Давайте, друзья мои, на минутку вспомним десяток самых интересных отличий советских авиаперевозок от нынешних российских. Погнали, друзья мои :)
Всего одна авиакомпания
Прежде всего, в силу социалистической экономики и отсутствия бизнеса существовала всего одна-единственная авиакомпания. Она же просто «Аэрофлот», и поныне спокойно существующая.
Просто в СССР «Аэрофлот» являлся безусловным монополистом. рядовой советский человек не мог даже купить билет на рейс иностранной авиакомпании, вылетавшей из СССР - разве что с помощью живущих за границей родственников. Летайте самолетами сами знаете чего.
Очень безопасно и никаких досмотров
Страна Советов, как все мы отлично помним, отличалась невероятной безопасностью. А потому вплоть до самого конца 1970-х наши пассажиры вообще толком не ведали, что есть досмотр в аэропорту: личный и твоего багажа.
- Пассажиры свободно шли по летному полю к самолету. А пилоты оставляли открытыми двери в свою кабину, приглашали туда на экскурсию детей и взрослых - давали полюбоваться прекрасными видами заката или рассвета.
- Для покупки авиабилета в СССР вплоть до 1970-х годов не требовалось предъявления паспорта. Лишь когда произошло несколько попыток угона наших самолетов за границу, то пролетавшие вблизи госграницы авиарейсы начали сопровождать переодетые в гражданское милиционеры. А для покупки на рейсы, особенно «приграничные», начали постепенно просить удостоверение личности.
Частые перелеты, много пересадок и горячее питание
Внутренние рейсы в СССР часто выполнялись на самолетах средней дальности: от Ту-104 до Ил-18. А потому было очень много промежуточных посадок для дозаправки самолета. Например, на пути из Москвы в Хабаровск.
- На внутренних рейсах длительностью свыше 2 часов в Советском Союзе «Аэрофлот» обязательно обеспечивал пассажиров горячим питанием на борту. На более коротких рейсах пассажирам предлагался десерт с чаем, леденцы, сладкая газировка в коричневых чашечках, лимонад.
Сами полеты были куда более частыми - даже из относительно небольших провинциальных городов можно было долететь практически в любую точку страны. И отнюдь не только через Москву-столицу. Золотой век нашей гражданской авиации!
- Помните, знаменитый момент из фильма, когда Афоня никак не может понять, куда же ему улететь? А все потому, что вот вам примерная карта полетов из аэропорта Воронежа образца 1975-го года. 62 города союзного значения плюс еще 31 пункт местного значения. От Калининграда до самого до Новосибирска! Ныне в воронежском аэропорту все куда скромнее :)
Сами полеты в Советском Союзе были намного доступнее и дешевле. В том числе, потому что в СССР никто не требовал окупаемости от авиаперелетов. Вот например, брошюра с ценами авиаперелетов из Одессы 1960-х годов.
- Не случайно, к примеру, у кузбасских шахтеров имелась своеобразная традиция: сразу после получки слетать поквасить в Москву на пару дней :) А сам Аэрофлот только в 1976-м году свыше 100 млн пассажиров перевез.
Не было бизнес-класса
У «Аэрофлота» официально не имелось бизнес-класса. Ибо, как гласила идеология, все у нас равны в стране Советов.
Зато на международных рейсах существовал соответствующий лучшим мировым стандартам роскоши первый класс, где имелись спальные места, а пассажиры прямо в полете могли насладиться черной икрой, шампанским и кулинарными шедеврами. Не случайно, первый класс пользовался такой любовью у посещавших нашу страну интуристов и дипломатов.
Сесть можно было где угодно
Кресла между пассажирами распределялись вручную сотрудниками авиакомпании - уже при регистрации. Любимое место, например, у окошка можно было заранее попросить. А то и обменяться с попутчиком уже при посадке. При этом, что интересно, иностранцев старались у окон не сажать - мало ли что там подсмотрят на просторах нашей великой Родины :)
- В советских самолетах обычно не допускались фото через иллюминатор. И вообще любые съемки внутри самолета, на его фоне, или даже в зале аэропорта запрещались - за этим строго следили. Сейчас, кстати, тоже такой запрет де-факто действует, однако за камерой каждого сотового телефона просто не уследишь :)
Дети в люльках, бесплатно или дешевле
В СССР на детишек до 12 лет предоставлялась крупная скидка в 50% от стоимости билета. А вот детки до 5 лет вообще летали бесплатно. Кстати, не было никаких правил сопровождения детей взрослыми в полете.
- Ребенка вполне можно было одного посадить на рейс от Ленинграда, скажем до Симферополя, просто предупредив стюардессу. Правда, детей таких часто сажали в кресло рядом с теми самыми сопровождавшим рейс одетым «по гражданке» милиционером.
Вот еще что добавочно вспомнил. Для самых маленьких пассажиров на борту советских самолетов имелись особые люльки, крепившиеся под багажными полками, прямо над головой.
Можно было курить, пить и гулять по самолету
И да, тогда в самолетах вполне можно было курить. Причем прямо на своем же месте, если это так называемый «салон для курящих», расположенный в носовой части с ее лучшей вентиляцией. Курение дозволялось и в хвосте самолета. То вообще был общемировой тренд - повсеместный запрет на сигареты в самолетах начали лишь с начала XXI-го столетия вводить.
- Не существовало и спецзапрета на выпивку на борту самолета, особенно, ясное дело, в первом классе. В СССР с большим пониманием относились к страхам пассажиров пред полетами. Хотя сильного пьяного товарища на борт все же могли просто не пропустить. Но могли и пойти на встречу :)
Ясное дело, никаких телевизоров в советских самолетах еще не было. Пассажиры читали газеты и книги, играли в карты, беседовали, а то и вовсе просто гуляли по салону.
***
В общем, такие вот дела. Есть еще что сюда добавить к списку отличий, дорогие мои?