Найти в Дзене

С какого класса готовиться к итоговым сочинениям?

Сегодня самая распространенная ситуация - это когда ученик 11 класса вдруг решает нанять репетитора, чтобы начать свою подготовку к ЕГЭ по литературе. При этом ничего не читал, ничего не знает, да и особо знать не хочет, но при этом надеется, что репетитор как-то его натаскает на сдачу экзамена. Ну сдадите вы экзамен. А ведь литература нужна нам не для экзамена, а для жизни, для души. Когда я училась в школе, наша учительница по литературе всегда говорила, что в школе единственный предмет, имеющий отношение к душе - это литература. Все остальные предметы имеют отношение только к голове, к холодному разуму. Человек забыл про душу и надеется хорошо прожить и без нее. Итоговое сочинение можно сдать как-нибудь и без всякой подготовки. Но как жить потом, если речь примитивная, если не сказать хуже ... а в душе, внутри - ничего оригинального, одни шаблоны? Отличается ли тогда человек от робота? ЕГЭ по литературе. Очень странно, когда родители думают, что ребенок, никогда ничего не читавши

Сегодня самая распространенная ситуация - это когда ученик 11 класса вдруг решает нанять репетитора, чтобы начать свою подготовку к ЕГЭ по литературе. При этом ничего не читал, ничего не знает, да и особо знать не хочет, но при этом надеется, что репетитор как-то его натаскает на сдачу экзамена.

Ну сдадите вы экзамен. А ведь литература нужна нам не для экзамена, а для жизни, для души.

Когда я училась в школе, наша учительница по литературе всегда говорила, что в школе единственный предмет, имеющий отношение к душе - это литература. Все остальные предметы имеют отношение только к голове, к холодному разуму. Человек забыл про душу и надеется хорошо прожить и без нее.

Итоговое сочинение можно сдать как-нибудь и без всякой подготовки. Но как жить потом, если речь примитивная, если не сказать хуже ... а в душе, внутри - ничего оригинального, одни шаблоны? Отличается ли тогда человек от робота?

ЕГЭ по литературе. Очень странно, когда родители думают, что ребенок, никогда ничего не читавший и не писавший, вдруг начнет это делать, начав заниматься с репетитором этак в классе 5-6. Это я еще говорю про самых сознательных родителей. А то ведь в основном хотят в 11 классе проснуться и все успеть.

Но даже 5 класс - это поздно, если ребенок к этому возрасту подошел не начитанным.

Пушкин и тот стал поэтом только благодаря своей няне, которая бесконечно ему рассказывала и напевала волшебное русское слово.

Ну и благодаря тому, что кроме книг, у него не было отдушины в его печальном детстве.

Ну неужели любовь к книгам может родиться только у несчастных и нелюбимых детей? к сожалению, на практике это так и есть чаще всего.

Будущие Пушкины и Достоевские родились из своего детского страдания и одиночества.

Но это не значит, что счастливого ребенка нельзя увлечь книгой.

Да, любимые дети, то есть веселые, счастливые, обласканные дети меньше склонны читать. Их приходится постоянно, ежедневно приучать к этому, и чаще всего это сводится к тому, что любящим родителям приходится просто читать вместе с ними.

Но родители могут же найти и для этого время. Почему нет. Читать ребенку много и с удовольствием, с младенчества, с дошкольного возраста. А вообще подготовка ребенка и развитие его речи может осуществляться еще с беременности. Будущая мама может читать стихи и сказки своему ребенку, находящемуся в животе, ставить для него только спокойную музыку, избегать шумов и громкой резкой музыки.

Едва ребенок родился, мы постоянно с ним разговариваем, общаемся, в идеале используя в своей речи разные потешки, считалочки, разнообразные стишки и песенки для малышей. Это очень важно.

Как только ребенок может сидеть, можно уже начинать ему читать сказки и показывать разные картинки с текстом. Сначала это твердые книжки для малышей и разные твердые карточки. Постепенно ребенок начинает привыкать к книжкам, привязывается к самому ритуалу чтения перед сном. У него появляются любимые постоянные книжки, которые читаются ему взрослыми многократно.

Ближе к 6 годам уже начинаем пользоваться букварем и книжками для самостоятельного чтения.

Домашняя подготовка ребенка к умению внимательно читать, ясно и грамотно говорить, анализировать прочитанное - должна производиться самими родителями на постоянной основе, начиная с самого раннего, даже младенческого возраста.

Чем больше мы читаем с ребенком, тем лучше. А если еще и обсуждать с ребенком прочитанное - то это вообще высший пилотаж.

Но даже и без помощи и без всякого участия родителей ребенок может научиться хорошо писать и гуманитарно мыслить, если он проявит самостоятельный интерес к чтению. Такое бывает, хотя чаще всего - у немного заброшенных детей, то есть которые предоставлены сами себе. И при условии отсутствия гаджетов, конечно.

Здесь родителям надо просто не мешать ему читать, дать ему возможность и поддерживать эту его самостоятельную мотивацию. Но это должно проявиться еще в дошкольном возрасте.

С 1 класса ребенок, если мы хотим развивать в нем гуманитарное мышление, уже должен много читать, я имею в виду для себя, помимо уроков и школы. Ну или хотя бы вести на каникулах читательский дневник с 1 класса, даже если учитель не требует его сдавать.

Вот так развивается речь, а значит и душа. Способность самостоятельно и глубоко чувствовать слово. И тогда никакие репетиторы по литературе вам будут не нужны для сочинений и экзаменов. А разве что для себя, для дальнейшего внутреннего развития.

Разумеется, если вы не планируете растить гуманитария или золотого медалиста, то ребенок может и не читать так много с детства. Но тогда, пожалуйста, не ожидайте, что благодаря занятиям с репетитором в 5 классе он вдруг постепенно начнет писать самостоятельные глубокие сочинения. Этого не произойдет ни с каким гениальным самым лучшим репетитором. Уже будет поздно. То есть имейте адекватные ожидания в зависимости от того, насколько ребенок приучен к начитанности именно с младенчества, в домашней обстановке. Репетиторы не дадут ребенку начитанности. Ну если только это не гувернер 24 часа 7 дней в неделю.

Заниматься литературой можно и нужно в любом классе просто для себя, для своей культуры и истинной образованности ( не той, что для экзаменов, а той, что остается внутри навсегда), для души, чтобы развивать себе душевные качества, чувство слова, чувство прекрасного, но при этом не мучая ребенка ожиданием от него блестящих сочинений.

Еще раз повторю, не начнет ребенок писать блестящие сочинения, если с 1 класса не читал много и с упоением просто для себя.

Душа и слово развиваются именно с раннего детства. В 5 классе уже поздно, не упустите время.

А как вам кажется, можно ли быть душевно нормальным человеком без литературы, без чтения?