И им почти удалось. Провернуть такое у всех на виду: невероятная дерзость! Да и позор ли это вообще? То, что они изобрели и придумали, чтобы провернуть такое – заслуживает уважения! Но решать вам после прочтения этой истории.
1968 год. Советская подлодка K-129 бороздит океан: ближайший берег в 2400 километрах – Гавайи. Как вдруг она пропадает с радаров...
До сих пор неизвестно наверняка, что произошло в тот день, но лодка была потеряна. На борту остались самые последние советские технологии того времени: технологии невероятной важности для любой разведки мира.
Это событие стало катализатором одной из самых невероятных миссий, что предпринимало человечество в океане. Мало кто знал об этом. Еще меньше человек верило в успех.
В этой статье рассказываю, как ЦРУ попытались выкрасть советскую подлодку. Им предстояло решить несколько сложных задач: во-первых, надо было найти К-129, а затем – поднять ее с морского дна буквально у всех на виду и не вызвать подозрений.
Но чем выше забираешься – тем больнее падать... не будем забегать вперед. Давайте по порядку.
Поиски аномалии
8 марта 1968 года. Оператор системы SOSUS, одной из самых продвинутых систем акустического наблюдения своего времени, регистрирует аномальный подводный сигнал.
Особенность системы в том, что с ее помощью можно отследить источник "шума" на огромном расстоянии: 2414 километров на северо-запад от Гавайских островов.
В следующие два месяца в этой зоне происходит странная активность: советские корабли что-то ищут... Сложив 2+2, разведка понимает, что ведутся поиски подводной лодки. И только им известно ее примерное местоположение.
Дождавшись, когда в регионе станет спокойнее, они отправляют к месту сигнала свою подлодку – USS HALIBUT (Халибут). Подлодка специально переоборудована для этой миссии: фактически ее переделали в подводный шпионский корабль, напичкав самыми продвинутыми технологиями.
Спустя 2 месяца поисков, Халибут находит нечто странное на морском дне. Они спускают небольшого "робота", если это можно так назвать – он управляется по проводам и может достичь тех глубин, которые недоступны подводной лодке. По сути это просто подводная камера.
Снимки, которые он сделал, не оставляют сомнений – это К-129. И она лежит на глубине в 5 тысяч метров. Разведка понимает, что масштабные поиски были устроены не спроста: подлодка несла на себе очень важные технологии.
Начало миссии: проект "Азориан"
В мероприятии такого масштаба должно быть задействовано огромное количество человек. Риск утечки информации огромный. И все это в 1968 году – еще совсем недавно отгремел карибский кризис! Все может кончиться плохо...
Поэтому ЦРУ отправляется к Никсону. Тот уже в курсе ситуации. Услышав их сумасшедший план, он мешкает, но все равно решает довериться разведке.
Никсон дает добро. Риск того стоит: слишком уж важная информация оказалась на дне океана. И где именно – знают только они.
Проекту дано кодовое имя "Азориан".
План в деталях
Сама по себе задача – поднять подлодку с 5000 метров на поверхность – уже достаточно сложная. Но в этом случае она осложняется еще и тем, что действовать надо будет под носом у советских патрульных кораблей.
У ЦРУ, в отличие от остальных ведомств, намного больше свободы: особенно в то время. Особенно с разрешения Никсона – руки развязаны.
Они пробуют разные идеи. Хотят даже поднять подлодку при помощи огромной клешни!
Словно в тех старых "играх-хватайках" с плюшевыми игрушками, только вместо игрушки – подводная лодка к-129. Звучит дико, но инженеры провели расчеты – может получиться. Решено действовать именно так.
Вторая проблема – нельзя вызывать подозрений. Все будет происходить в водах, которые кишат другими судами. Среди них и советские патрульные... Действовать надо будет у всех на глазах.
В ЦРУ решают задействовать корабль, который будет выглядеть, как гражданское судно. И более того – иметь легенду на случай, если вдруг кто-то спросит. Ведь неизвестно как долго ему придется стоять на одном месте.
Проблема в том, что такого корабля просто не существует: его надо построить с нуля. Как построить огромный, уникальный корабль, чтобы ни пресса, ни разведка не пронюхали его истинную миссию? Нужно прикрытие. Нужна красивая история. И для этого есть подходящий человек.
Тогда в ЦРУ обращаются к известному миллиардеру – Говарду Хьюзу. Он известен публике, как эксцентричный богатей и безумный гений, который делает, что хочет. Чего бы он ни выкинул – никто не удивится. В наше время он бы строил тоннели под городами или запускал космические корабли:)
Хьюз создает новую компанию – говорит, что теперь он хочет заняться глубоководным бурением. Мол, там полезные ископаемые и он знает, как их достать. Под этим предлогом компания (под присмотром ЦРУ) начинает постройку судна Glomar Explorer.
И даже это еще не конец легенды: компания нанимает известного голивудского актера. Тот снимается серии рекламных роликов, пытается продать проект горнодобывающим компаниям.
Параллельно с этим к делу подключаются специалисты из Локхид – та самая компания, которая разработала и построила, например, BlackBird SR-71.
Там трудились инженеры с большой буквы: одно время только за их счет и удавалось конкурировать с Советским Союзом. Они разработали и произвели ту самую клешню. Запомните этот факт: позже пригодится...
Время действовать
1974 год. Постройка судна и подготовка заняли 6 лет и обошлись в 350 миллионов долларов. Если пересчитать с инфляцией на сегодняшний день – получится 1.5 миллиарда.
С точки зрения технологий, корабль действительно вышел уникальным. Длина – 190 метров. На борту невероятных размеров лебедка. Внизу – открывающееся днище. Там спрятана "клешня", там же планируется спрятать и подлодку. Словно из фильмов о Джеймсе Бонде.
При этом со стороны судно выглядит то ли как исследовательский корабль, то ли как плавающая буровая установка.
При этом "лебедка", если можно ее так назвать, не работала с тросом – не существовало такого троса, который был бы длиной 5000 метров и смог бы поднять подлодку!
Поэтому "трос" сконструировали по типу тех же буровых: на борту было огромное количество десятиметровых стальных труб, которые соединяли друг с другом и опускали на глубину.
В открытом доступе есть дневник одного из членов экипажа. В нем есть до смешного пафосная строчка:
Миссия невыполнима? Еще чего. Слова "невыполнимо" нет в нашем словаре!
Я слышал это выражение много раз, но обычно только в кино. Удивительные люди встречаются:)
Нежданные гости
Как бы ни хотелось экипажу быстро выполнить задачу и уйти – такого варианта нет. Процесс попросту не быстрый.
Вдруг они получают информацию от разведки: советский корабль Чазма направляется в их сторону и скоро будет проходить рядом.
Так и происходит. Вот только Чазма не проходит – они останавливают ход и наблюдают... позже с советского корабля взлетает вертолет: он делает несколько низких пролетов вокруг Эксплорера.
Если их раскроют, то предсказать последствия для всего мира – невозможно. Ясно одно – ничем хорошим ни для экипажа, ни для ЦРУ этот провал точно не кончится.
Чазма выходит на связь: говорят, что они услышали противотуманный сигнал Эксплорера. Однако экипаж Эксплорера знает где и когда проходил Чазма – они попросту не могли услышать сигнал. Понятно, что Чазма что-то подозревает.
В итоге советский корабль узнает, что это "глубоководное судно по добыче полезных ископаемых" и что они будут проводить свои тесты в этом месте еще 3 недели. В итоге Чазма желает им удачи и отправляется домой: в порт на Камчатке.
Еще неделю Эксплорер спускает "клешню", пока не упирается в морское дно. Затем, после тщательной подготовки и проверки всего, что может пойти не так, клешня сжимается. И начинается подъем подводной лодки: груз весит примерно 2600 тонн.
Но на полпути происходит ровно то, что происходит в этих старых игровых автоматах: клешня разжимается и игрушка субмарина падает обратно на дно. Точнее – ее часть. Одну половину все-таки удается достать.
Миссия считается проваленной.
Это еще не конец миссии
Так думали в ЦРУ...
Получив половину К-129, они сразу же начинают планировать следующую миссию: ведь судно уже есть, а выводы из первой миссии сделаны.
Но они не успевают даже приступить... пока ЦРУ занимались планированием и подготовкой, в Лос-Анджелесе кто-то проник в офис того самого миллиардера.
Большинство его документов стали достоянием общественности: их копии отправили во все крупные газеты. 7 февраля 1975 года журналисты ЛА Таймс выпускают большую статью об Эксплорере, о миллиардере, о ЦРУ.
Они рассказали все. И вот это уже был настоящий конец проекта Азориан... Новость разлетается моментально.
Мир ждет официального заявления.
Именно тогда рождается известная фраза, которая до сих пор в ходу, когда происходит нечто подобное. Когда НАДО что-то сказать, но нельзя давать никакой информации. Звучит она так:
"We can neither confirm nor deny"
"Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть"
Простите за прямоту, но звучит это крайне тупо. Ведь над этим заявлением явно работала целая команда профессионалов...
А что бы вы сказали на их месте? Делитесь в комментариях! Я бы свалил все на Никсона: ему к тому моменту уже нечего было терять:)
Важное обращение от авторов канала
Прочитайте, пожалуйста, если вам понравилась эта статья.
Этот канал ведут инженер и юрист – Роман и Данил. И тут мы делимся с вами тем, что знаем, в чем разбираемся. Делаем это бесплатно и намерены продолжать: все наши статьи были и остаются в открытом доступе.
Однако у канала проблемы: в Дзен группа нехороших людей выгружает тысячи статей, которые пишет искуственный интеллект. Нейросеть. Там фейки, вода и в целом – бред. Конкурировать невозможно.
Честные каналы закрываются один за другим...
Но у нас появился шанс остаться на плаву!
Недавно появилась возможность поддержать наш канал рублем прямо в Дзене: вы можете стать меценатом одного из крупнейших независимых научно-популярных каналов в Дзене.
Для вас это всего 135 рублей в месяц, а отказаться можно в любой момент. Для нас – это возможность продолжить работу, развивать проект, приглашать экспертов, собирать эксклюзивную информацию и так далее.
Помогите честному каналу остаться на плаву в противостоянии с искусственным интеллектом.
Поддержать нас можно прямо в Дзене. Жмите на ссылку: https://dzen.ru/lifehackers?tab=premium
Или ищите кнопку на главной странице канала: подключить премиум-подписку!
Спасибо, что прочитали это обращение. Наш канал в любом случае останется бесплатным для всех, а поддержка – дело полностью добровольное.
Отдельное спасибо тем, кто уже поддерживает канал! Мы все еще продолжаем работу. До встречи на канале "Полтора Инженера"!