Найти в Дзене
А вот дудки вам!

"Дон Жуан" В.А. Моцарта в Мариинском театре

Сходила 24.01.25 послушать "Дон Жуана" Моцарта. В главное здание Мариинского театра, очень давно там не была, гораздо чаще хожу в Мариинку-2, современное здание с хорошей акустикой и удобными креслами, чего не скажешь о старом театре, где, сидя на галёрке, извертелась вся в течение 1-го действия на жёсткой скамейке с прямой спинкой. Во 2-м уселась в проходе, где можно было принять более-менее удобную позу. Эхе-хе...
А последние пять лет я и вовсе никуда не высовывалась из-за ковида. Постановка Йоханнеса Шаафа, 1999 года, с минималистичными жутковатыми декорациями и костюмами в стиле "смесь французского с нижегородским". Главный элемент декорации - огромная серая женская фигура на багровом фоне, с растопыренными пальцами-крючьями и разверстым, как будто распоротым, животом, который служит дверью для персонажей, она сразу задаёт атмосферу какого-то садизма и общеженской трагедии.
Это, в общем-то, противоречит замыслу Моцарта и его либреттиста - Лоренцо да Понте, которого называли сопер
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта

Сходила 24.01.25 послушать "Дон Жуана" Моцарта. В главное здание Мариинского театра, очень давно там не была, гораздо чаще хожу в Мариинку-2, современное здание с хорошей акустикой и удобными креслами, чего не скажешь о старом театре, где, сидя на галёрке, извертелась вся в течение 1-го действия на жёсткой скамейке с прямой спинкой. Во 2-м уселась в проходе, где можно было принять более-менее удобную позу. Эхе-хе...
А последние пять лет я и вовсе никуда не высовывалась из-за ковида.

Я в Мариинском театре
Я в Мариинском театре

Постановка Йоханнеса Шаафа, 1999 года, с минималистичными жутковатыми декорациями и костюмами в стиле "смесь французского с нижегородским". Главный элемент декорации - огромная серая женская фигура на багровом фоне, с растопыренными пальцами-крючьями и разверстым, как будто распоротым, животом, который служит дверью для персонажей, она сразу задаёт атмосферу какого-то садизма и общеженской трагедии.

Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта

Это, в общем-то, противоречит замыслу Моцарта и его либреттиста - Лоренцо да Понте, которого называли соперником самого Казановы: создать образ обаятельного либертина, женолюба с позитивной энергетикой, а саму оперу обозначить как комическую, опера-буффа. Все Дон Жуаны примерно таковы у разных авторов - Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер, Байрон, Пушкин...

Джон Форселл в роли Дон Жуана
Джон Форселл в роли Дон Жуана
 Герман Гура в роли Дон Жуана
Герман Гура в роли Дон Жуана
Max Slevogt. Der Sänger Francisco d'Andrade als Don Giovanni in Mozarts Oper
Max Slevogt. Der Sänger Francisco d'Andrade als Don Giovanni in Mozarts Oper

Э.-Т.-А. Гофман и вовсе оправдывал Дон Жуана, считая его не развратником, а романтиком, ищущим свой идеал, борцом с мещанским ханжеством и т.п.
Помню, в советском фильме "Маленькие трагедии" этот персонаж в исполнении В. Высоцкого вызывал всеобщие восторги.

Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана
Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана

Я, конечно, не считаю Дон Жуана заслуживающим этих восторгов, хотя в этом персонаже и есть нечто привлекательное - его ум и понимание женщин: он не лезет к ним с одним и тем же пошлым набором "любезностей", а знает, что интересно каждой: с учёной дамой будет говорить о науке, с матерью - о детях, с монахиней - о Боге, и только с кокеткой - сразу к делу, потому что одного поля ягоды.

Дон Жуан и донья Анна на картине И. Е. Репина
Дон Жуан и донья Анна на картине И. Е. Репина

Йоханнес Шааф, видимо, тоже без симпатии относится к Дон Жуану, потому что в его постановке Дон Жуан таков, каков он и есть, без идеализации: жестокий нарцисс, социопат и убийца, наслаждающийся чужой болью и своей властью над душами и телами. Чего стоит хотя бы сцена убийства Командора: вместо дуэли - просто серия ударов ножом в живот, причём по сюжету-то Дон Жуан отговаривает старого и более слабого человека от поединка, и в опере этот текст звучит, но действия героя (антигероя на самом деле) ему противоречат. Позже он избивает сперва Лепорелло, потом Мазетто и даже Церлину бьёт плетью, его ярость при этом поистине сатанинская.

А финальная сцена ужина, на который приглашён Командор!
Дон Жуан восседает за столом, на котором ему сервирована... девушка.
В обрамлении фруктов и цветов, плоть для пожирания, она кажется убитой, хотя потом, при первых шагах Командора, вскакивает и с визгом удирает. Некрофагия, натурально.

Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта

В этой сцене удачно решение с музыкантами, озвучивающими ужин - это настоящие музыканты из театрального оркестра, играющие фрагменты опер моцартовского периода, из которых самая известная - ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро" - "Non piu andrai".

В финале является Командор, ужас его появления обозначен только музыкой, как и момент низвержения Дон Жуана в ад - тоже без всяких театральных эффектов, что не понравилось многим театралам, а мне, наоборот, понравилось: всё внимание - музыке, из внешнего - только клубы адского дыма, и их вполне достаточно.

Don Juan and the statue of the Commander, Alexandre-Évariste Fragonard
Don Juan and the statue of the Commander, Alexandre-Évariste Fragonard

Певцы понравились все, особенно колоратура Донны Анны (Антонина Весенина), Церлина (Анна Денисова) ещё и актриса хорошая, Донна Эльвира тоже потрясающая (Жанна Домбровская), после её арии публика вопила от восторга.

Донна Анна. Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Донна Анна. Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Церлина и Мазетто,  Донна Эльвира и Лепорелло, Донна Анна и Дон Оттавио
Церлина и Мазетто, Донна Эльвира и Лепорелло, Донна Анна и Дон Оттавио

Вообще эта постановка, и сама опера не столько про Дон Жуана, сколько про женщин (об этом постоянно напоминает эта огромная женская фигура в центре сцены, она словно поруганная Богиня-Мать, наблюдающая, как её враг получает свою расплату), у каждой героини оперы очень яркая партия, а постановщик и внешние их образы продумал, дав каждой свой цвет: "алая", как её сумасшедшая любовь, Эльвира, "белая", как сама невинность, Церлина, и роковая "чёрная" Анна, которую снедает и ненависть, и тайная страсть (недаром она фактически отказывает Дону Оттавио: Дон Жуан умудрился всё-таки влюбить её в себя).

Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта

Замечательны Лепорелло (Михаил Петренко), Мазетто (Юрий Власов) и Командор (Олег Сычёв), ну, я вообще люблю басы, как голоса, так и инструменты, а в этой опере их целых три!

Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта

Ну а сам антигерой - просто открытие для меня, никогда раньше его не слышала (Магеррам Гусейнов), очень хорош во всех смыслах, прямо-таки дьявольски хорош :)).
Тоже сорвал бурю оваций.

Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Сцена из "Дон Жуана" В.А. Моцарта
Лоренцо Да Понте, автор либретто
Лоренцо Да Понте, автор либретто

Я немного поснимала смартфоном, но с галёрки хорошего качества видео добиться трудно, поэтому включила в свой ролик записи Нины Мироновой (нашла их во ВК), получилась примерно четверть оперы по времени - представление об этой постановке вполне можно составить.