Найти в Дзене

"Бить будете, папаша?": как высочайшее достижение стало тяжелейшим испытанием

Самое грандиозное научное открытие профессора Преображенского, которое прочило ему всемирную славу – превращение собаки в человека путем пересадки гипофиза – вместо ожидаемого счастья принесло самое тяжелое в его жизни испытание, которое поставило профессора перед выбором: или собственная жизнь или существование творения. Эксперимент профессора Преображенского показал, что человеческий гипофиз хранит больше, чем просто общие качества вида приматов - Homo sapiens – человек разумный. В этом отделе мозга хранится информация о конкретной человеческой личности, в данном случае – той личности, которой он раньше принадлежал - Клима Чугункина. Вместе с частью мозга к Шарику переходят все навыки и качества этого человека в том возрасте, в котором пересажен гипофиз. Сразу же после превращения он уже умеет играть на балалайке и получает тот же уровень социальной ответственности, которым обладал донор – пьяница, уголовник и вор, убитый в пьяной драке. Существование с ним под одной крышей становитс
Оглавление

Самое грандиозное научное открытие профессора Преображенского, которое прочило ему всемирную славу – превращение собаки в человека путем пересадки гипофиза – вместо ожидаемого счастья принесло самое тяжелое в его жизни испытание, которое поставило профессора перед выбором: или собственная жизнь или существование творения.

Пес Шарик превратился не просто в человека, а в конкретного Клима Чугункина

Эксперимент профессора Преображенского показал, что человеческий гипофиз хранит больше, чем просто общие качества вида приматов - Homo sapiens – человек разумный. В этом отделе мозга хранится информация о конкретной человеческой личности, в данном случае – той личности, которой он раньше принадлежал - Клима Чугункина.

-2

Вместе с частью мозга к Шарику переходят все навыки и качества этого человека в том возрасте, в котором пересажен гипофиз. Сразу же после превращения он уже умеет играть на балалайке и получает тот же уровень социальной ответственности, которым обладал донор – пьяница, уголовник и вор, убитый в пьяной драке.

Существование с ним под одной крышей становится страшным испытанием, которое ставит под угрозу жизнь не только профессора, но и всех тех людей, которые ему дороги.

Профессор и его помощник доктор Борменталь отчаянно стараются социализировать получившееся существо, но приходят к выводу, что сделать это невозможно. Самой природой определен уровень, на котором он находится и выше не поднимется никогда.

-3

Это понимание приходит в результате огромных проблем и невиданных хлопот, которые принес с собой новый жилец квартиры профессора, который едва ее не уничтожил вместе со всеми обитателями. Существование рядом с Шариковым становится опасным для других людей.

Филипп Филиппович твердо стоит на своих принципах и даже пальцем (а не то, что хлыстом, как советовала Зина), не прикасается к субъекту, который с удивительным постоянством этого наказания заслуживает, пытается его вразумить и поставить на путь достойного члена общества.

В этом противоборстве мы видим пятый архетип Филиппа Филипповича

Архетип раскрывается во время беседы с доктором Борменталем, для которого Филипп Филиппович больше, чем учитель. Ивану Арнольдовичу больно смотреть, как профессор измучился за короткое время противостояния с результатом эксперимента и предлагает покончить с ним.

-4

Профессор отвечает категорическим отказом – «И не соблазняйте, и не говорите, я даже слушать не буду!» Он разочарован в результате эксперимента, но благородство в отношении ничтожнейшего человека – хама, алкоголика, вора, невежды, который сблизился с пролетариям, удерживает его от преступления.

Благородство проявляется и в отношении самого доктора – профессор останавливает Борменталя, который решается ценой собственной жизни разрешить проблему учителя и накормить Шарикова мышьяком.

-5
«Вы – то не величина мирового значения…Бросить коллегу в случае катастрофы а самому выехать на «мировом значении»? Это извините… Я московский студент, а не Шариков».
«На преступление не идите никогда, против кого бы оно не было направлено, доживите до старости с чистыми руками».

Только когда жизни самого профессора и жизням доктора Борменталя, Дарьи Петровны и Зины угрожает реальная опасность ареста и ссылки по доносу Шарикова, продиктованному Швондером, и по счастливой случайности попавшему в руки Петра Александровича, только тогда профессор решается исправить результат эксперимента.

-6

Но делает это со всем блеском, на который способен архетип Мудреца – он не убивает Шарикова, а именно исправляет результаты эксперимента – снова заменяет собачьим гипофиз в его мозгу. Живой Шариков, снова превращающийся в собаку, – доказательство того, что убийства, в котором профессора обвиняет Швондер, не было.

Шестидесятилетний профессор медицины не стучит мечом в «темном сумраке ночей», как герой его любимого романса Чайковского. «Впереди у меня страшная безысходность» - говорит он и упорно продолжает даже в самое трудное время.

-7

Пока Шариков не достает револьвер в последней сцене, профессор не может убить беззащитного перед ним противника. Он не хочет рисковать искренней любовью доктора Борменталя, готового ради него пожертвовать своей жизнью, и воспользоваться его физическим превосходством над Шариковым, чтобы снова усыпить его хлороформом а потом убить.

Четыре архетипа профессора уже прозвучали в статье:

Архетип, о котором я говорю, никогда не ударит неожиданно, не выстрелит врагу в спину. Такая победа не будет честной. Отвага и благородство – вот его черты.

Узнали архетип? Напишите комментарий!

Подпишитесь на новости канала и поддержите статью лайком!