Долгий путь создания "Лады Искра"
Новая "Лада Искра" — это не просто новый автомобиль, это целая история о вызове для отечественного автопрома, полном перекрое старых концепций и реальной борьбе с международными тенденциями.
Эта модель — не просто очередной бюджетник, это результат долгих лет работы и множества попыток, не всегда успешных. Отражение состояния российского автопроизводства в условиях непростых обстоятельств.
Почему проект оказался таким трудным?
Создание "Искры" — это пример того, как долгое отсутствие реальных инноваций и технологий на отечественном автозаводе приводит к бесконечным попыткам доработок и многочисленным переделкам. Если раньше "Гранта" была попросту обновлённой версией старых моделей ВАЗ, то новый бюджетник должен был стать чем-то значительно более современным, безопасным и технологичным.
Процесс создания "Искры" был сопряжён с множеством трудностей. Изначально проект "Гранта-2" (или XJO) был задуман в рамках сотрудничества с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi. Однако, после смены руководства и ухода "Рено" из России, этот проект стал подвергаться многочисленным изменениям. Когда пришло время выводить модель на рынок, АвтоВАЗ столкнулся с серьёзными проблемами: основная платформа была уже почти готова, но по разным причинам ВАЗ не смог полностью завершить её разработку и адаптировать под свои нужды.
Технологии и платформы: на чём стоит "Искра"?
В отличие от "Гранты", для создания которой на ВАЗе могли бы использовать платформу B0 от "Рено", новая модель была создана на более современной платформе CMF-B-LS, что уже является шагом вперёд. Однако здесь стоит подчеркнуть одну важную деталь: несмотря на использование более современной платформы, её упрощённый вариант (LS) не позволил создать по-настоящему инновационный автомобиль. Это решение ограничивает возможности по оснащению и использованию новых технологий.
В автомобиле использована базовая комплектация, характерная для бюджетных автомобилей, что подразумевает не только простоту конструкции, но и ограничения в плане безопасности и комфорта. Задние барабанные тормоза, балочная подвеска — такие решения на современном рынке кажутся архаичными, и, несмотря на их цену, они вряд ли будут конкурентоспособными на фоне более современных моделей, например, того же Logan.
Почему выбор в пользу платформы "Рено" — это так важно?
Решение использовать платформу CMF-B-LS, несмотря на все её ограничения, кажется более чем оправданным. В условиях санкций и экономических трудностей создание полностью собственной платформы для нового поколения автомобилей было бы слишком затратным и сложным процессом. Однако при всех своих минусах, эта платформа всё же даёт шанс создать машину, соответствующую современным требованиям по безопасности, хотя и с оговорками.
Но стоит ли радоваться за этот шаг? И да, и нет. С одной стороны, АвтоВАЗ сэкономил время и средства, использовав готовое решение, с другой — мы снова видим зависимость от внешних условий и факторов, что не даёт автопроизводителю полной свободы действий. Это как раз и является одной из главных проблем российского автопрома: на внешних технологиях можно построить автомобиль, но не создать технологическое превосходство.
Зачем понадобилось несколько переделок?
На самом деле, изменения, связанные с её внешним видом и внутренним содержимым, стали прямым следствием типичного хаоса в организации работы и недостаточного контроля со стороны руководства предприятия.
Интересно, что до премьеры модель несколько раз переделывали.
Изначально "Искра" была чёрной. Когда машину привезли высокопоставленным лицам на осмотр, АвтоВАЗу было приказано переделать машину. В первую очередь - перекрасить в яркий красный цвет. Мол, негоже "Искре" быть черной - это же не потухший фитилек, а разгорающееся пламя. Впрочем, в это склонны верить руководители завода.
Однако потребовались и другие переделки, они затронули и салон: был изменен и переработан пластик, а также другие элементы интерьера. Все это в спешке, прямо перед грядущими презентациями, на скорую руку - в управлении проектом (и всем предприятием) явно видны пробелы.
Судя по всему, эти переделки - лишь цветочки. Ягодки пойдут потом, когда стартанёт массовое производство и машины попадут к покупателям.
Можно ли считать такие спешные переделки нормой для массового производства? Безусловно, нет. Однако в контексте российского автопрома, где технологическая зависимость от зарубежных решений всегда была высока, такие переделки — это следствие невозможности создать полностью независимый продукт.
Как "Искра" отличается от "Гранты"?
Основное отличие между двумя моделями заключается не только в платформе, но и в подходе к созданию автомобиля. В то время как "Гранта" была продолжением старой концепции, "Искра" ставит перед собой задачу выйти на новый уровень, хоть и с некоторыми компромиссами.
Увеличение габаритов, улучшение безопасности, возможность использования более современных комплектаций — всё это безусловно является прогрессом. Однако, как ни крути, автомобиль всё же остаётся в рамках бюджетного сегмента. Вопрос в том, насколько он сможет конкурировать с другими моделями, такими как тот же Dacia Logan или зарубежные аналоги, которые уже давно предлагают подобные решения с более высоким качеством.
Вся суть АвтоВАЗа вложена в "Искре"
Сейчас становится ясно, что "Искра" — это не инновационная модель, а скорее вынужденная мера, результат подгонки под нынешние экономические и политические условия. АвтоВАЗ на самом деле не стремится создать технологически продвинутую модель, а просто пытается закрыть пустующую нишу в бюджете. И это совершенно очевидно, когда смотришь на недочёты в сборке, временные пластиковые элементы в интерьере и другие свидетельства того, что эта модель ещё далека от идеала.
Выводы
"Лада Искра" — это попытка АвтоВАЗа создать что-то новое на старой базе. Автомобиль не разоряет рынок инновациями, но, возможно, будет популярен в нише бюджетных машин. Однако важно понимать, что этот проект не решает долгосрочные проблемы российского автопрома.
По сути, "Искра" представляет собой промежуточное решение, которое призвано обеспечить спрос на недорогие автомобили в условиях кризиса. Но её появление не несёт в себе прорыва. Пока вопрос независимости российского автопрома остаётся открытым, а автопроизводитель всё ещё сильно зависит от внешних технологий, такие проекты будут скорее продолжением старых традиций, чем шагом вперёд.
Судьба "Искры" во многом зависит от того, насколько рынок будет готов принять её как экономичный автомобиль. Но это всё равно не тот прорыв, на который рассчитывали многие.
Какие мысли есть на этот счет у вас, обязательно оставляйте свое мнение в комментариях под статьей.
Спасибо за внимание.