❄️МХТ имени А.П.Чехова. Сохраняя традиции. Атмосфера и дух русского театра. Как мы до зрительного зала наконец добрались.
❄️Всё ещё 25.01.2025 г, суббота.
❄️Время года: зима❄️.
❄️Настроение: хорошее 🙂.
❄️Книга: Л.Д.Троцкий – «Моя жизнь».
❄️Цитата дня:
Восьмидесятые годы стояли под знаком обер-прокурора святейшего синода Победоносцева, классика самодержавной власти и всеобщей неподвижности. Либералы считали его чистым типом бюрократа, не знающего жизни. Но это было не так. Победоносцев оценивал противоречия, кроющиеся в недрах народной жизни, куда трезвее и серьёзнее, чем либералы. Он понимал, что если ослабить гайки, то напором снизу сорвет социальную крышку целиком и тогда развеется прахом всё то, что не только Победоносцев, но и либералы считали устоями культуры и морали. Победоносцев по-своему видел глубже либералов.
❄️Предыдущая публикация ЗДЕСЬ✔️
❄️❄️❄️ВНИМАНИЕ!!!
Прежде чем вы начнёте читать статью, должна вас авторитетно предупредить – никакой мистики и колдовства в статье нет. Нет в ней так же и ничего о "нашем всё" А.С.Пушкине. Повествование пойдёт о спектакле «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», который мы с моей подругой Натальей посмотрели в субботу, 25.01.2025 г. в МХТ им. А.П.Чехова в 19 час 00 мин по московскому времени.
Так же прошу учесть, что скорее всего публикаций будет несколько. Много фото, много эмоций, много впечатлений. Опасаюсь я, в масштаб одной или даже двух статей все это не втиснуть. Поэтому прошу понять и простить ...)))
❄️Итак, друзья мои, я продолжаю свой рассказ о том, как мы с подругой вручали друг другу новогодние подарки. То есть в театр ходили.
Пока собираются последние зрители, давайте поговорим немного о спектакле. Точнее, о пьесе, по которой спектакль поставлен. И об авторе пьесы. То есть о том, кому в первую очередь надо сказать "спасибо".
Если вам, мой дорогой читатель, 40+, вы скорее всего знаете автора пьесы. Даже если и не знаете, то скорее всего фамилия Ерофеев вам знакома.
Если вам не знакома фамилия Ерофеев, возможно, вам знакомо название «Москва – Петушки». Если и это название вам ни о чём не говорит, то хотя бы один раз в своей жизни вы слышали фразу – «И снова выпил!». Так вот, и эта фраза, и маршрут электропоезда Москва - Петушки, и спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», это всё как раз и есть Венедикт Ерофеев. Веничка.
Согласна, не самый популярный писатель. Хотя, как посмотреть. Певец русской души, спившейся интеллигенции и огромного пласта советской действительности. Этакий Владимир Высоцкий в прозе. Что, не слишком красивая, неприглядная действительность? Так было же, было. Иначе для кого в стране существовали вытрезвители, ЛТП и наркологички? Вы не застали такую действительность? Я за вас искренне рада. Я - застала. Я застала действительность, в которой в день получки жёны приходили встречать с работы своих мужей-кормильцев, чтобы успеть хоть что-то от этой получки урвать. Я застала действительность, когда в школе оправданием невыученных уроков было сказать учителю шёпотом, отчаянно краснея, что до полночи вместе с матерью прятались у соседей, ждали, когда отец семейства напьётся уже до кондиции и уляжется спать. Не надо делать круглые глаза и спрашивать – зачем это читать и тем более смотреть? Во-первых, затем, что это очень красиво и интересно написано. И эти люди, – да, пьющие, да, опустившиеся, – тоже люди. У них есть душа, у них есть мысли, у них есть своя философия. И у них есть беда. Огромная беда, горькая беда. И они часть нашей общей жизни. И беда эта общая.
Почему я указала возраст 40+? Потому, что и сам Ерофеев, и герои его, они не нынешнее племя. Они примерно возраста наших родителей. Мой папка любимый тоже 1938 года рождения. И по ходу пьесы порой слёзы на глаза наворачивались, настолько узнаваемы были в моменте, пусть и слегка гипербализированно, и папка мой, и бывший муж, и многие знакомые и друзья, Царствие им небесное и память сердца. Какими бы они ни были – они были.
Возможно, кто-то из более молодых людей тоже знаком с творчеством Венедикта Ерофеева. Но всё же больше спектакль рассчитан на людей, заставших то время(пьеса написана в 1985 году). В антракте случайно подслушали разговор двух молодых людей(возраст навскидку ±25 лет) "айтишной" внешности – чёрные джинсы, чёрные свитера, очки, волосы забраны в "хвосты". Один другому говорил – "Я половину не понимаю, но мне так нравится ..."
Да, юмор тот ещё. Не всем "заходит". Ну, не стендап однако ...
... Так скажи мне и всему русскому народу, когда этот душегуб был схвачен с поличным за продажею на Преображенском рынке наших Курил?...
... Так почем нынче Курильские острова? Итуруп — за бутылку андроповки в рассрочку? Кунашир — почти совсем за просто так…
... Мало того, этот боцман имел намерение запродать ЦРУ карту питейных точек Советского Союза. И попутно — нашу синеглазую сестру Белоруссию — расчленить и отдать на откуп диктатору Камеруна Мише Соколову…
... У этого пса-мичмана было еще вот такое намерение: поскольку продавать ему было уже нечего — он сумел за одну неделю пропить и ум, и честь, и совесть, — он имел намерение сторговать за океан две единственные оставшиеся нам национальные жемчужины: наш балет и наш метрополитен. Все уже было приготовлено к сделке, но только вот этот двурушник немножко ошибся в своих клиентах с Манхэттена. Когда с одним из них он спустился в метрополитен, чтобы накинуть нужную цену, — этот бестолковый коммерсант-янки решил, что перед ним — балет. А когда тот привел его в балет…
Ладно, достаточно измышлений и размышлений. Переходим непосредственно к сюжету.
Весь мир - театр. А люди в нём - актёры ... А, может быть, весь мир – сумасшедший дом? А люди в нём пациенты?
Действие пьесы разворачивается в психиатрической клинике, куда карета скорой помощи доставляет(не в первый раз, как оказалось) главного героя. Обитатели клиники, на первый взгляд маргиналы и изгои, отбросы общества, на деле обаятельные чудаки и мудрецы, обескураживающие своей искренностью, спонтанностью и непосредственностью. Как они здесь оказались, чем вызван их уход из общества развитого социализма? То ли отвержение общества, не желающего признавать их инаковость и некаквсешность? Или это их сознательный выбор, – отказ от принятых норм в пользу юродства, дарующего внутреннюю свободу? Это не просто палата психиатрички, это маленькое государство в государствах(палата→ клиника→ социум), где всё серьёзно, где споры ведутся не на жизнь, а на смерть, где решаются вопросы международных отношений и мировой политики, где есть свой Тиран и Диктатор. Здесь сразу очень в тему вспоминается Владимир Семёнович с его бесподобным – "Я вам, робяты, на мозги не капаю, но вот он перегиб и парадокс ..."
И в этом странном, пугающем, порой смешном, порой горьком мире путь прокладывает главный герой. Он как Вергилий в девяти кругах ада, показывает самое сокровенное, переводит самое парадоксальное на простой и понятный язык. И в главном герое угадывается сам автор. Да, это русский мужик Веничка, только странствующий поэт и философ еврей Лёва, который временно подрабатывает татарином в хозмаге. И цитирует Хераскова.
Прохоров. Я думал о тебе хуже, Гуревич...
Ты — Лев! Правда, Исаакович, но все-таки Лев!
Происходит действо в ночь с 30 апреля на 01 мая, в Вальпургиеву ночь. У пациентов своя ночь, у персонала своя. Эти две ночи проходят как бы параллельно, лишь изредка пересекаясь. Бывают такие ночи, когда законы не работают и параллельные прямые пересекаются. И это заканчивается трагедией, потому что нельзя нарушать закон и порядок.
Если совсем пунктирно, главный герой попадает в психиатричку. И начинает себя вести не по правилам сего заведения. Дерзит, читает стихи, отвечает вопросом на вопрос, своими ответами ставит в тупик доктора:
... вы говорили о нашей медицине, чту ли я её? Чту — слово слишком нудное, по правде, и… плоскостопное…
Но я — но я влюблен в неё — и это
Без всякого фиглярства и гримас
Во все её подъёмы и паденья,
Во все её поту́ги врачеванья
И немощей телесных, и душевных,
В её перве́нство во Вселенной, в Разум
Немеркнущий, а стало быть, и в очи,
И в хвост, и в гриву, и в уста, и в…
и, наконец, отвечает силой на беспредел, а конкретно, заезжает по физиономии не в пример оборзевшему санитару Бореньке. За что приговаривается к смирительному уколу, который должен будет превратить Льва в "овощ". Но! - вот она мистика Вальпургиевой ночи, – лекарство действует гораздо медленнее, чем ожидалось. И тогда товарищи по несчастью, то бишь соседи по палате, открывают страшную тайну – против этого смирительного укола есть противоядие. Водка. А ещё лучше спирт. И главный герой, пользуясь не первым уже здесь пребыванием и некоторой благосклонностью отдельных представительниц персонала, раздобывает таки заветную бутыль. (Ему это очень надо. Потому как, вколов смирительной укол, Боренька издевательски приглашает Гуревича разделить с ними(медбратом Боренькой и медсестрой Натальей) завтрак. И Лев Гуревич обещается придти. Он обязан! Он, как Командор, должен принять приглашение и свершить страшную месть, потому как необходимо наказать Бореньку за беспредел, и Наталья ... она ... вроде как не чужая). И, как настоящая широкая русская душа, делится добытым с сопалатниками. И это становится началом конца. Катализатором, который запустит страшную реакцию гибели и прекрасную реакцию освобождения и просветления.
О самом спектакле, актёрах и впечатлениях, о эмоциях, смехе и слезах подробно, с текстом пьесы и картинками, – в заключительной публикации. А сегодня, чтобы приоткрыть завесу таинственности, один эпизод спектакля. Самое начало. Во время спектакля фото- и видеосъёмка запрещены. Поэтому для иллюстрации я взяла фотографии с официального сайта МХТ им. А.П. Чехова. За что меня понять и простить. А сайту театра огромное спасибо!
Гуревич. Так ведь мне всё равно, какая работа — массовый сев гречихи и проса… или наоборот… Сейчас я состою в хозмагазине, в должности татарина.
Доктор. И сколько вам платят?
Гуревич. Мне платят ровно столько, сколько моя Родина сочтет нужным. А если б мне показалось мало, ну, я надулся бы, например, и Родина догнала бы меня и спросила: «Лёва, тебе этого мало? Может быть, немножко добавить?» Я бы сказал: «Всё хорошо, отвяжись, Родина, у тебя у самой ни хрена нету».
❄️И это всё, чем я хотела с вами сегодня поделиться. Но я не прощаюсь. Продолжение всенепременно последует ...