Сходила 24.01.25 послушать "Дон Жуана" Моцарта. В главное здание Мариинского театра, очень давно там не была, гораздо чаще хожу в Мариинку-2, современное здание с хорошей акустикой и удобными креслами, чего не скажешь о старом театре, где, сидя на галёрке, извертелась вся в течение 1-го действия на жёсткой скамейке с прямой спинкой. Во 2-м уселась в проходе, где можно было принять более-менее удобную позу. Эхе-хе...
А последние пять лет я и вовсе никуда не высовывалась из-за ковида.
Постановка Йоханнеса Шаафа, 1999 года, с минималистичными жутковатыми декорациями и костюмами в стиле "смесь французского с нижегородским". Главный элемент декорации - огромная серая женская фигура на багровом фоне, с растопыренными пальцами-крючьями и разверстым, как будто распоротым, животом, который служит дверью для персонажей, она сразу задаёт атмосферу какого-то садизма и общеженской трагедии.
Это, в общем-то, противоречит замыслу Моцарта и его либреттиста - Лоренцо да Понте, которого называли соперником самого Казановы: создать образ обаятельного либертина, женолюба с позитивной энергетикой, а саму оперу обозначить как комическую, опера-буффа. Все Дон Жуаны примерно таковы у разных авторов - Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер, Байрон, Пушкин...
Э.-Т.-А. Гофман и вовсе оправдывал Дон Жуана, считая его не развратником, а романтиком, ищущим свой идеал, борцом с мещанским ханжеством и т.п.
Помню, в советском фильме "Маленькие трагедии" этот персонаж в исполнении В. Высоцкого вызывал всеобщие восторги.
Я, конечно, не считаю Дон Жуана заслуживающим этих восторгов, хотя в этом персонаже и есть нечто привлекательное - его ум и понимание женщин: он не лезет к ним с одним и тем же пошлым набором "любезностей", а знает, что интересно каждой: с учёной дамой будет говорить о науке, с матерью - о детях, с монахиней - о Боге, и только с кокеткой - сразу к делу, потому что одного поля ягоды.
Йоханнес Шааф, видимо, тоже без симпатии относится к Дон Жуану, потому что в его постановке Дон Жуан таков, каков он и есть, без идеализации: жестокий нарцисс, социопат и убийца, наслаждающийся чужой болью и своей властью над душами и телами. Чего стоит хотя бы сцена убийства Командора: вместо дуэли - просто серия ударов ножом в живот, причём по сюжету-то Дон Жуан отговаривает старого и более слабого человека от поединка, и в опере этот текст звучит, но действия героя (антигероя на самом деле) ему противоречат. Позже он избивает сперва Лепорелло, потом Мазетто и даже Церлину бьёт плетью, его ярость при этом поистине сатанинская.
А финальная сцена ужина, на который приглашён Командор!
Дон Жуан восседает за столом, на котором ему сервирована... девушка.
В обрамлении фруктов и цветов, плоть для пожирания, она кажется убитой, хотя потом, при первых шагах Командора, вскакивает и с визгом удирает. Некрофагия, натурально.
В этой сцене удачно решение с музыкантами, озвучивающими ужин - это настоящие музыканты из театрального оркестра, играющие фрагменты опер моцартовского периода, из которых самая известная - ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро" - "Non piu andrai".
В финале является Командор, ужас его появления обозначен только музыкой, как и момент низвержения Дон Жуана в ад - тоже без всяких театральных эффектов, что не понравилось многим театралам, а мне, наоборот, понравилось: всё внимание - музыке, из внешнего - только клубы адского дыма, и их вполне достаточно.
Певцы понравились все, особенно колоратура Донны Анны (Антонина Весенина), Церлина (Анна Денисова) ещё и актриса хорошая, Донна Эльвира тоже потрясающая (Жанна Домбровская), после её арии публика вопила от восторга.
Вообще эта постановка, и сама опера не столько про Дон Жуана, сколько про женщин (об этом постоянно напоминает эта огромная женская фигура в центре сцены, она словно поруганная Богиня-Мать, наблюдающая, как её враг получает свою расплату), у каждой героини оперы очень яркая партия, а постановщик и внешние их образы продумал, дав каждой свой цвет: "алая", как её сумасшедшая любовь, Эльвира, "белая", как сама невинность, Церлина, и роковая "чёрная" Анна, которую снедает и ненависть, и тайная страсть (недаром она фактически отказывает Дону Оттавио: Дон Жуан умудрился всё-таки влюбить её в себя).
Замечательны Лепорелло (Михаил Петренко), Мазетто (Юрий Власов) и Командор (Олег Сычёв), ну, я вообще люблю басы, как голоса, так и инструменты, а в этой опере их целых три!
Ну а сам антигерой - просто открытие для меня, никогда раньше его не слышала (Магеррам Гусейнов), очень хорош во всех смыслах, прямо-таки дьявольски хорош :)).
Тоже сорвал бурю оваций.
Я немного поснимала смартфоном, но с галёрки хорошего качества видео добиться трудно, поэтому включила в свой ролик записи Нины Мироновой (нашла их во ВК), получилась примерно четверть оперы по времени - представление об этой постановке вполне можно составить.