Найти в Дзене

165 лет назад, 29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов, один из величайших писателей и драматургов

Писатель, прозаик, драматург, публицист, врач и общественный деятель, Чехов был еще и страстным путешественником. В 1890 году писатель отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Поездка через Сибирь и возвращение на пароходе вокруг Азии в Одессу планировались как единое путешествие на Восток. Главной целью был Сахалин. На уничижительный отзыв Суворина («что за дикая фантазия», «Сахалин никому не нужен и не интересен») Чехов резко ответил 9 марта 1890 года: «Сахалин может быть не нужным и не интересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов… Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». 21 апреля 1890 года Антон Павлович сел в Москве на поезд до Ярославля. Далее путь шёл по рекам Волге и Каме до Перми. Там он сел на поезд до Екатеринбурга. Из этого города он выехал 1 мая и 3 мая прибыл в Тюмень на поезде. 4 мая добрался до Ишима. 21 июня на пароходе Чехов

Писатель, прозаик, драматург, публицист, врач и общественный деятель, Чехов был еще и страстным путешественником.

В 1890 году писатель отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Поездка через Сибирь и возвращение на пароходе вокруг Азии в Одессу планировались как единое путешествие на Восток. Главной целью был Сахалин. На уничижительный отзыв Суворина («что за дикая фантазия», «Сахалин никому не нужен и не интересен») Чехов резко ответил 9 марта 1890 года: «Сахалин может быть не нужным и не интересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов… Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

21 апреля 1890 года Антон Павлович сел в Москве на поезд до Ярославля. Далее путь шёл по рекам Волге и Каме до Перми. Там он сел на поезд до Екатеринбурга. Из этого города он выехал 1 мая и 3 мая прибыл в Тюмень на поезде. 4 мая добрался до Ишима. 21 июня на пароходе Чехов спустился по Амуру. В устье этой реки, в городе Николаевске он был 5 июля. 10 июля писатель высадился на Сахалине.

Во время поездки Чехов отправлял родным, знакомым, издателю А.С.Суворину подробные письма, содержащие описания дорожных приключений, портреты сибиряков и своих попутчиков, а также язвительные, истинно чеховские, оценки происходящего. Чехов начинает подробно писать в Томске, поскольку «до него всё уже исписано, заезжено и неинтересно». В письме брату Алексею Чехову Антон Павлович рассказывает о своих первых впечатлениях от сибирского путешествия:

«Сибирь есть страна холодная и длинная. Еду, еду и конца не видать. Интересного и нового вижу мало, зато чувствую и переживаю много. Такие ощущения, которые в Москве и за миллион не испытаешь. Тебе бы надо в Сибирь! Попроси прокуроров, чтобы тебя сюда выслали. В общем я своею поездкой доволен и не жалею, что поехал. Тяжко ехать, но зато отдых чуден».

Настроение Чехова и тональность его писем меняются с переездом в Восточную Сибирь: несмотря на «убийственную дорогу», здесь уже пьянит «обилием зелени» весна. «От Байкала начинается сибирская поэзия», — отмечает он и, переплывая «славное море», поражается: «… сам я видел такие глубины со скалами и горами, утонувшими в бирюзе, что мороз драл по коже».

От Сретенска начиналось плавание по Шилке, а затем по Амуру. «Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии», — пишет Чехов друзьям. Тут он впервые в жизни попадает на территорию иностранного государства — Китая. В письме родным от 29 июня он пишет: «В каюте летают метеоры — это светящиеся жучки, похожие на электрические искры. Днем через Амур переплывают дикие козы. Мухи тут громадные. <…> 27-го я гулял по китайскому городу Айгуну. Мало-помалу вступаю я в фантастический мир».

11 июля пароход «Байкал» пересек Татарский пролив и к вечеру подошел к Александровскому посту на Сахалине. «Когда в девятом часу бросали якорь, на берегу в пяти местах большими кострами горела сахалинская тайга, — вспоминал Чехов. — Страшная картина, грубо скроенная из потемок, силуэтов гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою».

Антон Павлович сразу принялся за работу. «Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано <…>, — писал он Суворину ровно через два месяца. — Я имел терпение сделать перепись всего сахалинского населения». Чехов не раз отмечал, что «видел все» на Сахалине, кроме смертной казни, и подчеркивал: «Сделано мною немало. Хватило бы на три диссертации».

Впечатления от сибирских дорог, людей, встреч легли в основу его дневниковых записок «Из Сибири», а итогом трехмесячного пребывания на Сахалине стала книга «Остров Сахалин» — пронзительное описание жизни и быта ссыльнокаторжных, тюремщиков, вольных поселенцев и местного населения.

-2

В издательстве «Паулсен» вышла книга «Из Сибири. Остров Сахалин». В настоящее издание включены эти письма, а также иллюстрации: гравюры из двухтомного труда «Сибирь и каторга» Дж. Кенона, который путешествовал по России в 1895–1896 гг., и фотографии заведующего телеграфной станцией в сахалинском поселке Дуэ И. И. Павловского, переданные им Чехову вместе со своим «Путевым дневником» в 1890 г.

Книгу можно купить на сайте издательства, Ozon и WB.