Найти в Дзене

Из чего сплетена эта корзина, не угадаете

Оглавление

В провинции Гуандун (Китай) такому ремеслу уже сотни лет! Трудно представить это как подходящий материал для плетения.

Этот диковинный промысел достиг своего расцвета во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912), когда изделия из слоновой кости стали символом роскоши и высокого статуса.

Плетеная корзина из слоновой кости династии Цин
Плетеная корзина из слоновой кости династии Цин

Трудно поверить, но это полоски из слоновой кости
Трудно поверить, но это полоски из слоновой кости

Согласно документальным записям, одна из циновок из слоновой кости была изготовлена ​​в годы правления династии Цин в Юнчжэне и Цяньлуне (1723-1735). Это была дань, подаренная двору местными властями в Гуандуне. Оригинальная технология производства, впрочем, давно утеряна. В настоящее время китайские резчики могут только предполагать, как изготавливались такие изделия. А их видов немало: это и циновки, и веера, и ширмы и даже вазы! При исследовании и анализе циновок из слоновой кости многие специалисты были очень озадачены, как древние сделали нити из слоновой кости такими гибкими и даже достаточно мягкими, чтобы их можно было использовать для ткачества? После неоднократных исследований специалисты так и не пришли к результату, поэтому можно лишь предполагать, что такого эффекта можно добиться замачиванием в специальном растворе. Однако секрет состава раствора забыт вместе с утратой старинной технологии плетения из слоновой кости.

А это циновка, одна из трех сохранившихся в Китае. Размер её немаленький: 200х114 см!
А это циновка, одна из трех сохранившихся в Китае. Размер её немаленький: 200х114 см!

Вид циновки в масштабе
Вид циновки в масштабе

Впрочем, достаточно тонкие пластины слоновой кости, в отличие от, например, бивня мамонта, и так очень пластичные, выдерживают сильный изгиб и без предварительного вымачивания. Это объясняется тем, что бивни мамонта за проведенные в земле тысячи лет подверглись окаменению, а бивни слона — это более свежий, «живой» материал, не подвергавшийся минерализации.

Короче говоря, мастерство это довольно сложное, а квалификация и стоимость работы очень высокая, поэтому тогдашний император Юнчжэн, всегда считавший себя бережливым, приказал больше этого не делать и такие циновки ему не дарить.

Технология производства.

Как выполняется плетение из слоновой кости? 

Плетение из слоновой кости отличается от обычной техники резьбы. Процесс очень сложный и утомительный – распилить слоновую кость на тонкие полосы одинаковой толщины и ширины, затем отшлифовать их до блеска.  Поскольку бивень имеет структуру и волокна примерно как у ствола дерева, только если следовать направлению этой структуры при разделении кости на полоски, вероятность поломок будет меньше. Пилить поперёк вообще нет смысла. Поэтому распилить слоновую кость на листы и нити вдоль волокон – непростая задача.

Здесь на спиле бивня мамонта, особенно ближе к коричневому краю, видна сетка. Это и есть продольные волокна. Так как мы не намерены распускать материал на нити, то спил поперечный.
Здесь на спиле бивня мамонта, особенно ближе к коричневому краю, видна сетка. Это и есть продольные волокна. Так как мы не намерены распускать материал на нити, то спил поперечный.

А здесь явно видна структура на изломе.
А здесь явно видна структура на изломе.

Также для изготовления таких тонких полосок не пригоден наружный, слишком хрупкий слой бивня, и внутренний слой, как слишком рыхлый и непрочный. Кроме того, этот метод обработки очень материалоемок. 

Возьмем в качестве примера производство палочек для еды из кости. Поскольку материал необходимо распилить на пластины, затем разрезать на длинные полоски, из них напилить палочки нужной длины, затем зачистить и отполировать поверхность, вес готовых изделий составляет всего от 40% до 60% первоначального куска. Если бивень для плетения разделить на полоски, а затем на нити, вес готового плетения составит менее 10% от затраченного материала.

Дворцовый веер из шелка цвета слоновой кости династии Цин. Длина 54,3 см.
Дворцовый веер из шелка цвета слоновой кости династии Цин. Длина 54,3 см.

Фрагмент плетения. Если сопоставить масштаб, то размеры фрагмента на фото примерно 5 см в длину
Фрагмент плетения. Если сопоставить масштаб, то размеры фрагмента на фото примерно 5 см в длину

Что сегодня?

В 2008 году техника шелкового ткачества цвета слоновой кости была включена в Шанхайский список нематериального культурного наследия. Чэнь Хайлун, мастер китайского декоративно-прикладного искусства и репрезентативный биограф муниципальных проектов нематериального культурного наследия сохраняет эту традицию. Он восстановил, насколько это возможно, технологию ткачества из кости. Сейчас она, скорее, имеет историческую и музейную ценность.

Чэнь Хайлун, уроженец провинции Цзянсу, родился в 1956 году.
Чэнь Хайлун, уроженец провинции Цзянсу, родился в 1956 году.

Процесс плетения из кости
Процесс плетения из кости

Шелковый веер цвета слоновой кости от Чэнь Хайлуна с цветами и полной луной
Шелковый веер цвета слоновой кости от Чэнь Хайлуна с цветами и полной луной

В общем, неудивительно, что в настоящее время плетение из кости почти утрачено: если раньше слоновая кость добывалась в неимоверных, варварских количествах, то в настоящее время торговля ею запрещена. Китайские резчики массово перешли на бивень мамонта, который добывается в России в зоне вечной мерзлоты. Запасы его, кстати, по-прежнему огромны и исчисляются тысячами тонн.

Откуда берется бивень мамонта в России и законно ли его использование?
Артюховы Даниил и Татьяна25 марта 2021

В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.

💕Подписывайтесь, если было интересно!

👇 А вот как сейчас делается резьба по бивню мамонта:

🪷🪷🪷

Наш сайт с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы

👇Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:

Артюховы Даниил и Татьяна

* ©Татьяна Артюхова, по материалам 

- портала «Китайское нематериальное культурное наследие» (официальный ресурс Министерства культуры и туризма КНР, посвящённый сохранению нематериального культурного наследия Китая)

- архива культурных реликвий музея Яньтай

- Baidu Baike (китайская энциклопедия)