Скажу прямо, после окончания школы у меня хватило ума понять, что в престижные институты с моим аттестатом зрелости поступать было глупо. Вопросы «кем быть?» и «что делать?» висели как дамоклов меч над каждым выпускником. А вопрос «кто виноват?» возник несколько позже…
Старшие товарищи со школьной скамьи вбивали нам в голову, что теория и практика – две разные вещи.
А Аркадий Райкин так прямо и говорил недавно окончившим школу:
- Забудьте, чему вас учили в школе!..
Но действительность, как всегда, превзошла все мои (и не только) ожидания. Причем с той стороны, о которой я вообще в то время не думал. Молодежь вообще мало думает о ТБ (Технике Безопасности). А взрослым людям о ТБ мешает думать, то угроза начальства, то производственная необходимость, то отсутствие времени и материала, то надежда на «авось пронесет»...
Из многочисленных нарушений ТБ, расскажу лишь о двух, слава Богу (или Аллаху) не приведших к трагедии, и которые до сих пор не успокоили моего профессионального тщеславия… ( это я уже говорю как бывший общественный инспектор по ТБ).
Часть 1.
Несмотря на то, что Азербайджан у граждан Советского Союза (и у немцев в Великую Отечественную..) ассоциировался со словом «нефть», Институт Нефти и Химии им. Азизбекова большим спросом у абитуриентов не пользовался. А единственная специальность, которая привлекла мое внимание, была: электроснабжение промышленных городов, предприятий и сельского хозяйства. Количество претендентов здесь было три человека на одно место… Но и здесь моих знаний хватило лишь на получение вечернего образования которое длилось шесть лет (а с учетом службы в армии, растянулось на все девять). С ума сойти!.. Куда только не вляпаешься по - молодости … (шутка).
Но, главное - работу по этой специальности можно было найти в любой точке страны Советов и даже в моей деревне. Электрификация-то всей страны, спасибо дедам, как помнит читатель, состоялась задолго до нашего рождения.
Баку 70-х. Слева на фото - часть пятиэтажного здания Аз.НефтеХим. Напротив него справа на фото – часть здания Сабунчинского ж/вокзала, тоже немаленького здания, где можно было перекусить горячими кутабами (16 копеек) с пивом (22 – 30 копеек).
Это основное воспоминание, когда речь заходит о бакинском здании института Аз.НефтеХима (говорят его уже повысили до статуса университета).
Согласитесь, неплохой стимул для посещения университета (опять шутка).
Вид на ж/д вокзал с крыши института Аз.НефтеХим. Видите, вплотную к зданию стоит ГАЗ-53 на котором цистерна с пивом? Значит свежее подвезли… (не до шуток, надо брать…).
Незадолго до окончания вечернего образования некоторые мои однокурсники уже работали по специальности на руководящих должностях. Николай предложил мне поработать до конца учебы электриком под его руководством. Плюсов от этого события было для обоих больше, чем минусов и мы «ударили по рукам». Для меня:
(+)Электрооборудование в цехе производства металлической тары питалось от подстанции мощностью в 1000 ква и было сложнее (что пошло на пользу моему образованию) и зарплата была раза в два больше предыдущей.
(-) Женщин в цехе было не меньше мужиков и многие не знали русского языка, а мое знание бытового азербайджанского явно не хватало для общения на производственные темы… А русскому мужику ругаться с мусульманкой да еще нецензурно, было как-то не принято в Азербайджане… И как прикажете работать в таких условиях?..
Забегая вперед скажу: не это было причиной моего фиаско на пути к должности энергетика…
В 70-ые годы прошлого века ЩРС (щиты распределительные силовые) выглядели более громоздко, а на алюминиевых шинах, которые нагреваются при слабых контактах, можно было в стеклянной посуде подогревать обед… Человеку даже с небольшой фантазией нетрудно представить такую картину.
И сам процесс довольно простой:
а). утром, перед началом рабочего дня, отключаешь рубильник; ставишь на шину банку с супом; включаешь рубильник… К обеду горячий суп готов к употреблению.
б). отключаешь рубильник, берешь банку с горячим супом и опять включаешь рубильник. Приятного аппетита!
Здесь главное – не перепутать последовательность отключения-включения рубильника… (Это я говорю как бывший общественный инспектор по ТБ)
У меня при воспоминании этой картины до сих пор начинают шевелиться оставшиеся на голове волосы… А бороться с рабочим классом (в образе женщины) и его привычками бесполезно. Голод – один из сильнейших инстинктов у животного (к коим относится и гомо сапиенс) и никакие наказания рублем или угроза увольнения… не в силах с ним справиться.
После окончания нашей учебы, перед увольнением, Николай хотел порекомендовать Гл. энергетику завода мою кандидатуру на свое место… Я, поблагодарив своего товарища и однокурсника, отказался. Очевидно, Коля ожидал такого ответа:
- Я так и думал. Наверное ты прав, Саня… Я и сам удивляюсь: как я пережил такое… Но, как товарищ и коллега, я обязан был предложить тебе этот вариант.
П.С. Вскоре и начальник цеха предложил мне свои услуги в росте по карьерной лестнице… Этого мне только не хватало: быть обязанным начальнику в этом вопросе!.. А когда, несколько позже, он отказался подписывать мое заявление на увольнение по собственному.., мне пришлось писать другое: «в связи с тем, что начальник создает обстановку нервозности и страха…» И отправлять заявление в отдел кадров завода по почте «заказным и с уведомлением»…
Часть 2.
Первое впечатление в России на меня произвел автотранспорт, который ходил по расписанию. После того, что я видел
в Азербайджане и Армении
- это было небольшим шоком, хотя и приятным. Я думал, что и в других отраслях народного хоз-ва России специалисты так же профессионально относятся к своим обязанностям. Однако, и здесь не угадал…
После распада Союза, Россия, как и ожидалось, была не особо рада «понаехавшим». Но меня больше расстроило другое… Я всегда гордился тем, что русский язык является языком общения для огромного количества национальностей… Но от полученного «культурного шока» я до сих пор не могу очухаться…
Как-то случайно услышал разговор соседки с одной из своих дочерей-старшеклассниц:
- Если ты еще будешь в..бываться, я тебе таких п..дюлей дам…
И это было сказано мамашей не в аффекте, а почти буднично, миролюбиво, можно сказать, любовно…
До сих пор испытываю досаду, слыша подобное на улицах.
А что касается производственных дел, довольно скоро я убедился: «разрухе в головах», как говорил незабвенный профессор Преображенский, подвержены все национальности бывшего Советского Союза…
На первой моей работе в России, где я недолго поработал электрослесарем, мне предложили должность энергетика. Но я за это время уже ознакомился с коллективом и электрооборудованием… И как вспомню наклонный Распределительный щит с открытой дверцей (см. фото выше), опирающийся на кусок доски в затопленном водой подвале одного из жилых домов, мне становится нехорошо…
При таком наклоне щита никакая стеклянная банка с супом не устояла бы на электрической шине… (последняя шутка).
И я уже не с таким ужасом вспоминаю Азербайджан, где женщины подогревали себе обед на таком же ЩРС. А то, что российский народ разговаривает на одном языке, совершенно не помогает устранить «разруху в головах»…
P.S. А как в Советском Союзе можно было жить припЕваючи и припИваючи можно прочесть, кликнув по ссылкам:
Было время, когда в Сумгаите можно было петь армянские песни.
(исповедь общественного инспектора по ТБ):
Полпорции супа и… «Народ к разврату готов!»
#истории из жизни #юмор #позитив