«Всему должен быть предел».
Старение — одна из немногих вещей, общих для всех живых существ. Люди, в частности, сегодня живут дольше, чем в прошлом. Во многом это связано с общественными достижениями, такими как вакцины, антибиотики, инфраструктура общественного здравоохранения, санитария, гигиена, ранняя диагностика и повышение осведомленности общественности о здоровье и долголетии.
По словам Брианы Мезук, содиректора Центра социальной эпидемиологии и здоровья населения Мичиганского университета, большинство людей не доживут до 100 лет, несмотря на эти достижения в области общественного здравоохранения.
Спустя пять лет после начала пандемии COVID-19 средняя продолжительность жизни в США снизилась. Согласно анализу предварительных данных Национального центра статистики здравоохранения за 2023 год, продолжительность жизни коренных американцев и коренных жителей Аляски сократилась на 6,6 года до 65,2 года. Продолжительность жизни чернокожих и испаноязычных американцев сократилась примерно на четыре года до 70,8 и 77,7 лет соответственно. У азиатов и белых американцев она сократилась примерно на 2 года до 83,5 и 76,4 лет.
«Всему должен быть предел. На планете Земля нет ни одного существа, о котором мы знаем, которое не умирало бы в какой-то момент», — сказал Мезук. «Но, очевидно, существуют существенные различия в продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни, что в некотором смысле важнее первого вопроса. Как долго мы можем жить и иметь возможность вести тот тип психологической, функциональной и социальной жизни, который делает жизнь стоящей того, чтобы ее прожить? Какова эта продолжительность жизни?»
Исследования утверждают, что естественный предел продолжительности жизни человека составляет около 122 лет, основываясь на том факте, что самый долгоживущий человек умер в возрасте 122 лет в 1997 году, и никто не прожил дольше.
Честно говоря, никто не знает. Но, скорее всего, это будет короче биологического максимума, который может прожить человек.
И есть разница между продолжительностью жизни и скоростью старения, объяснил Уильям Мейр, директор Harvard Chan School Aging Initiative. На продолжительность жизни в Соединенных Штатах влияют многие факторы. По мере того, как люди стареют, их восприимчивость к хроническим заболеваниям, таким как болезни сердца, различные виды рака и диабет, несчастные случаи, насилие и передозировка наркотиков вносят большой вклад в раннюю смертность. Ожидаемая продолжительность жизни всех демографических групп зависит от дохода, образования, доступа к здравоохранению и других социально-экономических и системных факторов. Например, когда речь идет о расе, системное неравенство обычно приводит к неблагоприятным последствиям для здоровья. Несмотря на то, что достижения в области медицины и технологий продолжают увеличивать продолжительность жизни, эти факторы, а также более широкие кризисы общественного здравоохранения, такие как эпидемия опиоидов и COVID-19, подчеркнули нашу способность жить дольше.
Однако скорость старения организма определяется биологической скоростью, с которой наши тела со временем деградируют из-за повреждения клеток, генетических факторов и воздействия окружающей среды.
«Люди подвергаются воздействию вещей, которые накапливаются в организме, и накопление этих вещей делает его таким, что в какой-то момент организм просто не может достаточно функционировать», — сказал Мезук. «Даже если представить себе человека, который просто живет в комнате, запертый там, и никогда не подвергается воздействию окружающей среды, он умрет просто в результате биологических процессов». Но для остальных из нас, кто, вероятно, не проведет свою жизнь в буквальном пузыре, мы будем подвергаться воздействию вещей, которые меняют то, как быстро стареют наши тела, — например, солнечное излучение или загрязнение воздуха — просто потому, что мы живем и ведем активный образ жизни.
Некоторые люди пытаются уменьшить влияние факторов окружающей среды на свою жизнь с помощью модных тенденций продления жизни и биохакинга.
Это включает в себя инъекции себе NAD+ (фермента, обещающего омолаживающие эффекты), экстремальные ограничения в питании, инъекции плазмы, сотни добавок — список можно продолжать. Самый экстремальный пример — венчурный капиталист Брайан Джонсон, который стал печально известен своей погоней за молодостью и бессмертием. Документальный фильм Netflix «Не умирай» подробно объясняет его путь и, возможно, самое интересное, подчеркивает навязчивую потребность контролировать, как долго он может жить.Его средства могут быть экстремальными, но мотив понятен.
Тем не менее, контроль — это иллюзия, когда дело касается такого рода вещей. Хотя у Джонсона есть миллионы долларов в его распоряжении для экспериментов с множеством терапий — по оценкам Bloomberg, он тратит 2 миллиона долларов в год на врачей и лечение — у большинства людей их нет. И многое из того, что старит людей, — это обстоятельства, в которых они родились, и из-за социально-экономических и системных факторов, таких как бедность и расизм, все труднее избежать.
Например, местоположение человека может определять его результаты и риск хронических заболеваний. В США два человека, живущие всего в нескольких милях друг от друга, могут иметь кардинально разные результаты в отношении здоровья, а их тела могут стареть с кардинально разной скоростью из-за стресса, доступа к здравоохранению или питания. С другой стороны, говоря о своем времени проживания в Италии, Мезук отметила, что люди, живущие в Средиземноморье, существуют в обществе, структурированном на долголетии из-за более широкого доступа к высококачественным продуктам питания, закрытия магазинов, чтобы люди могли приготовить своим детям здоровый обед дома, меньших размеров порций и лучшей культуры работы и личной жизни. «Оно просто построено принципиально иначе, на другой системе ценностей, чем у нас в Соединенных Штатах», — добавила она.
«Когда вы думаете о продолжительности жизни, то, что на самом деле произошло за последние 100 лет, особенно в развитых странах, таких как США, и все больше по всему миру, заключается в том, что мы добавили феноменальное количество времени к ожидаемой продолжительности жизни человека», — сказал Мэйр. «Но эти дополнительные годы не имеют абсолютно никакого отношения к тому, чтобы замедлить процесс старения наших тел».
Вместо этого проблема старения была отодвинута на второй план. Болезнь Альцгеймера, как и другие хронические заболевания, связанные со старением, возросла из-за того, что люди стали жить дольше. «Сейчас многие из нас доживают до семидесяти; мы ощущаем это встроенное устаревание людей, которое проявляется в хронических заболеваниях, связанных со старением», — сказал Мэр.
Тем не менее, лучшим средством против старения являются те вещи, которые нам советовали делать наши матери и бабушки: регулярно заниматься спортом, избегать курения, не употреблять слишком много алкоголя и избегать продуктов с высокой степенью переработки, сосредоточившись на сбалансированном рационе из полезных цельных продуктов.
Эта история является частью серии Popular Science's Ask Us Anything, где мы отвечаем на ваши самые нелепые, головокружительные вопросы, от обычных до невероятных. Есть что-то, что вы всегда хотели узнать? Спросите нас.