Найти в Дзене
ЛАССАРД

Как придумали лазерную очистку

История применения лазеров для очистки. С чего все начиналось? Лучше всего об этом рассказал сам «дедушка» лазерной очистки Джон Асмус в 2012 году. Публикуем отрывки из его интервью: В последние годы меня называют дедушкой лазерной очистки объектов культурного наследия. Отцом лазерной очистки мы считаем Костаса Фотакиса, директора Forth and Crete, который в 1990 году запустил большую программу лазерной обработки произведений искусства и основал серию конференций по лазерной очистке LACONA. Я завершил первую научную работу по применению лазерного излучения для обработки предметов искусства в 1972 году. Участники этих экспериментов, проведенных в Венеции и Флоренции, направили рукописи в специализированный журнал Studies in Conservation. Как ни странно, редактор отказался даже передавать рукописи на рецензирование. Навсегда запомнилась короткая фраза из письма редакции: «очистка с помощью лазеров настолько гипотетична, что ее нельзя воспринимать всерьез». Раз научное сообщество реагирова
Оглавление

История применения лазеров для очистки. С чего все начиналось?

Лучше всего об этом рассказал сам «дедушка» лазерной очистки Джон Асмус в 2012 году. Публикуем отрывки из его интервью:

Джон Фридрих Асмус –  John Fredrich Asmus (1937–2024)
Джон Фридрих Асмус – John Fredrich Asmus (1937–2024)

В последние годы меня называют дедушкой лазерной очистки объектов культурного наследия. Отцом лазерной очистки мы считаем Костаса Фотакиса, директора Forth and Crete, который в 1990 году запустил большую программу лазерной обработки произведений искусства и основал серию конференций по лазерной очистке LACONA.

Я завершил первую научную работу по применению лазерного излучения для обработки предметов искусства в 1972 году. Участники этих экспериментов, проведенных в Венеции и Флоренции, направили рукописи в специализированный журнал Studies in Conservation. Как ни странно, редактор отказался даже передавать рукописи на рецензирование. Навсегда запомнилась короткая фраза из письма редакции: «очистка с помощью лазеров настолько гипотетична, что ее нельзя воспринимать всерьез».

Раз научное сообщество реагировало таким образом, мы решили заняться другими объектами: адаптировали методы лазерной очистки для удаления краски с корпуса самолетов, а позже перешли к очистке самолетов-невидимок. Это уже задача повышенной сложности, ведь нужно удалять эпоксидную краску с эпоксидного композита, что представляет серьезную проблему с точки зрения селективности. Очищать композит намного сложнее, чем любые встречающиеся в искусстве объекты.

Постепенно у лазерной обработки произведений искусства появились сторонники. Например, Джон Карло Кальконьо, в прошлом главный скульптор-реставратор Венеции, открыл частную практику в Падуе и каждый год-два звонил мне: «Я столкнулся с этой ужасной проблемой, мы не можем добиться адекватного удаления лишнего материала с этого объекта». Тогда я брал один из наших лазеров, и мы отправлялись работать в офис Галилея, в Кремонский собор и т. п. Постепенно слухи об успешных работах распространялись.

Примерно через двадцать лет многие реставраторы и ученые заинтересовались применением лазеров для очистки объектов искусства, и тогда Костас организовал первую международную конференцию.

Первый объект, очищенный лазером

— Когда мы записывали голограммы в Венеции, чтобы сохранить объекты искусства для будущих поколений, реставратор Джулия Мусумечи спросила, нельзя ли использовать наш голографический лазер для удаления отложений с камня. Все были поражены результатами. Мы заново изобрели лазерный ластик. Отложения — сульфаты — в Венеции черные, поэтому хорошо поглощают лазерное излучение, и короткими лазерными импульсами можно было испарить внешний слой загрязнений, не нагревая камень. Это было идеально.

Венеция
Венеция

Наставник Джулии, Кеннет Хеппелл, предоставил образцы: белый камень, портлендский известняк, истрийский камень и т. д., и весь день мы демонстрировали ему возможности нашего лазера, а в конце дня Кеннет заявил: «Это самый впечатляющий прогресс в очистке камня, который я видел в своей жизни».

Мы вернулись домой в Америку, и Кеннет стал присылать нам авиапочтой камни с заброшенных лондонских кладбищ. В течение всего года после возвращения из Венеции мы очищали известняк, оолит и другие материалы, а затем отправляли их обратно Кену Хеппеллу. Затем он начал отправлять нам элементы скульптурных украшений Уэлского собора.

Уэлский собор
Уэлский собор

Они были изготовлены из оолита, который является очень плохо консолидированным известняком, и его очистка без повреждения представляет собой уникальную задачу.

Шлиф породы, состоящей из оолитов
Шлиф породы, состоящей из оолитов

Саркофаг Эрара де ла Марка

Затем нас пригласили в Королевский институт художественного наследия в Брюсселе. Рене Шнаерс поручил нам очистить саркофаг, в котором хранились останки Эрара де ла Марка. Саркофаг был поврежден во время Французской революции, и после этого за ним не ухаживали должным образом. Он был первым крупным объектом, на котором мы использовали лазер. Через месяц мы отправились в Мюнхен, и доктор Вокернаугле привез несколько железных скульптур, которые предположительно были первыми крупными железными статуями, созданными в Северной Европе, и мы очистили с них следы коррозии. Это был второй объект, лазерная очистка которого принесла реальную пользу.

Мавзолей Эрара де ла Марка
Мавзолей Эрара де ла Марка

Первый крупный проект, где лазеры сыграли большую роль, был в городе Кремона, который славится производством струнных инструментов. В Кремоне мы чистили фасад Кремонского собора, включая мраморные рельефы четырех пророков на входной двери, Исайи и других, и это было в 1989 и 1990 годах. В тот момент мы очищали много квадратных метров мраморных поверхностей со сложными деталями, и это было примерно в то время, когда Костас Фотакис занялся этой технологии и началось ее широкое использование.

Фасад Кремонского собора
Фасад Кремонского собора

Какие лазеры применялись?

— Когда мы начинали нашу работу, у вас не было особого выбора. В 1970-72 годах было два основных типа лазеров, которые генерировали мощные короткие импульсы: на неодимовом стекле и на рубине. Для записи голограмм по длине волны подходил только рубиновый: фотопластинки не обладали чувствительностью в инфракрасной области.

От рубиновых лазеров к Nd:YAG

— Начали мы с рубинового лазера, потому что мощность лазеров на неодимовом стекле ниже из-за плохой его теплопроводности.

Когда мы работали в Венеции, Lynton Corporation удалось изготовить крупные стержни Nd:YAG высокого качества. Они стали доступны в 1973, 1974 годах, и к 1975 году все перешли на неодимовые лазеры.

Конечно, в последующие десятилетия были разработаны и другие типы лазеров, стало доступным удвоение частоты в нелинейных кристаллах для преобразования инфракрасного излучения в зеленое и ближний ультрафиолет. Таким образом, набор доступных лазерных источников значительно расширился.

Эксимерный лазер с фторидом криптона и фторидом ксенона

— В свое время появился очень интересный тип лазера — эксимерный лазер с использованием фторида криптона и фторида ксенона. В 1980 году эксперименты дали многообещающие результаты. Но тогда эти лазеры были сложны в эксплуатации, а с помощью лазеров на твердотельных средах научились генерировать чрезвычайно короткие пикосекундные и фемтосекундные импульсы, которые с успехом можно было применять для очистки некоторых очень хрупких материалов.

Лазеры на красителях

— Насколько мне известно, работы по применению эксимерных лазеров для очистки не ведутся. Лазеры на красителях перестраиваются по длине волны в широком диапазоне, но не представлены широко на рынке, поэтому для лазерной очистки не применяются. Основным инструментом остаются стандартные Nd:YAG-лазеры с модуляцией добротности и генерацией гармоник.

Лазерные технологии в ЛАССАРД

Надеемся, интервью про лазерную очистку было для вас интересным. Сегодня технологии шагнули еще дальше: мобильные станции и чемоданчики для лазерной очистки на основе волоконных лазеров встречаются даже в небольших цехах.

Если вы еще не видели лазерную очистку в действии, смотрите наши ролики в Дзен и лазерную энциклопедию в ВК. А еще лучше — приходите к нам в шоурум и сами попробуйте почистить лазерным пистолетом! Кроме очистки, у нас есть серии станков для резки, сварки, маркировки, и упрочнения, а также гибридные станки 3 в 1.

Наши контакты:

📱 Сайт

👥 ВК

📺 RUTUBE

🏭 Наше производство и шоурум: ОЭЗ «Технополис Москва», 109316, Россия, Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 5, пом. 1Н

📞 Наш телефон: +7 495 120 68 86

✉️ Наша почта: sales@lassard.ru