Готовы ли вы отправиться в очень опасное путешествие через Атлантический океан: в надувной лодке, без еды, без воды? Не ради славы или безрассудства, а во имя спасения жизней? Согласитесь, звучит как сумасшествие? Но один человек решился на этот эксперимент.
Кто он – человек, бросивший вызов?
Французский врач Ален Бомбар с юных лет интересовался вопросами выживания. В своей практике он видел множество трагических последствий кораблекрушений и задавался вопросом: почему жертвы погибают так быстро? Одна вещь особенно возмущала его – в спасательных шлюпках не было даже самого элементарного рыболовного снаряжения. Считалось, что человек не может продержаться в открытом море более нескольких дней, а потому спасательные миссии прекращались довольно быстро. Бомбар был уверен: это ошибка, и она стоит сотен жизней.
Кораблекрушение! Для меня это слово стало синонимом тягчайших страданий человека, синонимом отчаяния, голода и жажды.
Так родилась его теория: человек может выжить в океане гораздо дольше, питаясь сырой рыбой, планктоном и даже – да-да! – малым количеством морской воды, если принимать её в строгих дозах. Более того, он разработал весьма необычное устройство – «рыбовыжималку». Этот агрегат позволял добывать пресную влагу из тканей рыбы, превращая морских обитателей в своеобразные «водяные батареи».
Конечно, идея показалась многим абсурдной. В обществе его считали безумцем. Но Бомбар был готов на всё, чтобы доказать свою правоту. Он вдохновлялся легендарным путешествием Тура Хейердала и его плотом «Кон-Тики», но решил пойти ещё дальше – отправиться в плавание, без единого запаса еды и воды.
Подготовка
Экспедиции предшествовала месячная подготовка. Бомбар изучал химический состав морской воды, виды планктона и поведение различных рыб. Он выяснил, что многие морские обитатели содержат до 80% пресной воды, что делает их потенциальным источником жидкости.
Конструкция лодки также требовала внимания. Инженеры постоянно вносили правки, и в результате была создана лодка длиной 4,65 метра и шириной почти 2 метра. В поисках попутчика Бомбар давал объявления в газетах, но среди откликов попадались либо потенциальные самоубийцы, либо шутники. Единственным серьезным кандидатом оказался яхтсмен Джек Палмер, который согласился сопровождать врача.
Испытание на прочность: начало путешествия
Весной 1952 года 28-летний Ален Бомбар отправился в путешествие на своём судне — надувной лодке длиной всего 4,65 метра, которую он назвал «Еретик». Он не был один: вместе с ним вышел Джек Палмер. В багаже – лишь компас, парус и рыболовные снасти. На случай крайней необходимости у них был запечатанный контейнер с провиантом, но Бомбар поклялся, что не откроет его.
25 мая они покинули Монако и взяли курс на запад. Но уже через две недели стало ясно: путь будет сложнее, чем они думали. Средиземное море оказалось крайне скупым – за это время им удалось поймать всего одну рыбу. Палмер, у которого были проблемы со здоровьем, отказывался пить даже малые дозы морской воды. Они собирали пресную влагу из утреннего тумана, но этого было мало. Постепенно силы покидали их.
И вот тут случилось нечто странное.
Призрачный корабль
Однажды, во время туманного утра, они услышали вой сирены, рёв мотора. Мужчины решили, что на них на полном ходу идёт пароход. Испугавшись, что их могут не заметить, Бомбар и Палмер начали готовиться к наихудшему, пытаясь любыми способами привлечь внимание. Однако, корабля не оказалось. Ни на горизонте, ни вблизи – словно он испарился.
Рокот мотора и вой сирены все нарастали приближаясь и, наконец, слились в какой-то адский оглушительный рев... И вдруг все кончилось так же внезапно, как началось. Воцарилась гробовая тишина.
Галлюцинация? Возможно. Но как объяснить, что оба видели и слышали одно и то же?
Спустя несколько дней они достигли Танжера, где Палмер, истощённый и обессиленный, решил покинуть экспедицию. Ну как решил, правильнее всего сказать, он пытался под любыми предлогами отсрочить продолжение эксперимента и вовсе не явился в назначенное врем. Но Бомбар был непреклонен – он продолжил путь в одиночку 15 августа .
Беру ответственность на себя и отправляюсь в плавание один. Чтобы добиться победы, нужно в нее верить. Если даже меня постигнет неудача, то потому, что я не специалист. До свидания, брат!
Шторм, меч-рыба и борьба за жизнь
Атлантика не прощает ошибок. Мужчине пришлось не раз испытывать на себе все "прелести" природы. Он пережил не один шторм, он попал даже в тайфун. Волны поднимались выше, чем лодка, и затапливали её. Бомбар, у которого не было снаряжения, вынужден был вычерпывать воду… своей панамой. Ветер становился всё сильнее, лодку качало, и она грозила перевернуться. К тому же, её корпус ослабевал под давлением бушующей воды.
Когда стихия наконец успокоилась, начались новые испытания. Появилось много рыбы, он, конечно, смог наладить рацион, но и получил новые беды. Маленькие рыбы уходили от больших, которые становились угрозой и для человека. Неоднократно на него нападали меч-рыбы! Иногда он всерьез опасался нападения акул.
Встреча с кораблём и искушение сдаться
Несколько раз он видел суда на горизонте, но не мог привлечь внимание. Однажды ему это всё же удалось: британский корабль «Аракака» заметил его и поднял на борт. Матросы предложили ему пищу и убежище. Казалось, вот оно – спасение! Но Бомбар отказался. Упрямец! Он должен был доказать, что человек может выжить в открытом океане.
Финишная прямая
Остаток пути был тяжёлым. За 65 дней он потерял 25 килограммов, его кожа была испещрена язвами, а организм ослаб. Он пережил тайфун и мучительные солнечные ожоги, но продолжал двигаться вперёд. Ночами ему снились берега, на которые он надеялся ступить, и единственной мотивацией оставалась вера в свою теорию.
22 декабря 1952 года Бомбар высадился на берег Барбадоса. Его лицо покрывала густая борода, одежда висела на нём, но он сделал это. Он преодолел 4 350 километров на маленькой надувной лодке без еды и воды, опровергнув миф о том, что человек не может выжить в океане.
Почему эта история так интересна?
Я советую прочитать книгу "За бортом по своей воле", я уверена, что из нее вы почерпнете очень много информации о выживании и процессах, которые происходят с организмом. Особо хочу выделить следующие моменты:
- На меня произвело впечатление, что Ален максимально старался вести себя, как потерпевший кораблекрушение. У него были были медикаменты, но он стремился обходиться без них, "пока были силы".
- Он описывает свое эмоциональное состояние. Все перемены настроения. Отчаяние – это самый страшный враг человека. У него дошло даже до завещания.
- Вера в свою теорию. Удивительно, каков бывает человек, желая доказать свою правоту. Не замечали?
Мне хотелось бы привести несколько советов от знающего человека:
- "В любых обстоятельствах сохраняй спокойствие!"
- "Нетерпение может все испортить. <> Помни, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю"
- "Необходимо, чтобы первая трапеза ни в коем случае не была ни слишком поспешной, ни слишком обильной, иначе она может оказаться смертельной"
- "Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы, может и должен сохранять надежду"
Подвиг, изменивший мир
После возвращения Бомбар подвергся как восхищению, так и критике. Многие не верили в его методику. Однако благодаря ему спасательные шлюпки стали оснащать рыболовными снастями, а поисковые миссии продлили на недели, а не дни. Это спасло тысячи жизней.
Он доказал главное: человек сильнее, чем он думает. Главное – не сдаваться.
А теперь представьте себя на месте Бомбара. Вы бы рискнули отправиться в подобное путешествие? Или остались бы на тёплой земле? Делитесь своим мнением в комментариях!