Найти в Дзене
Канальчик

ж

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ Околосмертный опыт и реинкарнация Быть смертным — это самый элементарный человече- ский опыт, но при этом человек никогда не способен был принять его, понять и вести себя соответственно. Человек не умеет быть смертным. МИЛАН КУНДЕРА. БЕССМЕРТИЕ (1990)1 Большинство религиозных свидетельств существования загроб- ной жизни, например райские видения пророков иудаизма, хри- стианства и ислама, представляют собой предмет веры, который следует принимать, не требуя свидетельств или доказательств. Однако научный поиск бессмертия основывается на убеждении, что свидетельства не только носят принципиальный характер, но уже имеются в форме околосмертного опыта и реинкарна- ции . Рассмотрим оба эти пути на небеса в отдельности, посколь- ку они по-разному объясняют происходящее. ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ КАК ПУТЬ НА НЕБЕСА Околосмертный опыт, или опыт клинической смерти (ОКС), обычно характеризуется пятью типичными компонентами: 1) внетелесный опыт, ощущение воспарения над тел

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ Околосмертный опыт и реинкарнация Быть смертным — это самый элементарный человече- ский опыт, но при этом человек никогда не способен был принять его, понять и вести себя соответственно. Человек не умеет быть смертным. МИЛАН КУНДЕРА. БЕССМЕРТИЕ (1990)1 Большинство религиозных свидетельств существования загроб- ной жизни, например райские видения пророков иудаизма, хри- стианства и ислама, представляют собой предмет веры, который следует принимать, не требуя свидетельств или доказательств. Однако научный поиск бессмертия основывается на убеждении, что свидетельства не только носят принципиальный характер, но уже имеются в форме околосмертного опыта и реинкарна- ции . Рассмотрим оба эти пути на небеса в отдельности, посколь- ку они по-разному объясняют происходящее.

ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ КАК ПУТЬ НА НЕБЕСА Околосмертный опыт, или опыт клинической смерти (ОКС), обычно характеризуется пятью типичными компонентами: 1) внетелесный опыт, ощущение воспарения над телом и взгляда вниз; 2) отделение от тела; ) проникновение во тьму через тоннель или вестибюль; ) яркий свет в конце тоннеля, который служит проходом на… ) другую сторону, где свет, Бог , ангелы, любимые люди и другие «перешедшие грань» встречают умирающего. Иногда перед глазами проносится вся жизнь, и, хотя чаще всего ОКС позитивен и дарит людям чувства благодарности и радости, по данным Международной ассоциации по изуче- нию околосмертного опыта, −% имеют негативный опыт, отличающийся страхом, чувством невосполнимой потери, пустоты, боли и даже небытия . Вместо рая некоторые видят себя в аду . Как утверждает исследовательница ОКС Фил- лис Атуотер, сама пережившая клиническую смерть и специ- ализирующаяся на негативном опыте информантов, адские около смертные видения характерны для «тех, кто имеет глу- боко подавленные чувство вины, страх и злость или ожидает наказания после смерти». Иначе говоря, пытаясь объяснить ОКС, мы должны понимать, что он отличается большим раз- нообразием и невозможно подвести единую теорию под все его случаи, чтобы за ними ни стояло. Опыт клинической смерти и внетелесный опыт привлек- ли внимание общественности в  г. благодаря бестселле- ру Раймонда Моуди «Жизнь после жизни»*, где описывалось более  случаев, воспринятых многими людьми как свиде- тельство существования загробной жизни. Уровень или часто- ту ОКС трудно оценить достоверно. Кардиолог Фред Шунмей- кер, например, сообщил, что за  лет практики более  его пациентов (%) рассказывали об ОКС. Однако опрос Института Гэллапа  г. дал на порядок меньший резуль- тат — %. Другой кардиолог, Пим ван Ломмель , утвержда- ет, что % его пациентов с остановкой сердечной деятель- ности, которых удалось реанимировать, имели околосмерт- * Моуди Р. Жизнь после жизни. Есть ли жизнь после смерти? — Л.: Лениз- дат, 1991. — Прим. пер. 114 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ ный опыт, и в своей книге «Сознание за пределами жизни» (Consciousness Beyond Life) повторяет то, во что верит боль- шинство людей: ОКС свидетельствует, что разум продолжает жить после смерти мозга. Самый знаменитый случай околосмертных переживаний имел место в Сиэтле в  г., когда трудовая мигрантка Мария попала в больницу с сердечным приступом. В реанимации она перенесла еще одну остановку сердца. Придя в сознание, она сообщила, что выходила из своего тела, взмыв под потолок, откуда видела, как врачи борются за ее жизнь. Что самое заме- чательное, затем она, по ее словам, выплыла из дверей больни- цы и заметила на карнизе окна третьего этажа теннисную туф- лю. По сообщению социального работника Кимберли Кларк, та сходила на третий этаж и нашла на окне туфлю: «Она могла уви- деть это, только оказавшись снаружи и очень близко от туфли. Я достала туфлю и отнесла ее Марии. Для меня это было самое убедительное свидетельство». Свидетельство чего именно? Об этом повествуют многочисленные бестселлеры последних лет с рассказами людей, имевших опыт клинической смерти , о том, где они побывали во время путешествия за грань бытия: «Небеса реальны»*, «На небеса и обратно» (To Heaven and Back), «Мальчик, который вернулся с небес»** и в особенности «Доказа- тельство рая. Реальный опыт нейрохирурга»*** — книга, написан- ная нейрохирургом из Гарварда Эбеном Александером. ПРИНЦИП ЮМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОКС Свидетельство. Это неправильное слово. Является ли ОКС свидетельством загробной жизни? Переформулируем этот * Линн В. Небеса реальны! Поразительная история путешествия маленького мальчика на небеса и обратно. — М.: АСТ, 2015. — Прим. пер. ** Малаки К., Малаки А. Мальчик, который вернулся с небес. Подлинная история ребенка, побывавшего за пределами нашего мира. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — Прим. пер. *** Эбен Александер. Доказательство рая. Реальный опыт нейрохирурга. — М.: Центрполиграф, 2015. — Прим. пер. СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 1 15 вопрос по схеме великого шотландского философа-просве- тителя Дэвида Юма, проанализировавшего феномен чуда в работе  г. «Исследование о человеческом разумении»*. В ней Юм предлагает всякий раз, сталкиваясь с описанием, казалось бы, сверхъестественного события, например чуда, следовать принципу: Естественным выводом… является нижеследующее (и это общее правило, вполне достойное нашего внимания): никакое свидетельство не достаточно для установления чуда, кроме такого, ложность которого была бы большим чудом, нежели тот факт, который оно стремится устано- вить. Что более вероятно? Чудеса или то, что описание чудес людьми ошибочны? У нас имеется очень мало свидетельств чудес, но множество свидетельств того, что люди неверно понимают, неверно воспринимают, преувеличивают и даже выдумывают свои наблюдения и переживания. Юм приводит в качестве примера чуда воскрешение из мертвых. Что более вероятно: что мертвые люди могут вернуться к жизни или что сообщения о воскресших мертвецах ошибочны? Юм так отвечает на этот вопрос: Когда кто-либо говорит, что видел, как умерший человек ожил, я тотчас же спрашиваю себя, что вероятнее: то, что это лицо обманывает меня или само обманывается, или же то, что факт, о котором оно рассказывает, действительно имел место? Я взвешиваю оба чуда и выношу суждение в зависи- мости от того, которое из них одержит верх, причем отвер- гаю всегда большее чудо. Если ложность показания свидетеля была бы большим чудом, нежели само явление, о котором он * Юм Д. Сочинения в 2-х т. — М.: Мысль, 1996. — Прим. пер. 116 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ рассказывает, тогда, и только тогда мог бы он претендовать на веру, или согласие, с моей стороны. Применив принцип Юма к ОКС, мы можем задаться вопросом, что чудеснее: ложность описаний околосмертно- го опыта или то, о чем он, предположительно, свидетель- ствует? И спросить себя, что более вероятно: что сообщения об ОКС представляют собой описания реального путешествия в загробную жизнь или переживаний, продуцируемых мозго- вой активностью? Множество наборов данных подтверждают теорию, что околосмертные видения — продукт работы моз- га, а не лестница в небо. Давайте подробно рассмотрим эти данные, исходя из положения Юма, что люди могут обманы- вать или заблуждаться. ОПИСАНИЕ ОКС КАК БЕЛЛЕТРИСТИКА Своим студентам и слушателям я говорю: «Иногда люди про- сто выдумывают». Это называется беллетристикой. «Власте- лин колец», «Хроники Нарнии», цикл книг о Гарри Поттере, сага «Звездные войны»… Все это выдумки от начала и до кон- ца, которые никто не принимает за документалистику. Мы же не называем поэму Данте Алигьери «Божественная коме- дия», считающуюся одним из выдающихся описаний загроб- ной жизни в западной литературе, реальным отчетом челове- ка, побывавшего там и вернувшегося поведать об увиденном! Иллюстрация Гюстава Доре (рис. .) к изданию «Божествен- ной комедии»  г. является попыткой изобразить седьмое небо, обитель Бога , в представлениях средневековых христи- анских теологов, вдохновивших автора литературного произ- ведения, но никто не утверждает, что это подлинное изобра- жение рая. Факт состоит в том, что люди обладают удивительной спо- собностью создавать самые фантастические сказки с яркими деталями, наполняющими абзацы, страницы, главы, книги СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 1 17

Рис. .. Седьмое небо Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» представляет собой вообража- емое видение загробной жизни, вдохновленное трудами христианских теологов Средневековья. Художник Гюстав Доре изобразил седьмое небо, где пребывает Бог , на иллюстрации к изданию  г. и циклы. Добавление ярких штрихов не делает повествова- ние более правдоподобным. Описания ОКС с такими под- робностями, как теннисная туфля на карнизе или перелива- ющиеся цвета, гармоничные созвучия и искрометная радость, наполняющие потусторонний мир, который открывается за ярким светом в конце тоннеля, в моих глазах не отлича- 118 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ ются от рассказов похищенных инопланетянами, описываю- щих интерьер летающей тарелки. Что с того? Воображение Джорджа Лукаса сотворило чудеса обстановки «Тысячелетне- го сокола» Хана Соло и «Звезды смерти» Императора. В этом плане показательно, что автор «Мальчика, который вернулся с небес» с неправдоподобным именем Алекс Малаки отрекся от своей, якобы правдивой, истории и признал, что целиком ее выдумал. А как же потрясающий рассказ о теннисной туфле, заме- ченной на оконном карнизе во время клинический смер- ти? Во-первых, в подтверждение этого случая у нас есть лишь слова Марии и опекавшего ее социального работни- ка. Гидеон Личфилд, занимающийся журналистскими рас- следованиями, попытался рассмотреть этот случай в своей статье «Изучение околосмертного опыта» в Atlantic и при- шел к выводу, что ему «не хватает доказательности», а так- же выяснил, что «через несколько лет после лечения Мария исчезла и никому не удалось разыскать ее, чтобы подтвер- дить ее рассказ». Поскольку сказка о теннисной туфле стала догмой в кругах сторонников ОКС, в настоящее время Сэм Парниа с коллега- ми проводят эксперимент в палатах  больниц США, Велико- британии и Австралии, где возможна реанимация пациентов с остановкой сердечной деятельности. Исследователи кладут на высокую полку изображения лицевой стороной к потол- ку, чтобы больные, если получат внетелесный опыт и взмо- ют под потолок, могли их увидеть и впоследствии описать. На данный момент ученые зафиксировали в общей сложности  остановок сердца,  выживших,  проинтервьюиро- ванных,  воспоминаний о ОКС и только один выход из тела: пациент утверждал, что всплыл в верхний угол палаты, отку- да наблюдал, как его пытаются реанимировать. Парниа и его коллеги сочли детали рассказа сверхъестественно точными. Сверхъестественно точными в чем? Не в описании картинки на полке, поскольку в палате в этот момент ее не было. Паци- СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 1 19 ент описывал врачей, боровшихся за его жизнь. Но большин- ство из нас видели телесериалы и фильмы, в которых врачи используют дефибрилляторы, чтобы запустить сердце паци- ента, и любое описание, хоть сколько-нибудь соответству- ющее реальности, покажется «сверхъестественным» тому, кто хочет верить в ОКС. ПОЧТИ МЕРТВЫЙ НЕ ЗНАЧИТ МЕРТВЫЙ Любые объяснения околосмертного опыта должны начинаться с признания того факта, что люди, получившие его, в действи- тельности не были мертвы. Они были только близки к смерти, находились в состоянии, когда мозг может переживать угне- тение, страдать от кислородного голодания, выделять нейро- химические вещества, вызывающие видения сродни наркоти- ческим галлюцинациям, или переживать что-либо из десят- ков неврологических аномалий, патологических состояний и нарушений, зафиксированных неврологами и специали- стами по нейронауке. Уникальность каждого опыта клиниче- ской смерти не означает, что некоторые являются реальны- ми путешествиями в рай (или ад), а остальные — всего лишь побочным продуктом галлюцинирующего мозга .

Это означает лишь то, что мозг способен продуцировать самый разный опыт в зависимости от непосредственных условий и жизнен- ного пути конкретного человека — и то и другое по определе- нию уникально, но тем не менее вызвано внутренними состо- яниями мозга. В описаниях околосмертного опыта информанты часто подчеркивают, что были «мертвы» или «совершенно мертвы», находились в «клинической смерти », стремясь сместить толко- вание в сторону чудесного или сверхъестественного. Реанима- толог из Портленда Марк Крислип, однако, изучил подлинные данные ЭЭГ ряда пациентов, у которых, по словам ученых, «наступила смерть» или «остановилось сердце», и обнаружил, что они вовсе не были мертвы. «У них наблюдалось замед- 120 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ ление, затухание [сердечного ритма] и другие изменения, но только у меньшинства прибор фиксировал прямую линию, причем более  секунд. Любопытно, что некоторым пациен- там даже слабого кровотока было достаточно для нормальной ЭЭГ». Крислип также проанализировал исследование ОКС Пима ван Ломмеля и его коллег, опубликованное в престиж- ном британском медицинском журнале Lancet, где авторы «определяли клиническую смерть как период бессознатель- ного состояния, вызванного недостаточным кровоснабжени- ем головного мозга вследствие нарушений кровообращения, дыхания и их сочетания». «Если в этом случае реанимацион- ные мероприятия не начинаются в течение − минут, моз- гу наносится необратимый ущерб и пациент умирает». Крис- лип, однако, замечает, что большинство описанных пациентов с остановкой сердечной деятельности получали реанимацию, что по определению обеспечивало поступление насыщен- ной кислородом крови в их мозг (в этом и состоит смысл искусственного дыхания). «Согласно определению, данному в Lancet, никто не находился в состоянии клинической смер- ти», — заключает доктор Крислип и добавляет, сам будучи врачом, многократно проводившим реанимацию: «Ни один врач не объявит пациента мертвым в разгар реанимацион- ных мероприятий, тем более не констатирует смерть мозга. Если ваше сердце останавливалось на − минут и вас долж- ным образом реанимировали, это не значит, что у вас была “клиническая смерть”. Это означает лишь, что ваше сердце не билось и вы могли быть без сознания». Итак, утверждение, что люди, имевшие околосмертный опыт, умирали и путешествовали в мир иной, опровергается фактом, что они не были по-настоящему мертвы. ОКС КАК ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ На мой взгляд, многие описания ОКС неотличимы от нарко- тических галлюцинаций — например, рассказ Эбена Алексан- СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 121 дера о его «путешествии» в загробную жизнь во время комы, вызванной менингитом. Там он встретил девушку с высокими скулами, темно-голубыми глазами и «золотисто-каштановыми локонами», обрамляющими лицо. Вместе они летали на кры- ле бабочки. «Вообще вокруг нас порхали миллионы бабочек — они образовывали широкие волны, обрушивающиеся на зеле- ные луга и снова взмывающие вверх. Бабочки держались вме- сте и казались живой и трепетной рекой цветов, струящейся в воздухе»*. Одеяние девушки «было простым, но его цвета — светло-голубой, индиго, светло-оранжевый и нежный персико- вый — рождали такое же ликующее и радостное настроение, что и вся местность». Александера переполняло чувство люб- ви, не романтической или дружеской, а представлявшей собой «нечто неизмеримо превосходящее все виды любви, какие зна- комы нам в нашем бренном мире», а взгляд девушки «одновре- менно излучал все разновидности земной любви… и вместе с тем любовь бесконечно более глубокую…»

Ее послание ему было простым: «Тебя вечно любят и оберегают». Сравните путешествие Эбена Александера с «путешестви- ем» специалиста по нейронауке Сэма Харриса, принявшего вместе с другом дозу наркотика ,-метилендиоксиметам- фетамина, более известного как экстази, которое он подроб- но описывает в начале своей книги «Пробуждение» (Waking Up). Харрис сообщает: «Меня внезапно поразило понима- ние, что я люблю своего друга». Не дружеское и не роман- тическое, «это чувство имело этический смысл, внезапно показавшись настолько же значительным, насколько проза- ическими выглядят написанные здесь слова: я хочу, чтобы он был счастлив». Еще большим, продолжает Харрис, «ста- ло понимание, бесповоротно изменившее мое представле- ние о том, насколько благой может быть жизнь человека. Я чувствовал безграничную любовь к одному из своих луч- ших друзей и неожиданно осознал, что если в этот момент * Здесь и далее цит. по указанному изд. — Прим. пер. 122 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ в дверь войдет незнакомец, то и его в полной мере охватит моя любовь». Тема «любви» оказалась типичной для описаний ОКС, как и других видов аномального психологического опыта , например, пережитого моим другом Чиком Д’Априно в четы- ре часа утра  февраля  г. — я писал об этом в книге «Тай- ны мозга»*. Он был один в спальне дома своей сестры, чув- ствуя отчаяние и одиночество из-за мучительного развода, отнявшего у него детей, и внезапно услышал голос, не муж- ской и не женский, будто доносившийся из иного мира. Сооб- щение оказалось таким действенным, что Чик счел себя обя- занным передать его президенту Линдону Джонсону и отпра- вился в Белый дом, но в итоге оказался в психиатрической лечебнице. Хотя Чик никому не пересказывал точного содер- жания сообщения и не делился мнением о его вероятном источнике, сутью, как он сказал мне, была любовь: «Источник не только знает о нашем существовании, но и любит нас, и мы можем вступить с ним в контакт». Психоделики могут производить такой же эмоциональный эффект. В последние годы изучалось применение этих нар- котиков для лечения депрессии, посттравматического стрес- сового расстройства и страха смерти у пациентов в терми- нальной стадии. Например, одна доза псилоцибина (ЛСД), принятая раковыми больными в Медицинской школе Нью- Йоркского университета под наблюдением психиатра Стивена Росса, не просто уменьшала их депрессию и тревогу, но ока- зывала настолько мощное воздействие, что доктор Росс ска- зал: «Я думал, что первые десять или двенадцать пациентов морочат мне голову — разумеется, они все это выдумали. Они говорили что-нибудь вроде “я понял, что любовь — одна из самых могущественных сил на планете”… То, что одно- кратный прием наркотика может оказывать такой эффект так * Шермер М. Тайны мозга. Почему мы во все верим. — М.: Эксмо, 2015. — Прим. пер. СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 123 долго, было беспрецедентно. Мы, психиатры, никогда ничего подобного не наблюдали». Другим показательным сравнением с околосмертным опы- том Эбена Александера являются наркотические путешествия покойного невролога Оливера Сакса , описанные им в автобио- графии «В движении» (On the Move). Так, в ноябре  г. док- тор Сакс имел ненормированный рабочий день и, чтобы бодр- ствовать, принимал огромные дозы амфетамина, щедро при- правленные седативным хлоралгидратом. Однажды он сидел в кафе, помешивая кофе, «вдруг ставший зеленым, затем пур- пурным». Подняв глаза, Сакс увидел, что у посетителя возле кас- сы «громадная голова с хоботом, как у морского слона». Потря- сенный этим зрелищем, Сакс выскочил из кафе и через ули- цу кинулся к автобусу, у всех пассажиров которого «оказались гладкие белые головы, похожие на гигантские яйца, с огромны- ми мерцающими глазами, напоминающими фасеточные глаза насекомых». В этот момент невролог понял, что у него галлю- цинации, но, вспоминал Сакс: «Я не мог прекратить то, что про- исходило в моем мозге, и оставалось сохранять хотя бы види- мость самообладания, не паниковать, не кричать и не впадать в ступор, глядя на глазастых чудовищ вокруг». Я участвовал в ряде телевизионных программ с Эбеном Александером, мы провели довольно много времени вме- сте в гримерке до и после эфира, обсуждая его мнение о слу- чившемся с ним. Я получал удовольствие от наших бесед, он показался мне обаятельным человеком, но он нейрохирург, знакомый с литературой о галлюцинациях и всевозможных трюках, на которые способен мозг в самых разных услови- ях. Почему Александер не заметил, что его опыт аналогичен пережитому очень многими людьми, не утверждающими, что побывали в райских эмпиреях? Потому что это произо- шло с ним, а субъективный опыт на порядки действеннее все- го, о чем можно прочесть в книге. С утверждениями Александера сопряжена еще одна про- блема. Он говорит, что во время околосмертного опыта его «неокортекс был полностью отключен », из чего делает вывод: «…Нет абсолютно никакой возможности, чтобы я мог нахо- диться хотя бы в спутанном и ограниченном сознании во вре- мя комы». Следовательно: «Мое свободное от мозга сознание отправилось в иное, большее измерение Вселенной». Одна- ко, по словам доктора Лоры Поттер, дежурившей в тот день, когда его на каталке привезли в реанимацию, она сама вве- ла Александера в кому, чтобы он оставался живым во время лечения огромными дозами препаратов, и всякий раз, ког- да они пытались его разбудить, он беспорядочно отмахивал- ся, пытался выдергивать трубки подключенных к нему при- боров и кричать, следовательно, его мозг не был полностью выключен. Когда Поттер позднее задала ему вопрос об этом, Александер ответил , что его описание было «художественной интерпретацией» и «драматизацией, может, и не вполне точ- ной, но призванной заинтересовать читателя». Иными сло- вами, Александер смешал факты и вымысел, что означает, что объяснять в действительности нечего. Теперь мы знаем о ряде факторов, вызывающих подоб- ные фантастические галлюцинации, также мастерски описан- ные Оливером Саксом в книге «Галлюцинации»*. Например, Сакс рассказывает об эксперименте швейцарского специали- ста по нейронауке Олафа Бланке и его коллег, которые созда- ли «теневую личность» пациентки путем электрической стиму- ляции левого височно-теменного узла мозга. «Когда женщина лежала, слабая стимуляция этой области создала у нее впечатле- ние, что позади нее кто-то есть; более сильная стимуляция позво- лила охарактеризовать этого “кого-то” как молодого, но неопре- деленного пола». Сакс описывает собственный опыт лечения  пациентов с тяжелым постэнцефалитным синдромом Пар- кинсона (воплотившийся в фильме «Пробуждение» с Робином Уильямсом в роли Сакса), отмечая: «Я обнаружил, что, пожа- луй, треть из них имела зрительные галлюцинации многие годы * Сакс О. Галлюцинации. М.: АСТ, 2014. — Прим. пер.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 125 до внедрения в практику L-дигидроксифенилаланина — галлю- цинации, преимущественно приятного и социабельного харак- тера». По его мнению, «это могло быть связано с их изоляцией и социальной депривацией, их тягой к миру — попыткой соз- дать виртуальную реальность, галлюцинаторную замену реаль- ного мира, который у них отняли». Мигрень также вызывает галлюцинации, о чем Сакс , всю жизнь страдавший мигренями, знал на собственном опыте, — в том числе «мерцающий свет», «ослепительно яркий»: «Он ширился, превращаясь в колоссальную арку, протянувшуюся от земли до неба, с четкими, переливающимися зигзагообраз- ными краями и сияющими цветами, синим и оранжевым». Срав- ните опыт Сакса с путешествием Эбена Александера на небеса, во время которого он, по его словам, «пребывал в облаках» — «огромных, пышных, розовато-белых облаках, которые ярко выделялись на фоне темно-синего неба»: «Над облаками, в неве- роятной небесной выси, скользили существа в виде прозрачных мерцающих шаров, оставляя за собой следы наподобие длин- ного шлейфа». Сходство сколь бесспорное, столь и закономер- ное в силу однотипных нейрохимических изменений в мозге. Возможна даже эволюционная основа этого ощущения присут- ствия других существ, размышлял Сакс: «Таким образом, пер- вичное, животное чувство “другого”, которое могло развиться с целью обнаружения угроз, способно исполнять возвышенную и даже трансцендентную функцию у человека, служа биологи- ческим фундаментом религиозного чувства и убеждения, когда “другой”, “присутствие” персонифицируется в Боге ». В статье с анализом заявлений Александера, опубликован- ной в декабре  г. в Atlantic, Сакс объяснил, что галлюци- нации кажутся настолько реальными потому, что «они задей- ствуют те же самые системы мозга , что и реальные перцеп- ции. Когда некто слышит голоса, активизируются слуховые пути; если в галлюцинациях предстает лицо, стимулирует- ся область распознавания лиц на вентральной поверхности веретенообразной извилины, в норме служащая для воспри- 126 НАУЧНЫЙ ПОИСК БЕССМЕРТИЯ ятия и узнавания лиц окружающих». Из этого невролог делает вывод: «Одним из самых вероятных объяснений случая д-ра Александера, таким образом, является гипотеза, что его око- лосмертный опыт произошел не во время комы, а когда он выходил из комы и кора его головного мозга возвращалась к полной функциональности. Любопытно, что он не допуска- ет этого очевидного и естественного объяснения, но настаи- вает на сверхъестественном». Опять-таки мы сталкиваемся с вопросом Юма: что более вероятно — что ОКС Александера был реальным путешестви- ем в рай, а прочие галлюцинации являются следствием нервной деятельности или что все подобные переживания обу- словлены мозгом, но кажутся реальными тому, кто их испы- тывает? На мой взгляд, это доказательство галлюцинаторной, а не небесной природы видений. ОКС КАК СЛЕДСТВИЕ МОЗГОВЫХ АНОМАЛИЙ Помимо галлюцинаций есть другие состояния, которые могут приводить к возникновению ОКС. Психолог Сьюзан Блэкмор, например, отмечает, что эффект «тоннеля» при околосмертном и внетелесном опыте может являться следствием стимуляции зрительной коры в задней части мозга, где обрабатывается информация, поступающая от сетчатки. Гипоксия (кислород- ное голодание) может снижать нормальный уровень зажига- ния нервных клеток зрительной коры, что, возможно, интер- претируется другими зонами мозга как концентрические кру- ги или спирали («тоннель»). Схожим образом нейрофизиолог Кевин Нельсон в книге с удачным названием «Двери духов- ности в мозге» (The Spiritual Doorway in the Brain) объясня- ет тоннельный эффект снижением кровяного давления в глаз- ных сосудах при стрессе или травме, что приводит к сужению поля зрения и чрезмерной стимуляции пути зрительного воз- буждения от ствола мозга к зрительной коре (pontine geniculate occipital, или PGO-пути), вызывая яркие видения.