Приветствуем всех! Сегодня с Вами прогрессивная, виртуальная и настроенная на творческий лад Инклюзивная СРЕДА.
В современной системе образования все большее распространение получают технологии, связанные с виртуальной реальностью и искусственным интеллектом - так называемые иммерсивные образовательные среды. Ярким примером такой технологии является комплекс виртуальной арт-терапии ViART.
Под арт-терапией (от анг. "искусство+терапия") понимают вовлечение в творческую деятельность для решения широкого спектра психологических проблем. Для эффективной коррекции различных психоэмоциональных состояний, таких как фобии, посттравматические расстройства, проблемы с восприятием собственного тела и тревожные состояния, втрехмерной среде были созданы инновационные, творческие, познавательные, интуитивно понятные и легко управляемые программы, реализованные на одном из последних поколений VR-шлема. ViART объединяет традиционное изобразительное искусство и цифровое творчество в виртуальной реальности, тем самым открывая новые горизонты в области арт-терапии.
Использование комплекса ViART в общеобразовательных программах предоставляет педагогам уникальный инструмент для развития интеллекта, творческих способностей, пространственного мышления, расширения кругозора, повышения уровня концентрации, а также способности детей к самостоятельному обучению. Необычная, красочная реальность, в которую погружается ребенок, активирует когнитивный потенциал мозга, а также способствует раскрытию творческого потенциала. Комплекс является незаменимым помощником преподавателю при проведении уроков мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
Значительный положительный эффект от применения комплекса ViART достигается педагогами-психологами и дефектологами в системе инклюзивного образования на занятиях с детьми, нуждающимися в нормализации психоэмоционального состояния, имеющими трудности с социальной адаптацией, расстройства аутистического спектра или ДЦП. Виртуальная арт-терапия гармонизируют эмоции, мысли и чувства, расслабляют и успокаивают, а также помогает получить полезные практические навыки, повысить самооценку, активировать механизм личностного роста.
Преимуществом комплекса является его мобильность: пространство для творчества можно организовать в сенсорной комнате или кабинете психолога. В отличие от традиционной арт-терапии, ViART исключает взаимодействие с пачкающими материалами (краской, мелками, глиной, углем) и необходимость последующей уборки.
Использование ViART в школах искусств и центрах эстетического развития поможет учащимся в виртуальном пространстве познакомиться с работами знаменитых художников и освоить некоторые техники живописи. Виртуальная среда дает возможность прочувствовать все тонкости творческого процесса, видеть глазами живописцев, проникнуться их стилем и манерой исполнения. Это увлекательное путешествие в мир искусства оставляет незабываемые впечатления и побуждает к творчеству, выбору собственного художественного направления и, возможно, будущей профессии.
Проект «Гончарова»
Создать собственный натюрморт в стиле русской художницы-авангардистки Наталии Гончаровой? Нет ничего невозможного!
Надевая VR-шлем, пользователь оказывается в проработанной до мельчайших деталей виртуальной мастерской известной художницы Натальи Гончаровой. Перед пользователем предстает залитое теплым, рассеянным светом помещение, наполненное полотнами, набросками, заготовками. Тут же стоит мольберт и подготовленные композиции для натюрмортов. На одном из столиков лежат предметы, которые чаще всего художница изображала на своих полотнах, второй столик – место для творчества самого пользователя.
Слушая увлекательный рассказ о творческом пути Н. Гончаровой, можно не только рассматривать картины, проникаясь самобытной атмосферой, но и переставить статуэтку или вазу из подготовленной композиции, чтобы составить свой, неповторимый натюрморт, или поменять местами фрукты, взять кисть и начать создавать свой собственный шедевр, используя стиль и живописные приемы мастера. А нейронные сети, отвечающие за финальные штрихи, добавят колорита виртуальной картине начинающего автора.
Проект «Шишкин»
Прикоснуться к шедевру и провести свое утро в сосновом лесу.
Учащийся попадает в гармоничный мир картин известного русского пейзажиста И.И.Шишкина. В интерьере Третьяковской галереи можно осмотреть экспозицию и послушать увлекательный рассказ о его творчестве. Однако пользователь – не просто сторонний наблюдатель. Он сам трансформирует галерею в сказочный пейзаж И.Шишкина «Утро в сосновом бору», в котором художнику удалось передать настроение утра, гармонию животного и растительного мира. В процессе арт-терапевтической сессии появляется шар, который можно поднять и бросить. То место, где шар останавливается, расцветает яркими красками: появляются трава, деревья, цветы. Если коснуться травы, то джойстик «отреагирует» вибрацией. Галерея оживает, превращаясь в лес, а пользователь из зрителя становится творцом. Он создает и раскрашивает пейзаж, переживая целую гамму положительных эмоций, а самое главное – терапевтический эффект полного погружения.
Проект «Малевич»
Возможность побывать в творческой мастерской великого художника и погрузиться во вселенную супрематизма.
Погружение в реальность всемирно известного авангардиста Казимира Малевича происходит через мастерскую художника в формате VR-портала, вводящего в пространство его картин. Учащийся переживает "выход" в супрематический космос, надевая VR-шлем и взаимодействуя с необычайно реалистичной, и одновременно фантастической стихией, воссозданной на основе полотен Малевича.
Для создания своего супрематического шедевра достаточно бросить предмет, например ботинок, на холст, и его отпечаток превратится в овал, квадрат или прямоугольник. Разумеется, сам Малевич не разбрасывал предметы: этот прием позволяет продемонстрировать принцип выхода за границы пространства картины. Цвет, форму и масштаб получившихся фигур можно видоизменять, а затем – и вовсе шагнуть внутрь самого созданного пользователем произведения.
Использование комплекса ViART рекомендовано в следующих образовательных учреждениях:
- Средние общеобразовательные школы,
- Школы с углубленным изучением изобразительных искусств,
- Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения,
- Кабинеты психолога, дефектолога (частные и государственные),
- Муниципальные школы искусств, художественные школы, училища,
- Центры эстетического развития,
- Колледжи (СПО, БПОО),
- ВУЗы (РУМЦ)
Говоря об изобразительном искусстве, невозможно передать всю гамму красок и эмоций словами, потому предлагаем Вам посмотреть, как работает комплекс ViART.
Посмотреть видео можете по ссылке.
#ВИАРТ #ViART #арт-терапия_в_виртуальной_реальности #арт-терапия_в_работе_психолога #арт-терапия_в_работе_с_детьми_ОВЗ