Сегодня - день рождения Антона Павловича Чехова, родившегося 165 лет назад. Отличный повод поговорить сегодня о нем со школьниками на продленке и прочесть хотя бы один рассказ.
Выбор невелик и всем очевиден. Читала рассказ "Мальчики".
Махонькая книжечка сохранилась со времен моего дошкольного детства. Книжечек с произведениями русских классиков для детей было двенадцать в коробке, имитировавшей книгу. Открываешь обложку, а там маленькие книжечки. Я ими и играла, давая "читать" куклам, и читала сама, и очень долго они были в ходу уже в школе, а потом порастерялись...
Вот еще фото для сравнения размера с книгой обычного формата.
Поскольку книжка мелковата для показа ее аудитории, то сделала презентацию.
- Красавчик! - сказали мальчишки, увидев на экране портрет писателя ))
Немножко рассказала им о детстве Чехова,
нажимая на то, что ему с братьями приходилось помогать отцу в лавке, учить уроки там же, а ведь в гимназиях задавали очень много и спрашивали строго.
И что в старших классах, когда отец разорился, продал дом и лавку и вся семья уехала в Москву, Антон сам зарабатывал себе на жизнь, давая частные уроки.
Конечно о том, что стал доктором, а коротенькие рассказы и юморески писал еще в гимназические журналы.
И перешли к чтению рассказа.
Я немножко писала о нем здесь, анализируя ситуацию с детским школьным чтением тех лет.
Анализируя, это громко сказано, ну пусть будет - пытаясь ознакомиться с ситуацией и прояснить для себя нюансы. Процитирую:
Это сейчас, перечитывая рассказ с багажом жизненного опыта за плечами, я понимаю как же он замечателен и точен в мелочах, как гениален в описаниях деталей психологических портретов, обстановки, атмосферы семейной обыденности. Какой язык! Он ведь совсем не для детей, он взрослым описывает и показывает чем живут и о чем мечтают их дети, что смущает и тревожит их юные души и умы. Я сейчас его часто перечитываю. В детстве он казался мне бессюжетным, "совершенно ни о чем", а сейчас снова и снова восхищаюсь!
Так вот, поскольку рассказа теперь нет в учебниках (я живу в Казахстане), я подумала, что стоит рассказать детям о том, что они не смогут увидеть за прочитанными строчками, не зная исторических обстоятельств. И я рассказываю, что далеко не в каждом маленьком городе были гимназии, и дети учились, приезжая домой только на каникулы. Чтоб понятной стала семейная кутерьма при встрече Володи и его товарища. Рассказываю о гимназической форме, о строгих дисциплинарных правилах гимназий.
О том, что тогда читали мальчики. Откуда в речах Чечевицына взялся чудовищный коктейль из индейцев, пиратов, разбойников, львов, тигров, бизонов, мустангов, золота, красавиц и слоновой кости. И современные мальчишки, ровесники героев, считавших, что в Америке, как в Греции, есть все, перебирают книги - толстые с мелким шрифтом, но пусть хотя бы подержат их в руках и посмотрят на обложки. Пусть сопоставят свои читательские "мускулы" с читательским азартом мальчишек, живших больше ста лет назад. И понятно, что Чечевицыну есть чем гордиться не только перед провинциальными девочками, сестрами Володи, но и перед будущими потомками )
И с большим интересом ребята читают названия книг на экране, отыскивая их среди разложенных перед ними на столе и радостно вскрикивают, обнаруживая Калифорнию или Майн-Рида, о котором только что говорил Чечевицын.
А я сообщаю, что Майн Рида страшно не любили учителя, считали его ужасно вредным для неокрепших детских умов и страстно желали его запретить! Чтобы мальчишки не сбегали из дома, гонимые жаждой приключений, которых не останавливала угроза снижения отметки по поведению и даже вероятность исключения из гимназии.
И в заключение читаю им стихи Марии Моравской из сборника "Апельсинные корки" на ту же самую тему - побег из дома за приключениями.
Мы не говорили сегодня о большой книге, одной из главных книг моего детства, герой которой на всю жизнь запомнил строки из письма полярного исследователя, капитана: "Привет от твоего Монтигомо Ястребиный Коготь, как ты когда-то меня называла..."
Как хочется надеяться, что когда-нибудь мальчики откроют эту книгу и вспомнят знакомое имя. Шансов практически нет, но надеяться все равно хочется.
Может, хоть Майн Рида когда-нибудь в руки возьмут...
Читают ли сейчас дети хотя бы "Всадника без головы"? Жюля Верна точно знаю что читают.