Найти в Дзене
Русская дорога

Малые Корелы: лучший музей, который проигрывает захолустному селу

Русская архитектура — прежде всего дерево, поэтому неудивительно, что в центральной России там много музеев деревянного зодчества. Один из самых крупных и по площади, и по значимости экспонатов — «Малые Корелы» под Архангельском. Музей состоит из нескольких секторов, соответствующих районам Архангельской области, в каждой из которых архитектура имеет свои особенности. Так, Мезенский сектор сразу легко узнать по мельницам и обетным крестам. И то и другое сохранилось и в настоящих селах на берегу реки Мезени. Расположение секторов подобрали с умом. Мезенские деревни обычно строили на высоких берегах рек, сектор тоже расположили на краю обрыва. В музей мы приехали к открытию, к 10 утра в будний день (нам предстояло ещё доехать в настоящую Мезенскую деревню — Кимжу), и гуляли мы практически в одиночестве. Как вы уже поняли, меня больше всего впечатлил Мезенский сектор, там же, в одной из изб, находится самая интересная экспозиция — об охоте и рыбалке. Вот только для поморов и то, и другое

Русская архитектура — прежде всего дерево, поэтому неудивительно, что в центральной России там много музеев деревянного зодчества. Один из самых крупных и по площади, и по значимости экспонатов — «Малые Корелы» под Архангельском.

Вид на колокольню от касс музея
Вид на колокольню от касс музея

Музей состоит из нескольких секторов, соответствующих районам Архангельской области, в каждой из которых архитектура имеет свои особенности. Так, Мезенский сектор сразу легко узнать по мельницам и обетным крестам. И то и другое сохранилось и в настоящих селах на берегу реки Мезени.

Расположение секторов подобрали с умом. Мезенские деревни обычно строили на высоких берегах рек, сектор тоже расположили на краю обрыва.

В музей мы приехали к открытию, к 10 утра в будний день (нам предстояло ещё доехать в настоящую Мезенскую деревню — Кимжу), и гуляли мы практически в одиночестве.

-3

Как вы уже поняли, меня больше всего впечатлил Мезенский сектор, там же, в одной из изб, находится самая интересная экспозиция — об охоте и рыбалке.

Вот только для поморов и то, и другое было не отдыхом, а тяжёлой, сопряжённой с риском работой. На таких лодках-ледянках доходили до Шпицбергена и там добывали моржовую кость.

автор фото https://kuba.livejournal.com/489409.html во время моего визита карбас без паруса
автор фото https://kuba.livejournal.com/489409.html во время моего визита карбас без паруса

На входе в музей встречает Каргопольский сектор, самые большие избы — в Двинском. А амбарами славится Пинежский.

Вот только в деревнях на берегу Пинеги амбары, пусть даже немного перестроенные на современный лад, смотрятся куда органичнее, чем в музее.

амбары на Пинеге
амбары на Пинеге

В 1960-е годы, когда создавались музеи деревянного зодчества, обеспечить сохранность памятников в отдалённых деревнях казалось невозможным, а туристы только-только на море и в горы начинали ездить, представить, что кто-то кроме специалистов захочет путешествовать по отдалённым деревням, было сложно. Сейчас же и транспорт развит лучше, и туристы в глушь потянулись. Поэтому памятники деревянного зодчества надо сохранять там, где они были построены.

Так что не надо ехать в «Малые Корелы», езжайте в Кимжу или Ворзогоры.

Об этих замечательных местах читайте по ссылкам: