Несколько слов о первой части
Друзья, вы читаете вторую часть статьи, в которой мы пытаемся разгадать загадку прообраза мастера в романе "Мастер и Маргарита". В прошлой части кратко разобрали позицию режиссера прошлогодней экранизации романа, где мастером является сам Михаил Афанасьевич Булгаков, собственно это самый популярный, можно даже сказать классический подход к разгадке прототипа мастера. Ну а по большому счёту прошлая часть была посвящена гипотезе культуролога и писателя Аркадия Ипполитова, согласно которой за образом мастера стоит фигура русского художника Михаила Врубеля.
Теперь мы бы хотели вас познакомить с ещё одной, не менее любопытной теорией, выдвинутой философом Виктором Петровичем Троицким в книге «Разыскания о жизни и творчестве А. Ф. Лосева».
Начнём опять с головного убора
Автор гипотезы, как и Ипполитов, предлагает нам вновь обратить внимание на загадочную черную шапочку мастера. Стоит сделать оговорку и сказать, что если Ипполитов использовал шапочку как один из множества пересекающихся с биографией Врубеля атрибутов мастера (как аргумент «За»), то Троицкий предложил детально изучить только этот головной убор и через него прийти к прототипу мастера:
«Черная шапочка с головы мастера, ее происхождение и возможная символика в связи с одним – очень примечательным и пока малоизвестным веянием духовной булгаковской Москвы жизни – вот наша главная тема».
Эта шапка - неотъемлемый атрибут мастера в каждой сцене, где бы он ни появился, она всегда с ним, на что каждый раз обращает внимание автор, оттого то она и «засаленная». Демонстративное выпячивание этой единственной вещи мастера делается не просто так, ведь никакому больше "артефакту" других персонажей такой чести Булгаков не оказывает.
Сравните, например, с тростью Воланда, несмотря на её важность для раскрытия образа консультанта, она описывается автором лишь один раз, в сцене на Патриарших прудах:
«…под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя».
Голова пуделя*, являющаяся в данном случае набалдашником трости, соотносит образ Воланда с демоном из трагедии Гете "Фауст", где Мефистофель впервые предстает перед чернокнижником в образе пуделя. Давайте вспомним:
Мефистофель:
"К чему шуметь? Я здесь к услугам вашим"
Фауст:
"Так вот кто в пуделе сидел:
Схоласт, в собаке сокровенный!
Смешно!".
Конечно, голова пуделя далеко не единственное, что может намекнуть или указать на образ Мефистофеля, речь не об этом. Но мы хотим подчеркнуть, что, кроме этой первой сцены, нигде Михаил Афанасьевич об этой трости не говорил. И таких примеров мы можем привести множество, и не только с Воландом.
*Связь пуделя с Мефистофелем с течением времени стала настолько прочной, что это породило даже несколько любопытных моментов в практиках творцов разных видов искусства. Когда Тарковский снимал фильм "Сталкер", он поручил ответственному по реквизиту, для одной из сцен найти собаку, которая должна была появиться в кадре. После поручения Андрей Арсеньевич добавил, что собаку можно взяль любую, кроме пуделя, поскольку не хотел чтобы собаку ассоциировали с Мефистофелем.
Вернёмся всё-таки к черной шапочке
Что же это за головной убор? Автор теории предлагает все возможные варианты:
- Ермолка
- Тюбетейка
- Академическая шапочка
- Скуфья
Теперь проанализируем вышеперечисленные шапочки. Ермолка никогда не бывает чисто черной, равно как и тюбетейка, поэтому эти варианты нам не подходят. Можно предположить, что этой шапочкой была академическая шапочка, которая была черной и к тому же её могли носить далеко не все желающие. Однако к мастеру эта шапочка не имела никакого отношения, он был далек от научной элиты, более того был гоним. Надеть на голову мастера такой головной убор - полное противоречие. Остается последний вариант - скуфья, головной убор у православных монархов.
Мастер не больше, чем "просто" мастер
Есть и другой момент, на который важно обратить внимание. Каждый герой в романе проработан Булгаковым максимально подробно. Почти все персонажи имеют фамилии, имена, отчества. Нам позволено знать об их социальном статусе, месте работы, роде деятельности и множестве других деталей, составляющих полноценный художественный образ каждого из них. Совершенно не так вышло с мастером.
Более того, слово "мастер" - это не прозвище, не говорящее слово, ведь в таком случае его бы следовало писать с большой буквы. Даже те интерпретаторы, которые находили в букве "М", вышитой на черной шапке мастера, имена "Михаила" или "Максима", делали свои заключение, по большому счету, безосновательно, пытаясь попасть пальцем в небо.
Итак, нам не известно о мастере практически ничего, кроме того, что он ... мастер и что у него есть шапочка. Эту несоразмерность прорисовки персонажа, не в пример другим, стоит воспринимать именно как стремление Булгакова специально спрятать, скрыть мастера от всех, подчеркнуть его таинственность и загадочность. Но в то же время шапка на его голове призвана выделить его, сделать своего рода избранным. Мастер - тайно избранный? Или может быть избранно тайный? На что избранный - это, как нам кажется, понятно всем - на написание романа о Понтии Пилате. Но почему таинственный?
Здесь стоит сказать пару слов о специфике романа. По мнению автора данной теории, "Мастер и Маргарита" представляет собой некий моментный срез, некую литературную фотографию Москвы, т.е. такой какой и была (не без магии, конечно, но ведь и она вполне реалистична). Отсюда мы, вместе с Виктором Троицким, задаемся вопросом, если весь роман - это фотография, то кого же фоткал Булгаков, что на снимке мы получили нашего мастера? Был ли в Москве того времени человек, подходящий под образ гонимого писателя? И таким человеком оказывается ...
Алексей Фёдорович Лосев
Биография русского философа, писателя, антиковеда, представителя великого Серебренного века русской культуры, во многом схожа с биографией мастера. Алексей Фёдорович и его жена, Валентина Михайловна Соколова, 3 июня 1929 года тайно постриглись в монархи, и приняли имена Андроник и Афанасия. Он носил скуфью, как символ своего пострига, о котором почти никому не было известно, а головной убор воспринимался не больше как предмет одежды. Как раз мотив монашества более чем подходит к образу мастера, как человека посвятившему себя духовной жизни, написанию романа, да и ещё религиозную тему. "Символ схимы и творчества, служения и мастерства, тайного духовного подвига - вот что такое, на наш взгляд, черная шапочка безымянного булгаковского героя" - пишет Троицкий.
Алексей Фёдорович, за написание своей книги под названием "Диалектика мифа", в апреле 1930 года был арестован, и отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Конечно, трудовой лагерь - это не психбольница, в которую по роману положили мастера, однако в ранней редакции книги мастер, после освобождения, предстаёт перед Маргаритой и свитой Воланда следующим образом:
«Ватная мужская стеганая кацавейка была на нем. Солдатские штаны, грубые высокие сапоги. Весь в грязи, руки изранены, лицо заросло рыжеватой щетиной»
Без особых разъяснений ясно, что такой внешний вид уж точно не для сумасшедшего дома, а скорее для мест не столь отдалённых. Рыжеватая щетина, также может отсылать нас к описанию Лосева, т.к. последний был рыж.
В конце-концов, в том же раннем варианте романа (который назвался "Великий канцлер") финальная сцена была несколько иной по содержанию. Во время финального полёта мастер сказал: "Я никогда ничего не видел. Я провел свою жизнь заключенным. Я слеп и нищ". А теперь сопоставим с Лосевской философской повестью "Жизнь": «Я многие годы провел в заточении, гонении, удушении; и я, быть может, так и умру, никем не признанный и никому не нужный». Конечно о прямой отсылке здесь говорить не приходится, ибо повесть Алексея Фёдоровича была опубликована много позже написания романа Булгаковым, следовательно мы можем предположить, что последний при жизни много знал о биографии Лосева.
Есть версия, что, поскольку Булгаков и Лосев и не были знакомы напрямую, постольку мостом между ними была фигура Павла Сергеевича Попова, который был близким другом для Михаила Афанасьевича и товарищем Алексея Фёдоровича.
Теория Троицкого хорошо проработана. Доказательствами в ней выступают не только пересечения в биографии. Более весомыми являются философские иди Лосева, которые нашли, по мнению ученых, своё художественное воплощение в романе Булгакова. Так Алексей Федорович являлся сторонником имяславия, как одного из древнейших мистических движений православного Востока. Оно заключается в особом почитании имя Божьего, как необходимого, догматического условия религиозного учения. Лосев выработал учение об имени, с которым подробно можно ознакомиться в книге "Философия имени". Для нас интересно, что философ сичтал человеческое слово способным нести в себе частицу божественной силы. Слово - энергийно, оно действует и творит, как и в романе Михаила Булгакова:
"Слово вызывает непосредственное действие, говорит Булгаков, и скатывается голова председателя правления МАССОЛИТа, и одним-единственным словом Маргариты как снимается вечная вина Фриды, так и мастер извлекается из неволи".
Заключение
Литература - это не поле однозначности. Литература не желает и не просит, а заслуженно требует новые трактовки, новые идеи - она динамична. Поэтому хорошая книга отличается тем, что допускает множество интерпретаций, и роман "Мастер и Маргарита" являет собой как раз одну из таких книг. А на этом всё. Спасибо за внимание, дорогие друзья. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и оказалась полезной!
Будем благодарны подписке на наши соц.сети:
ВК - https://vk.com/blog_optimista
ТГК - https://t.me/telegaoptimista
Подписывайтесь на канал - дальше только интересней!
#литература #Булгаков #картины #Врубель #Искусство #МастериМаргарита #2024