Резьба по кости: история, происхождение, страны

1,8K прочитали

Предисловие авторов

Авторы статьи – профессиональные резчики по кости, изучающие мировую историю этого древнего искусства. Однако интернет-сайты заполнены исключительно однообразными перепечатками о резных костяных изделиях Русского Севера, а между тем Россия не была монополистом и лидером в резьбе по кости, хотя именно такое впечатление может сложиться у заинтересованного зрителя. В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, фото с сайта музеев, также использовались материалы авторов.

Виды кости для резьбы

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.

1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)

2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)

3. Бивень (мамонт или слон)

4. Зуб кашалота

5. Клык моржа.

6. Рог носорога

7. Рог нарвала

Рынок кости в Африке, бивни мамонта, внизу — клык моржа, рог нарвала

Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!
Рынок кости в Африке, бивни мамонта, внизу — клык моржа, рог нарвала Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.

Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История

Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима , Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

Резьба по кости, Египет, IX-VIII вв. до н.э., фото с сайта Metmuseum.org
Резьба по кости, Египет, IX-VIII вв. до н.э., фото с сайта Metmuseum.org

Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.

Резьба по кости, Византия, XI в., фото с сайта metmuseum.org
Резьба по кости, Византия, XI в., фото с сайта metmuseum.org

Европа

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .

Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости.

Резьба по кости, Африка, XIX в., фото с сайта metmuseum.org
Резьба по кости, Африка, XIX в., фото с сайта metmuseum.org

Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.

Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.н. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности . Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем.

В создании первых европейских складных икон (диптихов) европейские художники подражали византийским образцам IX – XI вв. Эта форма иконы оказалась чрезвычайно популярной. Появились полиптихи, состоящие из трех, четырех створок, а также створок, скрепленных в виде книги. Основной сюжет таких икон – сцены жизни Христа или святых. Изображения святых, выполненные частью в рельефе, частью в почти круглой скульптуре, расположены горизонтальными рядами и обрамлены стрельчатыми арками в подражание готической архитектуре.

Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, не могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства.

Китай

В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т. п.

Резьба по кости, Китай XVII-XIV вв, фото с сайта metmuseum.org
Резьба по кости, Китай XVII-XIV вв, фото с сайта metmuseum.org

Индия

Резьба из слоновой кости, использованная в дверях Янтарного дворца в Джайпуре, изящная инкрустация дверей Дворца Майсура и Золотого Храма в Амритсаре говорят о значительной роли кости также и в архитектурном художественном оформлении. Несмотря на сравнительно небольшое количество археологических находок, в древней индийской литературе есть множество упоминаний об этом искусстве. Ведические тексты называют резьбу по кости одним из благороднейших ремесел. К сожалению, в настоящее время запрет на добычу слоновой кости приводит к уменьшению в Индии количества резчиков.Резьба из слоновой кости, использованная в дверях Янтарного дворца в Джайпуре, изящная инкрустация дверей Дворца Майсура и Золотого Храма в Амритсаре говорят о значительной роли кости также и в архитектурном художественном оформлении. Несмотря на сравнительно небольшое количество археологических находок, в древней индийской литературе есть множество упоминаний об этом искусстве. Ведические тексты называют резьбу по кости одним из благороднейших ремесел. К сожалению, в настоящее время запрет на добычу слоновой кости приводит к уменьшению в Индии количества резчиков.

Россия

Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России – Петербурга – сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.

Сайт авторов http://artyukhovy.ru/

Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы:

Подписывайтесь на наш канал, где мы публикуем интересные статьи о резьбе по кости в мире, видео из нашей мастерской с процессом резьбы, а также наши работы из бивня мамонта — современную резьбу по кости.