«Бумага все стерпит…», а вот людям что делать, которые ДОЛЖНЫ, ОБЯЗАНЫ выполнять то, что прописано на бумаге, а точнее в НОВЫХ требованиях к НОВЫМ программам в музыкальных школах…
ВСЕ ПРАВИЛЬНО – исполнять и… В этом месте многоточие.
По правилам литературного жанра развязка и кульминация любого литературного произведения наступает точно не в начале повествования, а я решила нарушить все каноны и раскрыть, как говорится, «все карты» в самом начале…
Сколько разговоров вокруг «новоявленной» программы с таким громким названием: «Предпрофессиональная»!
На самом деле, ничего нового, и вообще открою вам тайну…
Чтобы «спасти» музыкальную школу и поднять ее профессиональный уровень, вводить новые программы – никакой «надобности» НЕ БЫЛО.
Раньше в музыкальных школах была единая учебная программа для ВСЕХ, без всякого разделения на… для «одаренных» и «всех остальных»…
В школе, где я работаю общеразвивающие и предпрофессиональные программы ввели совсем недавно. Поэтому у меня ученики в «предпрофе» учатся только в младших классах, а старшие, получается, учатся по «слабым», общеразвивающим программам, но это нисколько не мешает им исполнять произведения училищного и консерваторского уровня.
И раньше, в прежние годы, когда дети учились по «общим» программам, единым для всех, также были дети, которые занимались «не по программе, а сверх…»
И сегодня, мои дети, которые закончили музыкальную школу без всякого ПРЕДПРОФА, успешно учатся: трое в Московской консерватории, один заканчивает Мерзляковку, да и в прежние годы, те, у которых было желание продолжить свое музыкальное образование, с успехом его реализовывали, и это хочу заметить в условиях простой провинциальной школы, и еще такой нюанс: наша музыкальная школа находится в стенах общеобразовательной школы, у нас нет концертного зала, своих классов, и мы – в полной зависимости и от сетки уроков, и всех различных многочисленных общеобразовательных внутренних мероприятий… отвлеклась, речь о другом…
Так значит дело не в программах, а в чем-то другом…
Да, написала о своих учениках не для того, чтобы рассказать "какая я хорошая", а для подтверждения выше написанного...
Если дело не в программе, а в чем-то другом, то в чем?
Все по порядку.
В прежних программах для каждого инструмента подробнейшим образом были прописаны требования по каждому классу, ранее это было семилетнее образование, сегодня 7 классов для общеразвивающей программы и 8 - для предпрофессиональной: в первую очередь – требования по освоению профессиональных исполнительских навыков, и только во вторую – репертуарные программные требования.
Причем, в этих требованиях были произведения разного уровня сложности, и педагог мог подобрать произведения для каждого ученика индивидуально, по его возможностям.
Также педагог имел право отступать от программы, правда, в сторону упрощения – не приветствовалось, а вот в сторону усложнения – пожалуйста!
Чем я, в общем-то, и пользовалась. Сначала я ученикам давала произведения выше класса, а позднее я написала свою программу, по которой и занималась, что мне помогало и давало возможность доводить учеников в выпускном классе сверх школьной программы.
Так как же обстоит дело с НОВОЙ Предпрофессиональной программой, что она привнесла нового, полезного и прогрессивного для самой школы, учащихся, и пожалуй, более всего, для педагогов, которые именно и ДОЛЖНЫ были эту программу «воплотить» в жизнь для выполнения поставленной перед ними задачу – «поднять» на достойный уровень начальное музыкальное образование…
И вот с этого момента ДОЛЖНЫ, начинается «самое интересное и парадоксальное»…
Все что написано «на бумаге», что педагог ДОЛЖЕН сделать в рамках новой программы, прописано подробнейшим образом, а вот как это сделать, ни слова…
С первых строк становится понятно, что требования «ужесточаются», нагрузка на педагога увеличивается, но простите, а какой для этого предлагается ресурс?
Мне вот пишут читатели, что часов на специальность в рамках предпрофессиональной программы дается больше…
Ничего подобного, ровно столько же, сколько и в программе «слабой», а вот количество зачетов, а значит и произведений - на порядок больше. Я уже не говорю, что и сложность программы и качество ее исполнения должно быть на соответствующем уровне и соответствовать статусу программы.
Возможно, кто-то ответит: «Но дети же другие, с особыми данными, « с дарованием»!
Не знаю как у вас, а у нас, все кто до 7 лет – всем дорога в ПРЕДПРОФ, кто старше – те на «общее развитие», или вообще в «пятилетку»…
Вот и получается, Программу придумали, требования прописали, а выполнять как?
Все просто – КАК ВСЕГДА! За счет личного времени педагога, его дополнительных физических и моральных усилий…
Об оплате вышесказанного не говорю, бесполезная трата времени и эмоций...
А разве можно сравнивать, когда ученик играет страницу текста и несложного, или десять страниц, от «черноты» которых, в глазах «темно»…
Почему-то в музыкальном училище на первом курсе на специальность дается 6 часов, оно и понятно, учащийся перешел в среднее звено и учится в профессиональном учебном заведении, но и в школе теперь присутствует слово «профессиональная» программа, правда есть слово «ПРЕД»…
Но как было положено в младших классах два часа, так они и остались, а ведь именно от младшей школы будет зависеть, какую программу будет ваш ребенок играть, какой сложности, и главное – КАК!!!
Так что, дорогие ИЗОБРЕТАТЕЛИ и РАЗРАБОТЧИКИ НОВЫХ ПРОГРАММ, то, что вы написали на бумаге, это одна история, а вот как МЫ- ПЕДАГОГИ ДОЛЖНЫ ее реализовать – это совсем другая история!
Очень бы хотелось, чтобы вы еще, хотя бы коротенько, написали, как это возможно сделать, а еще лучше – ПОКАЗАЛИ НА ПРАКТИКЕ!!!
ВОИСТИНУ: «Что написано пером – не вырубить топором», вот и «рубят с плеча», то один закон, то другой…
Жаль, что "сочинители" этих законов далеки от проблем, которые они думают решить "законным" путем «на бумаге», в жизни, как показывает опыт и практика, "бумажное законотворчество" не соответствует действительности и, к счастью ли, или к сожалению, не работает...
Всегда всем рада. С удовольствием отвечу на все комментарии.
Ваша Галина Молькова.