Не залюбоваться этим зданием на Большой Покровской – главной улице Нижнего Новгорода – сложно. И горожане, и туристы хоть на несколько минут да останавливаются перед ним: первые – чтобы в очередной раз восхититься, вторые – чтобы подивиться на самый красивый и самый старый театр города. Нижегородский академический театр драмы носит имя своего великого земляка Максима Горького и играет сейчас свой 227-й сезон.
Текст: Ольга Севрюгина, фото: Александр Бурый
Любоваться и правда есть чем. Архитектура здания эклектична: в ней сочетаются черты классицизма, итальянского Возрождения и французского барокко. Первый этаж украшают бриллиантовый руст (кладка из каменных квадратов, оттесанных в форме четырехгранных пирамид, образующих на фасаде игру светотени) и ряд симметричных арок-порталов. На втором этаже взгляд притягивает лоджия с пятью арочными проемами, колоннами и изящными светильниками.
Интерьеры театра не менее красивы. Просторные фойе, широкие лестницы, богатая лепнина. Расписной потолок зала дополняет огромная хрустальная люстра почтенного возраста. Ей уже 120 лет. Раз в год, перед началом очередного сезона, ее опускают до самого пола и перемывают каждую подвеску, чтобы она встречала зрителей во всем своем великолепии. Это «купание» люстры – главный символ начала нового театрального сезона.
В нижегородском театре, как и во всех построенных до революции, действовало деление мест по сословиям. Для «высочайших особ» существовали литерные ложи возле сцены – сегодня это ложи А и Б. По две изолированные от остальных зрителей ложи было в бенуаре и бельэтаже, они имели отдельный вход, аванложу и уборную. Для господ отводились партер, бенуар и бельэтаж с входом у главного фасада. А остальная публика занимала места на галерке.
Ложи и балкон по-прежнему украшают зал. И купить места в них может любой зритель. Правда, обычно такие билеты расхватывают в день начала продаж, поэтому перед самим спектаклем вероятность «перехватить хоть какой-то билетик» стремится к нулю.
Однако такой популярностью, как сегодня, театр мог похвастаться не всегда. Его история знала взлеты и падения, но благодаря всем, кто посвятил театру свою жизнь, он с честью выходил из всех неурядиц.
НАЧАЛО ПУТИ
История нижегородского театра началась задолго до строительства нынешнего здания, фотография которого украшает сегодня все рекламные проспекты города. Своим возникновением театр драмы обязан князю Николаю Григорьевичу Шаховскому. В 1798 году он перебрался из Санкт-Петербурга на постоянное место жительства в Нижний Новгород. И его крепостные актеры, привезенные из имения князя в Ардатовском уезде, стали первой театральной труппой города.
Николай Григорьевич велел перестроить под театр один из своих домов на углу Большой и Малой Печёрских улиц. В нем устроили сцену и зал на 27 лож и 50 кресел, партер на 100 человек и верхнюю галерею, которая вмещала 200 зрительских мест. Однако современникам такой театр не глянулся. «Это было мрачное неуклюжее строение, с запахом лампового масла, с толстыми, без всяких затей, выбеленными бревнами, связывавшими стойлообразные ложи, поддерживавшими крышу, с почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкой за кулисы, – писал знаменитый нижегородский писатель и земский деятель Александр Гациский. – По обеим сторонам занавеса имелись две огромные и засаленные дыры, в которых во время антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, даже иногда с носом, сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения, виднелась кудрявая голова рабочего, имевшего обязанность поднимать передний занавес и патриархально высовывавшего иногда из-за косяка с лирами эту кудрявую голову». И если уж деликатный писатель описывал здание таким образом, то на деле явно все было еще хуже.
Но ни владельца театра, ни актеров, ни зрителей это, кажется, не пугало. 7 февраля 1798 года в театре состоялся первый спектакль – комедия Дениса Фонвизина «Выбор гувернера». С этой даты и ведет свою историю сегодняшний театр. На его подмостках играли около 100 крепостных крестьян, а репертуар не отличался от столичного: в нижегородском театре тоже ставили балеты, оперы, водевили и трагедии.
Однако после смерти Николая Шаховского в 1824 году для театра настала черная полоса. Наследники князя не интересовались театральным искусством. В 1827-м антрепренеры перестали оплачивать аренду здания, и тогда два нижегородских театрала – бывший чиновник Иван Распутин и купец первой гильдии Михаил Климов – приобрели его за 100 тысяч рублей. Причем вместе с декорациями и труппой. Театр обрел новое дыхание, а актеры даже стали выезжать на гастроли. Но в 1853 году случилась трагедия: пожар уничтожил театр. И тогда городские власти задумались о строительстве нового здания.
Сначала хотели построить его на Верхне-Волжской набережной. Но император Николай I, который, можно сказать, облагодетельствовал Нижний Новгород, практически став его архитектором и собственноручно расчертив основные магистрали, отвел место для театра на Большой Покровской улице. Правда, реализовать проект не удалось по банальной причине: у города не было средств. Тогда положение спас знаменитый нижегородский меценат – купец Петр Егорович Бугров. Новый театр появился на Благовещенской площади (ныне – площадь Минина и Пожарского). Изначально Бугров планировал использовать дом в качестве доходного, но нижегородский губернатор, князь Михаил Урусов, попросил купца сдать здание под театр. Увы, доход театр не приносил, и сын Бугрова его закрыл. В 1862 году здание было выкуплено губернским предводителем Алексеем Турчаниновым, а после его смерти в 1863 году снова сдано под театр. Но Николай Бугров, внук Петра Бугрова, человек очень набожный, не хотел, чтобы в унаследованном им доме на Благовещенской площади работал театр. И совместно с городской думой выделил деньги на постройку нового здания.
17 июля 1894 года на Большой Покровской улице состоялся торжественный молебен, после чего в фундамент будущего здания театра был заложен первый камень. Строительство должно было завершиться к открытию в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Проект здания разработал главный архитектор Императорских театров Виктор Шрётер, а руководил строительством молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский. Такой красоты, что получилась в итоге, не ожидал никто. «Я был в восторге от нового здания! Все в нем радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре», – писал руководитель театра Николай Собольщиков-Самарин.
Новый театр открылся в день коронации императора Николая II – 26 мая 1896 года (14 мая по старому стилю). В честь этого события он и получил свое название – «Николаевский Нижегородский драматический театр». В день открытия в театре была представлена опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», партию Ивана Сусанина блистательно исполнил молодой Федор Шаляпин. На премьере присутствовали высокие гости: Максим Горький, Владимир Короленко, Петр Боборыкин, Александр Маковский, Константин Коровин, Александр Попов. Но особенно торжественный спектакль состоялся в июне того же года. Тогда на представлении присутствовали император Николай II и его супруга Александра Федоровна, прибывшие в Нижний Новгород в связи с открытием очередной Всероссийской выставки.
А 1 сентября сезон в новом здании театр открыл драмой Александра Сумбатова-Южина «Листья шелестят».
Под умелым руководством Николая Собольщикова-Самарина, бюст которого стоит сегодня в главном фойе, нижегородский театр снискал себе славу. Попасть в его труппу стремились многие знаменитые актеры. Собольщиков-Самарин создал «Товарищество артистов на паях», набрав замечательную труппу.
Приезжали в театр и гастролеры. Его сцена помнит таких великих артистов, как Вера Комиссаржевская, Мария Ермолова, Михаил Щепкин, Константин Станиславский. Здесь же раскрылись дарования Любови Никулиной-Косицкой, которая позже стала актрисой Малого театра Москвы, и Полины Стрепетовой – в будущем примы петербургского Александринского театра.
Собольщиков-Самарин ставил разнообразные спектакли – от русской и зарубежной классики до пьес на темы революции и событий первых лет советской власти. На сцене нижегородского театра были сыграны почти все пьесы Антона Чехова и 15 пьес Александра Островского. Но наибольшим успехом у зрителей пользовались постановки по произведениям Максима Горького.
НОВОЕ ВРЕМЯ
После революции 1917 года у театра возникли сложности с репертуаром. И тут его спасло творчество Горького. Спектакли «Васса Железнова» и «Мещане» были любимыми у публики. В то же время в репертуар театра вошли произведения Владимира Маяковского, чеховские «Чайка» и «Вишневый сад», а также трагедии Вильяма Шекспира. В конце 1930-х годов театр возглавил Ефим Брилль, а перед войной – Владимир Масс. И театр вновь и вновь завоевывал симпатии теперь уже горьковской публики, которая всегда предпочитала классику.
В день начала войны театр гастролировал в Москве. 22 июня в полдень начался дневной спектакль – «Зимняя сказка» Шекспира. И тут же прозвучало сообщение Молотова о нападении нацистской Германии на СССР. После антракта зал опустел, вечерний спектакль отменили, а труппа вернулась в Горький. Многие актеры ушли на фронт, а те, что остались, делали все, чтобы поднять дух зрителей.
Первый военный сезон театр встретил премьерами: «Приказ по фронту» Георгия Мдивани, «Козьма Минин» Валентина Костылёва, «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьева. Актеры работали без выходных, выступая в госпиталях и воинских частях по всей области. Вернулись в репертуар и пьесы Горького. В 1942-м театр возглавил Николай Покровский, одним из лучших спектаклей которого стали «Варвары». В 1943 году режиссер Всеволод Лермин поставил «Врагов», а вскоре театру было присвоено имя Максима Горького. Спустя несколько дней после Победы состоялась премьера пьесы Алексея Толстого «Иван Грозный».
В послевоенное время театр сделал ставку на русскую классику. В репертуаре прочно обосновались спектакли по Тургеневу, Островскому, Чехову. Кроме того, Николай Покровский решил ежегодно ставить по пьесе Горького. В итоге на сцене были не раз сыграны все пьесы писателя. И в 1958 году в Нижегородском академическом театре драмы состоялся I Всероссийский театральный фестиваль имени Максима Горького – один из первых театральных фестивалей в истории отечественного сценического искусства.
В 1968-м театру было присвоено звание «академический», а его постановки не раз удостаивались престижных премий. Театр развивался, принимал гостей, ездил на гастроли, растил новых актеров и рос сам.
В 1980 году началась масштабная реставрация театра. Два года труппа скиталась по разным площадкам, но оно того стоило. Театр сильно преобразился, увеличился почти на треть, и сейчас только самые преданные поклонники могут найти ту границу, где заканчивается историческое здание и начинается новое. Реставраторы постарались на славу, при этом не нарушили замысел архитектора. В итоге после ремонта у театра появились пошивочный цех, большой репетиционный зал, расширились мастерские, актеры получили дополнительные гримерки и актерский буфет. Построили и огромный декораторский цех, в котором и сегодня можно увидеть фрагмент изначальной театральной стены.
В 1990-е годы театр выживал с трудом. Актерам приходилось искать подработки, играть перед пустым залом, но театр выстоял и сохранил труппу. И новое столетие вознаградило тех, кто остался верен родным пенатам. С 2004 по 2012 год художественным руководителем театра был народный артист России Георгий Демуров, который пришел в драму молодым актером в 1965-м, а директором стал Борис Кайнов. Он пришел на работу в театр в 1982 году, еще студентом Горьковского театрального училища, и за эти годы с главного администратора дорос до директора театра, который знает о нем все. Теперь он – заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Николая Собольщикова-Самарина и премии Нижнего Новгорода.
Под руководством этого творческого тандема театр вернул зрителей, привлек к работе лучших режиссеров страны и собрал богатый урожай наград за блестящие постановки.
ЛИЦА ТЕАТРА
Сцена нижегородского театра видела величайших актеров современности. Здесь неоднократно гастролировали МХАТ, Вахтанговский театр, Мастерская Петра Фоменко, Театр Романа Виктюка и другие прославленные коллективы. Но и сам театр дал стране знаменитых актеров. С его сцены начался звездный путь Владимира Самойлова, Вацлава Дворжецкого, Николая Волошина, Людмилы Хитяевой, которая и сегодня, приезжая в Нижний, всегда приходит в родной театр.
Многие прекрасные актеры того времени не изменили родной сцене и работали на ней всю жизнь. В честь Владимира Вихрова, много лет бывшего директором театра, сегодня назван нижегородский Дом актера. Золотыми буквами в книгу памяти театра вписаны имена Раисы Вашуриной, Эры Сусловой, Лилии Дроздовой, Николая Хлибко, Александра Белокринкина, Александра Алашеева. А ушедший из жизни несколько лет назад Святослав Ушаков стал настоящей легендой театра. Он был последним из могикан, заставшим еще Собольщикова-Самарина, по совету которого и поступил учиться в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. На сцене родного театра драмы он сыграл более 220 ролей и даже в 94 года выходил на сцену в спектакле «Нахлебник». До последнего дня своей жизни он посещал все премьеры.
Сейчас в труппе театра почти 50 человек, в их числе три народных артиста России. Одна из них – Маргарита Алашеева. В 2022 году актриса стала обладателем высшей театральной награды страны – «Золотой маски», которую она получила «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Вся ее творческая биография связана с Нижегородским театром драмы, где она сначала была студенткой театральной студии, а с 1960 года – актрисой. «Я застала золотой век нашего театра, удивительных талантливых актеров-легенд. Антонину Самарину, Вацлава Дворжецкого, который всегда мог дать совет, причем указать на ошибки очень тактично и корректно. Владимира Самойлова, которого в театре любили все без исключения. Все женщины перед ним трепетали! Эра Суслова, Лилия Дроздова, Галина Демина... Это невероятные фигуры, с которыми мне посчастливилось работать. Особенно поражал меня Николай Волошин – замечательный актер, красавец, он великолепно умел гримироваться, отлично рисовал. Сегодня таких артистов нет. Почему – не знаю. Время изменилось… Изменилось во всем. Теперь уже не спрашивают лишний билетик на спектакль как раньше, от трамвайной остановки», – вспоминает актриса.
Также в числе народных артистов Валерий Никитин, великолепно справившийся с ролью патриарха Гермогена в одной из премьер – спектакле «Смута», и Анатолий Фирстов, сыгравший за сорок лет службы в театре около 70 ролей. Сегодня он занят почти в 17 спектаклях, и многие зрители называют его лучшим актером города.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Сегодня Нижегородский театр драмы выпускает по пять-шесть новых спектаклей в год и считается одним из ведущих в стране. Это звание он регулярно подтверждает победами на самых престижных театральных фестивалях страны. Завоеванные призы составили большую экспозицию в верхнем фойе театра. Там же обычно проходят тематические выставки: с костюмами и образами из спектаклей, с эскизами театральных художников, архивными фотографиями или посвященные истории фестиваля имени Максима Горького. Здесь также проводят тематические конференции и встречи клуба «Театральный перекресток», который объединяет профессионалов и любителей. Его участники обсуждают постановки, делятся впечатлениями, а в награду получают возможность попасть на экскурсию в костюмерную, пошивочный или цех бутафории.
В 2018 году в театре провели строительные работы по обновлению фасада. Это была первая масштабная реставрация с 1980-х. После нее делали косметические ремонты, но это решало проблему только на время. Теперь театр принимает гостей во всем своем великолепии. Его гостями становятся самые известные театральные коллективы страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Сам театр часто выезжает на гастроли, знакомя зрителей разных городов со своим творчеством. «В этом сезоне мы неделю гастролировали в Санкт-Петербурге, возили в «Балтийский дом» шесть спектаклей. Показали спектакль «Дни Турбиных» на фестивале «Старейшие театры России в Калуге», а в Самаре – спектакль «Господа Головлевы» на V Всероссийском театральном фестивале «Русская классика. Страницы прозы», – рассказывает директор театра Борис Кайнов. Наверное, в Нижнем Новгороде нет человека, который с такой любовью говорит о театре.
В чем заключается секрет успеха нижегородского театра? Наверное, в том, что он не изменяет принципам, заложенным его корифеями. «Мы остаемся верны русскому психологическому театру. Приглашаем режиссеров, которые близки нам по «группе крови», которые блюдут законы русского театра. Нашему театру близок тот режиссер, который не станет переворачивать драматургию с ног на голову, не будет вставлять текст, которого не было, и будет уважительно относиться к актерам и авторам – Чехову, Островскому, Булгакову. Многие уже забыли, что такое русский психологический репертуарный театр. А мы стараемся сохранить именно тот театр, который нам достался в наследство от наших предков, – говорит Борис Кайнов. – Недавно у нас появился новый режиссер, педагог Щукинского училища Наталья Ковалева. Она поставила нашу недавнюю премьеру – спектакль «Живой», и с ней мы готовы продолжить сотрудничество. Мы планируем продолжить работу с Анатолием Праудиным, ведем переговоры с Геннадием Тростянецким, Геннадием Шапошниковым, Валерием Саркисовым. Все они ставят очень хорошие спектакли, которые побеждают на фестивалях и вызывают интерес зрителей».
Особая гордость театра – возрожденный фестиваль имени Максима Горького, тот самый, что появился в 1958 году, к 90-летию со дня рождения писателя. Сначала он проводился по юбилейным датам, а затем совсем угас. Но несколько лет назад руководство театра решило вернуть его из небытия, и сегодня он стал одним из главных театральных событий Нижнего Новгорода. На фестиваль приезжают театры из разных стран. Где еще в России можно увидеть, например, «На дне» в постановке корейского театра «Мулькёль»? Теперь фестиваль проводится раз в два года. Следующий, двенадцатый по счету, соберет гостей осенью 2025-го.
Еще одна характерная черта театра – ежегодное пополнение труппы молодыми актерами. И это не только выпускники Нижегородского театрального училища, но и те, кто окончил ведущие театральные вузы страны. «Молодежь, которая вливается в наш коллектив, тут же получает роли, вплоть до главных. Мы с удовольствием идем навстречу людям, которые хорошо зарекомендовали себя в профессии», – говорит директор театра.
Секретами профессии с молодыми коллегами делятся опытные наставники. Среди них – ведущий актер театра, заслуженный артист России Сергей Блохин. Он всегда готов помочь молодым и передать им нижегородскую школу мастерства. Разноплановости этого артиста остается только удивляться. Утром он может играть Людоеда в «Коте в сапогах», а вечером превращаться в Лопахина, Кречинского, Сатина, Макбета, Козьму Минина, графа Палена или Столыпина. А в недавней премьере театра – спектакле «Живой», поставленном по пьесе Льва Толстого «Живой труп», – Сергей Блохин сыграл Льва Толстого. «Работа над этой ролью шла мучительно. Мы перечитали огромное количество дневников, писем, книг о Толстом. Конечно же, для меня, как для актера, это был какой-то новый шаг. Мне было очень интересно и любопытно это сделать, – поделился Сергей Блохин. – Я не раз играл исторических персонажей, но фигуры такого масштаба у меня еще не было. Это очень интересная, тяжелая работа. Я не могу сказать, что сейчас полностью удовлетворен тем, что получилось. Думаю, мы еще будем работать над этим спектаклем. К этой моей роли будут по-разному относиться. И уже относятся – я слышал и плохие, и хвалебные отзывы. Но это тоже хорошо!»
Действительно, уже месяц после премьеры зрители обсуждают спектакль в социальных сетях. А это доказывает, что он стал настоящим театральным событием Нижнего Новгорода.
Кстати, еще одна особенность нижегородского театра в том, что на Новый год он вот уже несколько лет подряд не ставит елок и новогодних спектаклей. Несмотря на это, зрители все новогодние каникулы, даже 30 декабря и 2 января, приходят на репертуарные спектакли, чтобы встретиться с любимыми героями и поздравить с праздником любимых артистов.
У театра множество планов и на весну, и на новый театральный сезон, но его сотрудники хранят не только культурные традиции, но и традиционные суеверия. Поэтому планы на будущее не раскрывают. Но обещают, что будет много интересного.