ТВРС-44 «Ладога»: новый этап в развитии российской региональной авиации
В рамках стратегии развития авиапромышленности России Уральский завод гражданской авиации (АО «УЗГА») заключил контракт с Министерством промышленности и торговли РФ на производство 140 самолетов нового типа ТВРС-44 «Ладога».
Этот турбовинтовой пассажирский самолет, рассчитанный на 40–44 места, призван обновить парк региональной авиации как в России, так и за ее пределами.
Разработка и производство самолета
✅ В конце 2020 года был подписан государственный контракт.
✅ В 2021 году прошли испытания и утверждение макета.
✅ В 2022 году началось производство первых прототипов.
По условиям соглашения, предусмотрено изготовление четырех образцов:
🔹 Два летных – для полевых испытаний.
🔹 Один статический – для проверок прочности конструкции.
🔹 Один ресурсный – для оценки долговечности.
Конкуренция с мировыми аналогами
На сегодняшний день в мире эксплуатируется около 1000 региональных турбовинтовых самолетов вместимостью 30–50 мест.
📌 Основные конкуренты ТВРС-44:
🔹 Embraer EMB-120 (Бразилия)
🔹 De Havilland Canada Dash 8-100/200 (Канада)
🔹 Dornier 328-100 (Германия)
🔹 Ан-24, Ан-26-100, Ан-26Б-100 (СССР/Россия)
🔹 BAe Jetstream 41 (Великобритания)
🔹 SAAB 340 (Швеция)
🔹 ATR-42 (Западная Европа)
Задача ТВРС-44 – предложить более современный, экономичный и удобный самолет, способный заменить устаревшие модели.
Производственная кооперация
Изготовление элементов самолета распределено между несколькими предприятиями России:
🏭 Самара («Авиакор») – производство фюзеляжей.
🏭 Смоленский авиазавод – изготовление крыльевых кессонов.
🏭 Нижний Новгород (УЗГА) – выпуск хвостовых секций.
🏭 Екатеринбург (Арамиль, УЗГА) – финальная сборка.
В 2024 году секции фюзеляжа доставлены в Екатеринбург, началась финальная сборка.
Первый полет ТВРС-44 запланирован на первую половину 2025 года.
Особенности конструкции и технические характеристики
✈ Двигатель – ТВ7-117СТ-02, разработанный ОДК-Климов на основе ТВ7-117СТ-01.
✈ Сертифицирован в 2022 году для Ил-114-300.
✈ Оптимизирован для региональных перевозок.
🔹 Дальность полета:
✅ 1200 км с грузом 5 тонн.
✅ 2200 км с 44 пассажирами.
✅ Максимальная дальность – более 5500 км.
🔹 Скорость:
✅ Крейсерская – 460–480 км/ч.
✅ Максимальная – 530 км/ч.
🔹 Высота полета:
✅ Рабочая – 7200 м.
✅ Максимальная – 7620 м.
🔹 Взлетно-посадочные характеристики:
✅ Посадка на полосы от 800 до 1000 м.
✅ Эксплуатация на грунтовых ВПП.
Преимущества перед Ан-24
📌 Несмотря на меньшую пассажировместимость (44 места против 48), ТВРС-44 превосходит Ан-24 по ряду параметров:
✅ Больший объем багажного отделения – 0,27 м³ на пассажира (в 1,7 раза больше, чем у Ан-24).
✅ Дальность полета на 500–900 км больше.
✅ Современная авионика и системы управления.
Современная кабина экипажа
📡 Цифровая авионика по концепции CNS/ATM.
📊 Четыре 12,5-дюймовых дисплея.
🎛 Многофункциональные контроллеры для РЛС, транспондеров и радиосвязи.
«Команда ТВРС будет включать в себя двух членов и будет управляться цифровой системой бортовой электроники с экранной индикацией.»
Варианты компоновки салона
📌 Стандартная версия – 40–44 пассажира.
📌 Грузопассажирская модификация – 36 мест + 2 тонны груза.
📌 Грузовая версия – 20 мест + 3,5 тонны груза.
Когда начнется серийное производство?
🛠 В 2025 году начнутся сертификационные испытания (около 800 полетов).
📅 Поставки серийных самолетов запланированы на 2027 год.
На данный момент обсуждается возможность создания третьего летающего образца, чтобы ускорить сертификацию.
Вывод
ТВРС-44 «Ладога» – это современный российский турбовинтовой самолет, разработанный для замены устаревших региональных лайнеров.
Преимущества:
✅ Современная авионика.
✅ Экономичность.
✅ Дальнобойность.
✅ Универсальность (пассажирская и грузовая версии).
Ожидается, что с 2027 года самолет станет основой региональной авиации России. 🚀✈