, что Бог «научил Ефрема ходить, держа его за руки». В таком случае это образ отца, поддерживающего своего сына, когда тот учится ходить. Бог также говорит, что врачевал их (Исх. 15:26).

Стих 4. Господь нежно «узами человеческими влёк... их, узами любви». Он не тащил, не подгонял Израиль, как упрямое животное. Бог «влёк их», демонстрируя народу нежность. Перед глазами возникает образ отца, учащего сынишку ходить с помощью «вожжей» в обеих руках для равновесия. Бог водил израильтян, даже когда они не подозревали о Его помощи. То, что они «не сознавали» всего, что Бог делал для них (11:3), тоже относится к этой метафоре. Сын никогда вполне не сознаёт всего, что его любящий отец делает для него.

Бог снял «ярмо с челюстей их». Смешение метафор — отец/сын и земледелец/волы — представляет для читателя определенную трудность. Поэтому некоторые версии опускают образ земледельца/вола, говоря, что Бог поднимает ребенка к Своей «щеке». Однако в таком исправлении текста нет необходимости. Образ «ярма» понятен, потому что Ветхий Завет говорит об избавлении Богом Израиля от египетского рабства. В Лев. 26:13 Бог заявляет: «[Я] сокрушил узы ярма вашего и повёл вас с поднятой головой».

Необычно и то, что еврейский текст изображает Бога поднимающим ярмо «с челюстей их» вместо «с шеи» (см. Быт. 27:40; Ис. 10:27; Иер. 28:11, 12, 14). Возможно, «челюсти» употреблены вместо «шеи» для того, чтобы перейти к следующему акту Божьей доброты: Он «подкладывал пищу им». Этот образ может представлять Бога поправляющим ярмо на шее, чтобы животному было удобнее есть. И правда, Бог питал Свой народ в пустыне, посылая им манну с неба, а также давал им щедрые урожаи, когда они поселились в Ханаане. Хотя они то и дело оказывались недостойными, Бог любил и много лет всячески благословлял Израиль, удовлетворяя каждую нужду народа.

НЕПРИЗНАННЫЙ СЫН

«Не возвратится он в Египет, но Ассур — он будет царём его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрёт их за умыслы их. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и, хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Ос. 11:5–7).

Стих 5. Даже при том, что Бог любил Израиль и делал всё для них, они постоянно были Ему неверны (11:2) и не захотели обратиться к Нему. Следствием их греха будет не буквальное возвращение в Египет (который употреблён иносказательно, в значении скорого пленения), а порабощение Ассуром.

Стих 6. Ассирийскому плену будут предшествовать (или сопровождать его) жестокие битвы. «И падёт меч на города его, и истребит затворы его». Израильские города часто укреплялись высокими стенами, а главный вход был через двойные деревянные ворота. По ночам и во время нападений обе линии ворот запирались изнутри «затворами» (Втор. 3:5; Суд. 16:3; 1 Цар. 23:7; 2 Пар. 8:5; 14:7). Ассирийцы сломают их затворы и вторгнутся в израильские города. Ассур пожрет народ — то есть убьет много людей. Почему такое случится? Потому что они следовали своим собственным умыслам; они не искали Божьего слова. Они не спросили Бога (возможно через пророков), что делать.

Стих 7. Народ, любимый Богом, решил отвернуться от Него. Пророки призывали их к горнему, к Богу, но они не слушали. Народ не возвышался единодушно — никто не прославлял Бога, который был так добр к Израилю! («Никто не превозносит Его»; НРП). Здесь пророк, скорее всего, употребил гиперболу; наверняка, были люди в Израиле, которые верно служили Господу. И сам Осия тоже ведь жил в северном царстве.

Хотя вышеприведенное толкование кажется точным объяснением стиха 7, возможны и другие его толкования. Текст оригинала труден, о чем свидетельствуют его разные переводы.

«Хотя пророки и призывают его к Всевышнему, никто не превозносит Его» (НРП).

«Они называют Его "Богом Высоким", но не поднимет Он никого из них!» (РБО).

«И хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Синод. пер.).

«Они станут призывать Всевышнего, но Бог не поможет им» (Совр. пер.).

Перевод НРП представляется наиболее приемлемым.

ОТЦОВСКАЯ ЛЮБОВЬ

«Как поступлю с тобой, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобой, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святой; Я не войду в город» (Ос. 11:8, 9).

Стих 8. Сказав, что никто в Израиле не поклоняется Ему, Бог, тем не менее, восклицает, как будто со слезами на глазах: «Как поступлю с тобой, Ефрем?» Этот вопрос со страстной силой передает великую любовь Бога к Израилю. Разумеется, Он не хотел истреблять Свой народ. У Него не было никакого желания отдавать их в руки врагов или поступить с ними, как с Адамою и Севоимом, греховными городами, уничтоженными вместе с Содомом и Гоморрой (см. Быт. 10:19; 14:2, 8; 19:24, 25; Втор. 29:23). Мысль, что такое истребление должно вот-вот произойти, разбивало сердце Бога и вызывало всю жалость Его.

Стих 9. Фактически Бог решил ничего не делать по ярости гнева Своего, сказав, что не истребит Ефрема. Как бы в подтверждение Своего решения Бог заявляет: «ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святой», подразумевая, что, как Бог, Он может сделать и сделает все, что решил, — а решил Он, по Его словам, что «не войдет в город» (в НРП «Я не приду в гневе»).

Не противоречил ли Бог Себе, заявляя: «не сделаю [Израилю] по ярости гнева», «не истреблю Ефрема» и «не войду в город»? Весть всей книги Осии — что Бог истребит Израиль. Как Он мог одновременно истребить и не истребить северное царство? В конечном итоге Господь все же истребил Израиль. Почему?

Можно сказать, что Бог исполнил Свое желание тем, что не истребил весь народ; остаток спасся. Хотя северное царство как государственное образование и прекратило свое существование, отдельные люди, происходившие из северных колен выжили. Кроме того, Божья любовь к Израилю предполагала любовь ко всему Его народу, включая Иуду. Божье желание по отношению к Его народу было исполнено в том смысле, что Иуда был сохранен и вернулся из плена.

Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос — что Бог не всегда может делать то, что хочет. Сегодня Бог хочет спасти всех людей (2 Пет. 3:9), но не все получают спасение. Почему?

(1) Потому что Бог дал людям свободу выбора быть или не быть спасенными, установив для Себя границы, которые Он не переходит.

(2) Потому что Бог по природе свят и потому не может пребывать в присутствии греха.

(3) Потому что Бог по природе справедлив и должен наказывать грех. Поэтому кое-что для Бога невозможно — даже если Он хочет этого, — в силу Его природы и в силу границ, которые Он установил для Себя. Хотя Бог желал спасти Израиль, Он не мог это сделать, потому что Его праведность и Его объявленная воля требовали наказания греховного поведения Израиля и его упорного нежелания покаяться. Божьи атрибуты совершенны и не противоречат друг другу. Его суды всегда праведны и справедливы.

ОТЕЦ И ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ СЫН

«Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли ассирийской, как голуби, и вселю их в дома их, — говорит Господь» (Ос. 11:10, 11).

Стих 10. Бог говорит о том времени, когда Израиль будет верен Ему, будет народом, исполняющим Его волю: «вслед Господа пойдут они. [Бог], как лев... даст глас Свой», и Его сыны вернутся к Нему из изгнания. Хотя рыкающий лев обычно ассоциируется с надвигающейся опасностью или гневом, здесь это «подбадривающий зов к его... детёнышам» (Филип Кинг). Они придут «с запада» — это, очевидно, стилистическая фигура, указывающая, что они вернутся из плена, как их предки были вызваны Богом из Египта, который находился на (юго-) западе.

Стих 11. Сыны Израиля «встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли ассирийской, как голуби». «Встрепенутся, как птицы» может указывать на скорость их возвращения, хотя в некоторых переводах Библии подчеркивается их смирение после Господнего наказания и даже страх. Например, в Совр. пер. сказано: «и Его дети придут с запада, дрожа от страха. Они придут из Египта, трепеща, как птицы. Они придут из земли ассирийской, трепеща, как голуби» (см. также НРП и РБО).

Ранее в книге ссылки на львов и голубей, а также на Египет и Ассирию появлялись в связи с предупреждениями о суде (5:14; 7:11, 16; 8:13; 9:3, 6; 11:5). Может быть, Осия употребляет эти образы, которые в предыдущих прорицаниях употреблялись как образы суда, чтобы показать, как полагает Чарльз Крафт, что Бог часто извлекает добро из зла и из предупреждений о суде? Возможно.

После возвращения Израиля Господь «вселит их в дома их». Это предсказание восстановления может указывать на возрождение Иуды после вавилонского плена, но что это говорит о северном царстве, которое из плена не вернулось? Можно аргументировать тем, что обещание восстановления северного царства не было исполнено, потому что Израиль так и не вернулся к Богу, что — утверждается в книге Осии — должен был сделать. Пророчество имело условие, которое не было выполнено.

Однако более вероятно то, что в этих словах, как и в других местах книги Осии, пророк смотрит на Иуду и Израиль как на единое целое. О наказании одного царства говорится как о задевшем оба, и восстановление одного царства фактически благословит оба. Кроме того, предсказание стиха 11 можно понимать как исполненное в церкви, мессианском царстве Иисуса Христа, что является еще одним возможным толкованием.

ЛОЖЬ ИЗРАИЛЯ

«Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; Иуда держался ещё Бога и верен был со святыми» (Ос. 11:12).

Стих 12. В еврейской Библии этот последний стих главы 11 является первым стихом главы 12.

Глава завершается на грустной ноте: даже если народ Израилев когда-то в будущем и пойдет «вслед Господа» (11:10), сейчас они виновны в том, что окружили Бога ложью и лукавством. Они лгут друг другу и стараются обмануть Бога, делая вид, что следуют за Ним, а сами служат другим богам.

Не только северное царство было исполнено греха; южное царство, Иуда, тоже было греховным. «Иуда держался ещё Бога» — сказано в Синод. пер. С такой интерпретацией согласны РБО и Совр. пер. А в НРП читаем: «Иуда сильно противится Богу». Бог не оправдывал и не закрывал глаза на грехи в каких бы то ни было сферах жизни Своего народа.

В НРП прорицание завершается возвещением, что Бог «Святой» — единственное всесвятое существо — и «верный», в противоположность Его неверному народу. Божья верность заверяет нас, что Он исполнит Свои обещания. Если Он сказал, то сделает!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн