Наверняка вы задавались этим вопросом, как только пересаживались механики на автомат. И правда, буква «N» не просто так появилась на рычаге — она выполняет важную функцию. В этой статье разберёмся, для чего она нужна, как она работает и в каких ситуациях её стоит использовать.
Основные функции режима «N»
Режим нейтрали в автоматических трансмиссиях выполняет ту же функцию, что и в механических коробках передач. Он разрывает связь между двигателем и колесами, что обеспечивает автомобилю возможность свободного движения. Это может быть полезно в различных ситуациях: при буксировке машины, подъеме на эвакуатор или просто перемещении автомобиля вручную в автосервисе для более точного позиционирования на подъемнике. Кроме того, нейтраль позволяет проверять состояние трансмиссии и ходовой части, вращая колеса без работы двигателя.
Еще одной, возможно, менее очевидной ситуацией, в которой полезна нейтраль, является остановка на крутых склонах или подъемах. Хотя режим «P» может удерживать автомобиль на месте благодаря блокировке трансмиссии, на крутом уклоне механизм может подвергаться чрезмерной нагрузке и износиться. Поэтому рекомендуется сначала остановить автомобиль, затем переключить трансмиссию в нейтраль, а после активировать ручной тормоз, чтобы зафиксировать машину с помощью тормозных колодок. В качестве дополнительной меры безопасности можно также перевести селектор АКПП в положение «Parking».
Не вредит ли автомобилю переключение на нейтраль?
Чтобы понять, безопасно ли переключаться в нейтраль, стоит рассмотреть конструкцию автоматических трансмиссий. Существуют разные типы «автоматов», и безопасность использования режима «N» зависит от их особенностей.
Современные роботизированные трансмиссии работают как механические коробки, но переключение передач и размыкание сцепления происходит автоматически. В случае механических коробок нейтраль можно использовать без ограничений, включая длительную буксировку. В то же время у современных роботизированных коробок, как правило, есть рекомендации, ограничивающие буксировку с выключенным двигателем, чтобы защитить систему управления.
С вариаторами и гидромеханическими автоматами ситуация иная. В нейтральном режиме может понижаться производительность масляного насоса, что приводит к недостаточной смазке рабочих пар. Таким образом, использование режима «N» возможно, но не рекомендуется. При выключенном двигателе движение на нейтрали может быть вредным, поэтому буксировка с АКПП обычно не превышает 30–50 километров на скорости до 50 км/ч.
Стоит ли для экономии топлива ставить коробку в положение «N»?
Ответ на этот вопрос — однозначное нет. Даже на небольших скоростях и длинных спусках использование нейтрали не только бесполезно, но и опасно. Вы отключаете управление тягой на колесах, что особенно критично на скользких покрытиях. При движении под уклон с отпущенной педалью газа автомат может переключиться на более высокую передачу, а электроника двигателя перекроет подачу топлива, что приведет к нулевому расходу. В отличие от работы на холостых оборотах, которые будут присутствовать, если отключить двигатель от колес.
Что касается остановок на светофорах и в пробках, то в этом случае режим коробки не имеет значения: шестерни и передачи не вращаются. Однако каждое переключение между «D» и «N» вызывает износ фрикционов и муфт, поэтому в пробках лучше оставлять коробку в «D», а на длительных остановках (например, в пробке) переводить селектор в режим паркинга.
Как правильно переключаться в режим «N»и выходить из него?
Переключение в режим нейтрали — процесс достаточно простой: нужно лишь перевести рычаг или джойстик КПП из положения «D» (или «R») в «N». В большинстве автомобилей для этого не требуется нажимать кнопку блокировки селектора. Важно выбрать правильный момент для переключения.
Желательно, чтобы в момент переключения коробка не была под нагрузкой — следует отпустить педаль газа перед тем, как двигать рычаг. Если автомобиль замедляется, нужно нажать на тормоз, чтобы снять нагрузку с двигателя.
Аналогично, при переключении из нейтрали в режим «Drive» также лучше делать это в два этапа, независимо от того, катится ли автомобиль или стоит на месте. Сначала нужно сдвинуть рычаг, а затем через секунду или две нажать на газ. Иногда автомат сам подсказывает момент, когда это можно сделать, легким толчком.
Понравилась статья? Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие полезные темы.
Если вы еще не имеете прав и плохо знаете правила дорожного движения, приглашаем в нашу автошколу.
Мы предлагаем опытных инструкторов, гибкий график и безлимитные занятия теории — всё для вашего успеха на дороге. Перейдите на сайт автошколы 👈