Предыдущая часть:
Так вот, каким же образом Иммануил Кант объяснял нашу способность при познании природы применять математику и геометрию? И при чем здесь его концепция пространства и времени?
Кант исходил из двух предпосылок.
Первая предпосылка Канта
Кант, конечно, быстро понял, что все наши математические и геометрические знания мы черпаем вовсе не опыта, не из природы: математики берут все эти знания из своей головы, из своего разума.
Такие знания, которые появляются у нас до и независимо от всякого опыта, только из нашего разума, Кант называл априорными. И все наши знания в математике и геометрии носят априорный характер.
Но что, вообще говоря, описывают математика и геометрия? Природу? Нет, точно не природу. Если мы нарисуем круг, то в нем еще нет никакой материи, и он еще не обладает никакими физическими свойствами - такой круг обладает только свойствами математическими и геометрическими, и изучать эти свойства круга мы можем в отрыве от любых реальных материальных вещей, от любого эмпирического опыта и природы.
То есть геометрия, очевидно, изучает некое абстрактное, "чистое", пространство. Мыслимое пространство. И изучает фигуры в этом пространстве, различные его закономерности. И представления о таком "чистом пространстве" существуют в нашем сознании, в нашем разуме, до и независимо от всякого опыта.
А числа? Что это такое? Откуда они взялись? Очевидно, также из нашего разума. Скажем, представление о комплексных числах мы не из какого опыта и природы почерпнуть точно не могли: эти числа придумали математики из своей головы. И представления о бесконечно малых величинах мы также не из какого опыта взять не могли.
А значит, и представления о числах и величинах мы берем из представления о некоей "чистой длительности" - то есть из представления о "чистом времени".
В нашем разуме, полагал Кант, уже есть представления о "чистом пространстве" и "чистом времени", еще до всякого опыта и независимо от опыта. И изучением этого "чистого пространства" и "чистого времени" и занимаются математика и геометрия. И математикам и геометрам для этого не нужен никакой эмпирический опыт и никакие эксперименты. Все, что им для этого нужно - это листок бумаги и карандаш (или доска и кусок мела), чтобы рисовать свои числа и формулы. А все остальное они берут из своей головы, из своего сознания и разума.
Вторая предпосылка Канта
А вторая предпосылка Канта состоит в том, что все наши ощущения и восприятия возникают, формируются и существуют в нашей голове, в нашем сознании.
Возьмем, например, цветовое восприятие. Как известно из той же физики, свет - это электромагнитная волна (поток фотонов). И никаким "цветом" такие электромагнитные (световые) волны, конечно, не обладают: они отличаются друг от друга только длиной волны.
Откуда же берутся цвета? Почему мы видим окружающий нас мир цветным? Очевидно, мир вокруг "окрашивает" в различные цвета уже наше сознание. Электромагнитные волны различной длины попадают на сетчатку нашего глаза, в нашем зрачке есть специальные "колбочки", которые "окрашивают" электромагнитные волны в различные цвета, в зависимости от длины волны, и в результате в нашем сознании формируется "картинка мира", в которой все вещи вокруг уже имеют различные цвета - красный, зеленый, синий и т.д.
Иначе говоря, объективный мир, который существует вне нашего сознания и независимо от нашего сознания, не является цветным. Он даже черно-белым или серым не является - в нем вообще нет никаких цветов. В принципе.
Картинка "цветного мира", в которой все вещи имеют различные цвета, создается и формируется нами самими, нашим сознанием. И такой "цветной мир" существует только в нашем сознании.
Впрочем, не только в нашем. Биологам и физиологам удалось установить, что и некоторые животные и даже птицы и насекомые также воспринимают мир цветным: в их органах зрения также присутствуют цветные колбочки. Вот только видят они мир в других цветах и их сознание "окрашивает" предметы вокруг иначе, чем человеческое сознание.
Или возьмем, например, слуховые восприятия. Естественно, объективно, вне и без нашего сознания, никаких звуков в нашем мире не существует. В объективном мире существуют только колебания воздуха, молекул воздуха. Эти колебания воздуха передаются на мембрану нашего уха, а затем уже наше сознание и нервная система преобразуют эти механические колебания мембраны уха в звуки, в звуковые восприятия.
То есть объективно, без нашего сознания, наш мир абсолютно беззвучен. В нем нет ни единого звука, ни единого шороха. Объективно, в нем есть только колебания воздуха (и других сред - воды, металла, стекла). Звуки возникают и существуют только в нашем сознании (а также в сознании некоторых других животных, способных к звуковым восприятиям).
Но все примерно то же самое можно сказать и о других наших восприятиях и ощущениях.
Естественно, в нашем мире объективно нет никаких запахов. Запахи - это феномены сознания, и они возникают и существуют только в нашем сознании (и в сознании других животных). Объективно в воздухе просто существуют различные вещества, разного химического состава, они попадают в наш нос, на специальные рецепторы, и затем уже само наше сознание придает этим веществам какой-то запах.
И никаким вкусом вещи, конечно, объективно, также не обладают. Яблоко, слива, шоколад сами по себе, без нашего сознания, абсолютно безвкусны. Вкус у яблока, сливы или шоколада появляется и существует только в нашем сознании (и в сознании других животных).
Это мы, люди (и другие животные), делаем окружающий нас мир цветным. Предметы вокруг нас в различные цвета "окрашивает" наше сознание. Это мы, люди (и другие животные), "наполняем" окружающий нас мир звуками, запахами и вкусами. Объективно, без нас и без нашего сознания (и сознания других животных), в нашем мире нет никаких цветов, звуков, запахов и вкусов. И все это - цвета, звуки, запахи и вкусы - возникает и существует только в нашем сознании (и в сознании других животных).