Найти в Дзене
КиноРаритет

«Анора»: хлёсткая пощёчина российским мажорам и ностальгия по Нью-Йорку 70-х

Некоторые фильмы врываются в сознание зрителя так, что даже спустя время сложно понять, откуда берётся их магия. «Анора» — именно такой фильм. Он не претендует на абсолютное совершенство, но в нём есть редкая искренность, сила в деталях и многослойность, которая порождает споры даже о посыле того, казалось бы, простого произведения. Сюжет «Аноры» вращается вокруг молодой женщины, чья жизнь — это череда противоречий и поисков себя в мире, где деньги и власть диктуют правила игры. Анора, танцовщица приватных танцев, правила эти принимает и с лёгкостью идёт в объятия очередного клиента (а с некоторыми и в спальни перебирается). При этом она умудряется сохранять независимость и чувство собственного достоинства. Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль, демонстрирует невероятную харизму и противоречивость своей героини. Она одновременно и жертва, и бунтарка, и символ поколения, которое пытается найти своё место в мире, где всё уже, казалось бы, поделено. Её Анора — это не просто персонаж, а ск
Оглавление

Некоторые фильмы врываются в сознание зрителя так, что даже спустя время сложно понять, откуда берётся их магия. «Анора» — именно такой фильм. Он не претендует на абсолютное совершенство, но в нём есть редкая искренность, сила в деталях и многослойность, которая порождает споры даже о посыле того, казалось бы, простого произведения.

Фильм «Анора» Шона Бейкера стал одним из самых обсуждаемых экранных произведений последних нескольких лет
Фильм «Анора» Шона Бейкера стал одним из самых обсуждаемых экранных произведений последних нескольких лет

О чём же фильм «Анора»?

Сюжет «Аноры» вращается вокруг молодой женщины, чья жизнь — это череда противоречий и поисков себя в мире, где деньги и власть диктуют правила игры. Анора, танцовщица приватных танцев, правила эти принимает и с лёгкостью идёт в объятия очередного клиента (а с некоторыми и в спальни перебирается). При этом она умудряется сохранять независимость и чувство собственного достоинства.

Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль, демонстрирует невероятную харизму и противоречивость своей героини. Она одновременно и жертва, и бунтарка, и символ поколения, которое пытается найти своё место в мире, где всё уже, казалось бы, поделено. Её Анора — это не просто персонаж, а скорее воплощение определённой социальной группы, которая балансирует между желанием быть частью системы и стремлением её разрушить.

Героиня Майки Мэдисон умудряется сохранять чувство собственного достоинства даже в самых не распологающих к этому обстоятельствах
Героиня Майки Мэдисон умудряется сохранять чувство собственного достоинства даже в самых не распологающих к этому обстоятельствах

Зрители «Аноры» спорят, о чём же этот фильм. Большая часть публики уверена — это мелодрама, кино о любви, схожая сюжетно с легендарной «Красотке» о похожей вот девушке не самого тяжёлого поведения. Но если присмотреться повнимательней, станет очевидным, что любовная линия в «Аноре» — далеко не главное, а сама любовь персонажей слишком уж сомнительна (действительно ли любит танцовщица из стрип-бара позвавшего её замуж русского мажора?!).

Первые минут 40 фильма «Анора» очень сложно смотреть из-за чувства классовой ненависти к купающемуся в деньгах оболтусу
Первые минут 40 фильма «Анора» очень сложно смотреть из-за чувства классовой ненависти к купающемуся в деньгах оболтусу

А вот линия об упомянутом бунтарстве встроенного в систему «винтика» — основная. И человеческое достоинство Аноры — совсем не призрачно. Вот о них и фильм.

За что ворох наград?

Ещё больше споров вызывает куча полученных фильмом «Анора» наград и восторженных отзывов критики. Даже признавая достоинства фильма, зрители недоумевают, за что ему вручена награда Каннского фестиваля и за какие заслуги — целый ворох номинаций на «Оскара»? Давайте разберёмся.

Имя режиссёра Шона Бейкера уже стало синонимом смелых экспериментов. На сей раз он создал картину, которая, с одной стороны, отсылает к эстетике нью-йоркской киношколы 70-х, а с другой — остаётся актуальной и острой в своём социальном посыле.

В редкие минуты вне образа оторвы Анора оказывается девушкой тихой, скромной, беззащитно-трогательной и даже скучной
В редкие минуты вне образа оторвы Анора оказывается девушкой тихой, скромной, беззащитно-трогательной и даже скучной

Вдохновляясь стилистикой нью-йоркской киношколы 70-х, в «Аноре» Бейкер телепортирует нас в атмосферу Бруклина, где каждый уголок пропитан духом времени. Этот Нью-Йорк — не открыточный, а «потёртый», шумный, но при этом удивительно уютный со своими бульварами Брайтон-Бич, кирпичными домами и запахом горячих уличных сосисок. Для американских зрителей «Анора» стала своего рода любовным письмом их городу, напоминающим о ностальгическом прошлом.

Похожие городские виды легко можно представить в фильмах раннего Скорсезе
Похожие городские виды легко можно представить в фильмах раннего Скорсезе

Кинематографисты же (которые и вручают кинонаграды) наверняка оценили тонкую стилизацию, отсылающую к лучшим фильмам «нью-йорской школы». Манера съёмки, суетливая атмосфера «Большого Яблока», цветовое решение кадра «Аноры» сцена за сценой вызывают воспоминания о ранних фильмах то Скорсезе, то Вуди Аллена. Скорее всего, отсюда и любовь со стороны профессионалов, выражающаяся в россыпи наград.

Заслужил ли «Оскара» Юра Борисов?

И уж самые большие споры вызывает актёрская номинация Юры Борисова. «За что?», — вопиют даже поклонники фильма.

Казалось бы, Борисов в «Аноре» действительно не показывает ничего такого, чего бы мы не видели в прежних его работах. И действительно, роли в «Быке», в «Купе номер шесть», в «Капитане Волконогове» кажутся во всех смыслах крупнее. Но и во «второстепенной» роли в «Аноре» он хорош.

Примерно на 40-й минуте фильм «Анора» становится действительно талантливым произведением - бодрым, интригующим и очень смешным. Любопытно, что это примерно совпадает с первым появлением Юры Борисова на экране
Примерно на 40-й минуте фильм «Анора» становится действительно талантливым произведением - бодрым, интригующим и очень смешным. Любопытно, что это примерно совпадает с первым появлением Юры Борисова на экране

Борисов будто бы заворожил Шона Бейкера и, появившись на экране ближе уже к середине фильма, кадр почти не покидает. Даже там, где сцена совсем не его, режиссёр (и оператор) размещает Борисова хотя бы на заднем плане, хотя бы в расфокусе.

Понятно, что дело не в завороженности режиссёра Борисовым. Так сделано, чтобы сделать персонажа внимательным наблюдателем за происходящим. И ненавязчиво показать, как через эти свои наблюдения, он постепенно проникается сочувствием и уважением к главной героине.

«Русский гопник», «шестёрка», «второстепенный персонаж» Борисова в итоге оказывается самым человечным из показанных в «Аноре» людей. Он и трогательный, и заботливый, и внимательный, и способный на смелый поступок. Этим он из второстепенного персонажа перерастает к концу фильма в главного его героя (если за этим словом подразумевать не центральную фигуру произведения, а человека, способного на подвиг).

«Русский гопник» Юры Борисова оказывается самым человечным персонажем «Аноры»
«Русский гопник» Юры Борисова оказывается самым человечным персонажем «Аноры»

Конечно, даже в таком разрезе можно спорить, тянет ли работа Борисова на «Оскар». Возможно, нет. Но с уверенностью можно сказать, что Борисов выдал ярчайшую и многослойную роль, которая запомнится надолго.

Забавно, что многие, кто привык искать в американских фильмах русофобию, в этот раз ничего не нашли и переключились на критику самого актёра. И это иронично, ведь это тот самый случай, когда патриотам бы погордиться за «нашего».

«Русофобия», которой нет

Фильм умудряется быть одновременно сугубо американским и близким российскому зрителю. Второе — хотя бы потому, что все основные персонажи картины либо россияне в Америке, либо американцы русского происхождения (плюс армяне). И если бы «Анора» была снята в России, фильму бы не было цены. Ведь это, помимо прочего, — хлёсткая, почти нестерпимо честная сатира на российских мажоров, воспитанных на деньгах и привилегиях, а также на их родителей-олигархов.

Русский мажор Марка Эйдельштейна в «Аноре» становится хлёсткой пощёчиной всем богатеньким буратинкам современной России
Русский мажор Марка Эйдельштейна в «Аноре» становится хлёсткой пощёчиной всем богатеньким буратинкам современной России

Жаль, но самая острая критика российских реалий снята не российскими кинематографистами (от которых такой критики ждать ещё долго не приходится).

Появление Дарьи Екамасовой, кажется, единственное, что в «Аноре» вызывает бесспорные всеобщие восторги, все остальные составляющие фильма оказались очень дискуссионны
Появление Дарьи Екамасовой, кажется, единственное, что в «Аноре» вызывает бесспорные всеобщие восторги, все остальные составляющие фильма оказались очень дискуссионны

При этом, любителям поискать «русофобию» в каждом западном фильме по отношению «Аноры» можно не напрягаться. Ну хотя бы потому, что и самые положительные персонажи её — тоже русские. А в адрес российских мажоров — бестолковых, пустых, безвольных — проскальзывают тёплые нотки. Уж очень они обаятельны в своей беспечной самоуверенности, чертяки (по крайней мере, такими они получаются в изображении Марка Эйдельштейна).