Свою картину "Свинарка и пастух" Иван Пырьев начинал снимать в мирное время и заканчивал работу над фильмов, когда немцы уже бомбили Москву.
Идея картины пришла Пырьеву на сельскохозяйственной выставке. Там он купил шкатулку, на которой был изображен пастух, играющий на свирели и девушка, пасущая поросят. Вместе с поэтом Гусевым Пырьев написал сценарий. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке вологодская свинарка Глаша знакомится с дагестанским пастухом Мусаибом. Молодые люди понравились друг другу, обещали обмениваться письмами и вновь встретиться в Москве через год. Но оказалось, обещания не так просто сдержать.
Роль Глаши Пырьев отдал своей жене Марине Ладыниной. А Мусаиба, по мнению режиссера, обязательно должен играть кавказец. Но вот на пробы пришел молодой актер Владимир Зельдин и его игра очень понравилась Пырьеву. Но, чтобы уж точно не прогадать, режиссер собрал всех женщин съемочной площадки, показал им пробы актера и дамы единогласно сошлись во мнении, что роль нужно отдать Зельдину.
А вот на роль шалопая конюха Кузьмы взяли Николая Крючкова. До этого актер играл положительные роли "своих" парней в тельняшках и гимнастерках. Но такой смене амплуа Крючков был очень доволен. Играя Кузьму он чувствовал ту свободу, которую не могли ему дать роли героев, служащих примером для всех молодых людей страны. Забегая вперед скажу, что Василию Сталину такое перевоплощение Крючкова не понравилось. По его мнению актеры должны сохранять верность своим персонажам, а за измену полюбившимся героям их нужно ссылать в Сибирь как за измену родине.
Съемки картины начались в феврале 1941 года в одной из вологодских деревень. В целом в своей роли Ладынина чувствовала себя органично, так как сама выросла в деревне. Но только свиней актриса не любила, а по сценарию ей пришлось с ними много возиться. Чтобы поросята были послушными во время съемок ветеринар вколол им наркоз. Вот только дозу не рассчитал и несколько поросят умерли прямо на руках Ладыниной. Для актрисы это было огромным шоком.
Экспедиция в Кабардино-Балкарию было завершена 22 июня 1941 года. По дороге в Москву съемочная группа узнала, что на страну напали фашисты. По приезду в столицу Пырьев ушел добровольцем на фронт, Зельдину пришла повестка, он был направлен в танковое училище. Но спустя какое-то время всех мобилизованных мужчин, занятых в съемках, вернули в Москву. Сталин посчитал, что работу над фильмом нужно продолжать. Ту солнечную, светлую, мирную Москву, которую мы видим в фильме, снимали уже под бомбёжками. Часто съемочной группе приходилось прерывать работу, спускаться в бомбоубежище или просто прекращать съемки, потому что звук писали прямо на площадке, а сирены или другие посторонние шумы сильно мешали.
Зельдин рассказывал, что "Пырьев сумел создать на площадке атмосферу, в которой каждый чувствовал, что раз нас оставили в тылу, то мы делаем нужное для страны дело." В одной из сцен актер не стал выкладываться на полную, считая, что в ней и играть то нечего. Но Пырьев считал по-другому и устроил Зельдину разнос. Актер вспоминал: " Он заставил переснимать ещё и ещё – до тех пор, пока сцена не достигнет нужного качества. Ему было нужно, чтобы люди, уставшие от войны, бомбёжек и лишений, глядя на экран, вновь почувствовали себя посреди прежней мирной жизни и поверили: всё закончится хорошо."
"Свинарка и пастух" вышел в прокат в ноябре 1941 года. На тот момент вся съемочная группа уже была эвакуирована в Казахстан. В 1942 году фильм получил Сталинскую премию. А в газете «Правда» опубликовали заметку Алексея Толстого, в которой он отмечал, что советский народ сражается за такой мир, каким он показан в картине «Свинарка и пастух». В 1944 году картина вышла в мировой прокат под названием "Они встретились в Москве".
В годы борьбы с культом личности Сталина фильм перемонтировали. Из него убрали сцены, в которых мелькала статуя Сталина на ВДНХ, а также из титров вырезали упоминание режиссера Пырьева с приставкой "Сталинский орденоносец". В итоге картина стала короче на 10 минут.
Конечно, у меня сложилось свое мнение об этом фильме, есть мне за что его покритиковать. Но я решила, что не имею никакого права это свое мнение высказывать. Собирая материал о "Свинарке и пастухе", я узнала, что эта картина в годы войны была поддержкой для многих советских граждан. После тяжелого рабочего дня люди шли в кино, чтобы отдохнуть морально и физически за просмотром "Свинарки и пастуха". Композитор картины Тихон Хренников писал жене в эвакуацию, что не раз слышал как люди на улицах столицы поют его "Песню о Москве". Эту же песню пела героиня "Молодой гвардии" Люба Шевцова, когда ее вели на казнь. Когда фильм доснимали, многие не понимали, зачем в такое время нужна эта комедия. Оказалось нужна и очень нужна. У меня самые яркие впечатления от фильма остались именно от композиции Хренникова. Вот картина веселая, жизнерадостная, легкая и в финале такие слова переписанного припева:
И когда вражьи танки помчатся
Мы пойдем с тобой воевать
Не за тем мы нашли свое счастье
Чтоб врагу его дать растоптать
Для меня было очень неожиданно услышать в музыкальной комедии такое упоминание о войне. Видимо еще и благодаря этой неожиданности момент тронул до мурашек. А ведь тогда еще никто и не подозревал какой страшной и кровавой будет эта война.