Найти в Дзене
KIDS+

Хуже, чем Доцент: «Джентльмены удачи» у психолога

Оглавление

Пусть «Джентльмены удачи», снятые Александром Серым по сценарию Георгий Данелия и Виктории Токаревой, считается новогодним фильмом, мне кажется, он не подходит для праздников: это не беззаботная комедия типа «Иван Васильевич меняет профессию» и не лирическая мелодрама, как «Ирония судьбы или с легким паром». «Джентльмены» кажутся веселым и легким фильмом, однако в нем обсуждают слишком серьезные вопросы, чтобы считать их чисто развлекательными. Мало того, все персонажи фильма личности непростые, со сложной судьбой, да и уголовная тематика не слишком хорошо подходит для новогоднего настроения.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (источник фото: Мосфильм, мем автора статьи)
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (источник фото: Мосфильм, мем автора статьи)

Я редко пересматриваю этот фильм, и каждый раз с удовольствием. «Джентльмены удачи» – картина, в которой все «на пять»: персонажи, актеры, диалоги, сюжет и динамика. За 87 минут экранного времени происходит настолько много событий, что некоторым современным фильмам и не «снилось»: от кражи шлема в песках Средней Азии и первых минут в тюрьме лже-Доцента до пожара в заброшенном доме в центре заснеженной Москвы и драматических событий на подмосковной даче. И дело не только в хорошем сценарии, но также в монтаже, которым вместе с режиссером Марией Ренковой занимался лично Георгий Данелия. Также совместно с недавно окончившей ВГИК Викторией Токаревой* он работал над сценарием и в целом был художественным руководителем съемочной группы:

«С Шуриком [Александром Серым], – вспоминал Данелия в интервью, – мы учились на режиссерских курсах, но он не доучился: вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьезными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

«Хе, какая отвратительная рожа!»**

Стиль фильма я бы охарактеризовала, не как комедию, а скорее трагикомедию, из-за сцены с попыткой самоубийства Хмыря и сюжетной линии с Доцентом и гардеробщиком Прохоровым (Павел Шпрингфельд). Кстати, большой вопрос, кто из них хуже. Несмотря на прямолинейный негативизм Доцента-Белого (выражение лица, угроза холодным оружием, когда он отбирает шлем у своих бывших подельников, убийство Митяя), Прохоров кажется мне бОльшим негодяем.

Он вроде весь из себя такой интеллигент, но присмотритесь как он общается с лже-Доцентом, когда тот пришел в театр! Как он вывел его на чистую воду и, наконец, как он встречает настоящего Доцента на своей квартире! Замечу, что я не согласна с популярной теорией, будто бы Прохоров принял Доцента за Трошкина, когда тот явился к нему домой. Он прекрасно понял, кто стоит перед ним, и отдавал отчет, насколько этот человек опасен.

Гардеробщик Прохоров на работе и у себя дома (коллаж автора статьи).
Гардеробщик Прохоров на работе и у себя дома (коллаж автора статьи).

Прохоров – холодный, уравновешенный, уверенный в себе рецидивист с большим стажем. Не известно при каких обстоятельствах и когда произошло его знакомство с Белым, но он вполне мог стоять у истоков его преступной «карьеры». Как бы то ни было, Доцент стал для Прохорова большой угрозой (после эпизода у Большого театра он понял, что милиция напала на его след), поэтому был готов раз и навсегда разделаться с ним. Для этого он и взял с собой пистолет на крышу. В сценарии, правда, фигурировала острая бритва, с которой гардеробщик напал на Доцента после убийства Митяя, – это еще подтверждает его намерения покончить с бывшим «коллегой».

«Пасть порву, моргалы выколю... в угол поставлю!»

Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов) – заведующий детским садом № 83 – человек, которому навязали типичную для советского кино роль перевоспитателя «нехороших», а точнее заблудившихся средь жизненных дорог, личностей. Было бы интересно посмотреть, как он выкрутился, если б не был по природе лидером, но, к счастью, милиция знала, кому поручает столь сложное и опасное задание: в директора детского сада абы кого не брали!

Несмотря на то, что правила игры ему навязали, Трошкин быстро берет инициативу в свои руки и действует довольно умело (хотя на первых кадрах в тюремной камере взгляд у него довольно растерянный). Конечно, качать права в тюрьме у него получалось не очень, но природный артистизм (эпизод, когда он изображал волка на празднике, включили в фильм не просто так) помогли войти в раж и подготовиться к непростому диалогу с Николой Питерским.

Евгений Трошкин (коллаж автора статьи).
Евгений Трошкин (коллаж автора статьи).

Евгений Иванович представляет собой тип людей, который психологи называют гипертимный: он деловой, позитивный, всегда в хорошем настроении и найдет выход из любой ситуации. Не удивительно, что его-таки уговорили ввязаться в авантюру со шлемом: по своей природе люди гипертимного типа склонны к риску***.

Довольно-таки часто в статьях обсуждают вопрос, где его жена и дети, и даже высказываются предположения, что они могли погибнуть в ходе войны... Я думаю, что никакой семьи у него не было. Возможно, он в разводе, но своих детей у него нет. О войне он говорит чуть ли не с ностальгией – трудно поверить, что у него тогда погибли очень близкие люди. Ну а с мамой его поселили потому, что для героя такого фильма не нужна лишняя «нагрузка» в виде жены, а тем более детей!

«Заходи, дядя! Ну чё уставился?»

Федя Ермаков по кличке Косой – одна из лучших актерских работ Савелия Крамарова. Это простоватый парень без царя в голове, шумный, но бестолковый. Для таких людей очень важна компания, и они с легкостью принимают ее ценности. Косому не повезло – он попал в воровскую шайку, поэтому стал таким же. Однако, если бы, выйдя из детдома, он оказался в друой компанию, его судьба могла бы сложиться иначе.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (фото из свободных источников)

Впрочем, у Федора все равно высокий риск стать вором: Косой легкомысленный, несерьезный и не любит работать, поэтому его реплика после встречи с другом детства «на работу устроюсь» обычная болтовня.

Он любит красивую жизнь**** и не станет заниматься тяжелым или скучным трудом. Его жизненная философия проста: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом – и в Ялту».

«Канай отсюда! Рога поотшибаю, редиска!»

Гаврила Петрович Шереметьев (Хмырь) – глубокая актерская работа Георгия Вицина. Хмырь – один из самых многоплановых и сложных персонажей фильма. К сожалению, у большинства зрителей Вицин в первую очередь ассоциируется с Трусом из комедий Леонида Гайдая (1965, 1967 годы). Видимо, актер решил сыграть на этом, и сначала Хмырь действительно предстает похожим персонажем, но по мере раскрытия сюжета в нем проявляются драматические ноты.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (фото из свободных источников)

По натуре Гаврила Петрович неформальный лидер, который только прикидывается слабым и хилым: при удачном стечении обстоятельств он может пойти против всех. Его можно сравнить с котом, притворяющимся мертвым: до поры до времени он позволяет мышам дергать его за усы, но однажды вскочит и начнет охоту, а мыши, не ожидая такого поворота, растеряются и попадут в хищные лапы.

Если Косой воспринимает жизнь, как легкую дорогу к удовольствиям, то Хмырь отдает себе отчет в том, что опустился на дно и человек конченый. «Я умер», – отвечает он на вопрос Трошкина о семье. При этом видно, что Гаврила Петрович из хорошей семьи (из всей троицы только он благодарит Трошкина за подарки).

Трудно сказать, почему он разочаровался в жизни и встал на скользкую дорогу – неудовлетворенные амбиции или семейный конфликт (а может быть и то, и другое), – но видно, что он опустошен. Когда-то Хмырь был женат, играл на фортепиано, ходил в театры, но что-то случилось, и он «отключил» чувства, став циничным, разочаровавшимся в жизни человеком. Из всех героев только у Хмыря трагическая история, которая сломала его и отправила на обочину общества. Если он не сможет выкарабкаться, то у него нет будущего.

«Эй, гражданина! Ты туда не хади, ты сюда хади»

Василий Алибабаевич Алибаба – не такой простак, каким кажется. Он – важная часть этой истории. На эту роль пробовались Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян и Илья Рутберг. И пусть в итоге ее блистательно сыграл Раднэр Муратов, вряд ли Александр Серый или Георгий Данелия пожалели о своем выборе!

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (источник фото www.kp.ru).
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (источник фото www.kp.ru).

В его отношении важно помнить, что Василий Алибабаевич родился и вырос на Востоке, то есть в коллективистской культуре, когда человек больше ориентирован на общие цели и ценности. Именно поэтому он объясняет свой поступок довольно просто: «Все побежали – и я побежал».

Это хозяйственный, внимательный к деталям человек, для которого семья имеет большое значение (не только в плане родственников, но и своя компания). Не известно, по какой причине и для чьего блага он торговал разбавленным бензином, однако это человек совестливый. Ему бы жениться, возможно, пошел бы по другой дороге.

Впрочем, не удивлюсь, если и в этом случае в его жизни будет присутствовать обман: восток – дело тонкое, люди там хитрые и выкручиваются, как могут. К тому же, несмотря на муки совести, Вася идет со всей компанией «на дело» в детский сад, а потом на квартиру к Трошкина. Ему стыдно, но это его не останавливает: как и в случае с Косым, для него крайне важно, что делает близкое окружение, и он всегда поддержит свою группу.

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать канал, переведя любую сумму по ссылке.

На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. В соответствии с правилами Дзен, текст запрещен к копированию.

Сноска:

*Виктория закончила сценарный факультет ВГИКа в 1967 году, а «Джентльменов» снимали в 1971 году.

**Здесь и далее приведены цитаты из фильма.

***Когда мы говорим о типажах или ведущих чертах характера, надо понимать, что в чистом виде типажи, если и встречаются, то крайне редко. Обычно у всех есть личностные особенности, поэтому не все люди гипертимного типа с головой бросаются в омут рискованных приключений.

****Был снят эпизод, когда Федя поет песню с красноречивым названием «Про Ялту», но в финальную версию фильма он не вошел.