Произведение наградили Премией «Хьюго» как «Лучший роман» и номинировали на Премию «Небьюла». После публикации «Князя Света» Роджера Желязны назвали основателем мифологической фантастики. С чем это связано, и так ли хороша книга, рассказываю ниже.
О чём книга
Роджер Желязны раскрывает историю через символы, намёки, отсылки — это усложняет восприятие, но освобождает воображение для интерпретации. Я не читал аннотацию, поэтому упустил контекст книги и воспринял всё иначе — необычная особенность романа. Если хотите также нырнуть в неизвестность и самостоятельно найти Калачакру, то пропустите следующий абзац.
Автор описал один из путей человечества. Земля погибла. Тысячи выживших пассажиров летят на борту корабля в медикаментозном сне. В это время члены экипажа, чтобы преодолеть многолетний путь, с помощью современных технологий переселяют свой разум в клонированные тела. Постепенно экипаж приобретает божественные способности и становится богами на новой планете, а пассажиры корабля — жителями средневекового общества. За модель религиозного подчинения взяли индуизм — так в новом мире появились плотские Вишну, Брахма, Шива, Яма, Кали и другие «божества». Но появляется некто Сэм, он же Князь Света, он же Будда, который рискнул бросить вызов богам и деспотичному режиму.
На страницах романа Желязны с эпическим размахом рассуждает, почему между развитием и погружением в плотские удовольствия большинство выбирает последнее, достоин ли человек равнять себя с богом, и куда приведут человечество новые технологии.
Пару слов о книге
1. Сюжет
Это было сложно путешествие…
Роджер Желязны совместил древнюю легенду и современность, обоснованную фантастику и чистую магию, сюрреалистические сны и злободневные проблемы. Иногда думал, что читаю ретеллинг священных писаний — настолько сильна авторская стилизация.
Сюжет книги построен на своеобразной трактовке индуизма и буддизма: их переплетении и конфликте. Желательно разбираться в индуистском пантеоне и особенностях культуры Индии, чтобы глубже понять роман.
Структура сюжета тоже сложная, но интересная: первая глава написана в настоящем времени и подводит к завязке; последующие — воспоминания главного героя о зарождении борьбы против богов; финальная глава продолжает начало книги и завершает историю. Изначально Роджер Желязны написал четыре концовки, которые пожалел выбрасывать и адаптировал все.
С флешбэками будьте начеку — легко потерять нить повествования и запутаться в хронологии событий. При этом каждая глава в некоторой степени независима от своих собратьев. Так что можно перечитывать любимые части романа, как самостоятельные рассказы.
«Бог — одна из древнейших профессий в мире».
2. Слог
В книге красноречивый художественный стиль: сложные обороты, пафосные речи, яркие костюмы и декорации, свойственные барокко. Фольклорно-легендарные образы дополняет шикарное издание Fanzon с красочными иллюстрациями.
Смутили длинные, сложные имена и отсутствие в битвах мелких деталей, которые типичны для современной литературы. Но последнего много в «Порождения Света и Тьмы». Одна из битв — чуть ли не самая эпичная среди всех, о которых читал.
«Каждый человек несёт в себе и тёмное и светлое. Во многих отношениях разделён человек на части, слит из крайностей. Интеллект его часто воюет с эмоциями, воля — с желаниями... идеалы его не в ладах с окружающей действительностью. Чтобы он ни делал, всё для него и находка и утрата; и прибыль и убыль. Всегда оплакивает он ушедшее и боится того, что таит в себе новое».
Для меня книга осталась не в полной мере разгаданной. Чувствую, что многое упустил и надо перечитать. А вы читали «Князь Света»? Как вам?
🔗 Больше статей о книгах читайте в Телеграм-канале ➝