Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Конфликты: почему случаются? (некоторые ошибки в коммуникации)

'Ты хочешь, чтобы я заболел!' Обиженно и гневно говорит сидящий за столом сын, пока я рядом пеку на завтрак блинчики.

Доли секунды уходят на то, чтобы я слова, их эмоциональный окрас, степень громкости, мимику, позу со скрещенными на груди руками восприняла как обвинение в свой адрес.

'Да как ты мог такое подумать? Разве я могу хотеть, чтобы моя крошка заболела?' Начинаю оправдываться я и изо рта начинают сыпаться минусы, связанные с любой болезнью как попытка доказать, что никому совершенно это не выгодно.

Моя оправдательно-успокоительная тирада приводит ребенка в еще большее бешенство, он срывается с места и убегает.

'Хьюстон, у нас проблема' - думаю про себя я и делаю вторую попытку уладить ситуацию.

Что не так с нашим диалогом? Можно ли было избежать конфликта?

Описанная ситуация - довольно типичный пример конфликтов из-за ошибок в коммуникации. Каких? Давайте искать.

Ошибки ПОЛУЧАТЕЛЯ сообщения (мои):
1. сделать выводы о посыле сообщения и не уточнить, правильно ли я все поняла (а ведь мы можем ошибаться в своих выводах, лучше перепроверить)
Не учесть возрастные особенности мышления (5 лет) и то, что я ЗНАЮ об этом мелком - сейчас он просто мастер драмы, катастрофы на ровном месте и оценок в стиле 'Да вы НИКОГДА! Да вот так ВСЕГДА!'
2. читаю в посыле 'нападение' - автоматическое желание защититься.

А как можно по-другому?
1. 'Почему ты решил, что я хочу, чтобы ты заболел?' - могла
уточнить я (со второй попытки так и сделала). Это бы привело к диалогу и прояснению, чего реально человек хотел.
2. Ты так думаешь? А что я сейчас могу сделать, как помочь? (Чего от вас сейчас хотят - извинений, обьяснений, компенсаций? Уточните, чтобы дать, при желании, то, что нужно, а не то, что вам КАЖЕТСЯ сейчас нужно).

Ошибки ОТПРАВИТЕЛЯ сообщения:
1. Произнести в слух лишь свои выводы и оценки, не обозначив проблему.

В ЧЕМ БЫЛА СУТЬ?

Человеку дуло из окна. Я открыла это окно.

Да, логическую цепочку (хоть и ошибочную!) мыслей, по которой я получила обвинения от пятилетки, проследить можно. В слух отправитель сообщения высказал только самый конец этой цепочки. Ошибочной.

Но как можно было:
1. Сразу начать с озвучивания своего СОСТОЯНИЯ и ЖЕЛАНИЯ: "Мне холодно/дует. Закрой окно".

Свою работу над ошибками я сделала, к пятилетке в данной ситуации вопросов нет.

Остается вопрос: вы, взрослые, не совершаете ли подобных ошибок по ту или иную сторону коммуникации?

Автор: Ольга Павловская
Психолог, РЭПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru