Некоторые фильмы врываются в сознание зрителя так, что даже спустя время сложно понять, откуда берётся их магия. «Анора» — именно такой фильм. Он не претендует на абсолютное совершенство, но в нём есть редкая искренность, сила в деталях и многослойность, которая порождает споры даже о посыле того, казалось бы, простого произведения.
О чём же фильм «Анора»?
Сюжет «Аноры» вращается вокруг молодой женщины, чья жизнь — это череда противоречий и поисков себя в мире, где деньги и власть диктуют правила игры. Анора, танцовщица приватных танцев, правила эти принимает и с лёгкостью идёт в объятия очередного клиента (а с некоторыми и в спальни перебирается). При этом она умудряется сохранять независимость и чувство собственного достоинства.
Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль, демонстрирует невероятную харизму и противоречивость своей героини. Она одновременно и жертва, и бунтарка, и символ поколения, которое пытается найти своё место в мире, где всё уже, казалось бы, поделено. Её Анора — это не просто персонаж, а скорее воплощение определённой социальной группы, которая балансирует между желанием быть частью системы и стремлением её разрушить.
Зрители «Аноры» спорят, о чём же этот фильм. Большая часть публики уверена — это мелодрама, кино о любви, схожая сюжетно с легендарной «Красотке» о похожей вот девушке не самого тяжёлого поведения. Но если присмотреться повнимательней, станет очевидным, что любовная линия в «Аноре» — далеко не главное, а сама любовь персонажей слишком уж сомнительна (действительно ли любит танцовщица из стрип-бара позвавшего её замуж русского мажора?!).
А вот линия об упомянутом бунтарстве встроенного в систему «винтика» — основная. И человеческое достоинство Аноры — совсем не призрачно. Вот о них и фильм.
За что ворох наград?
Ещё больше споров вызывает куча полученных фильмом «Анора» наград и восторженных отзывов критики. Даже признавая достоинства фильма, зрители недоумевают, за что ему вручена награда Каннского фестиваля и за какие заслуги — целый ворох номинаций на «Оскара»? Давайте разберёмся.
Имя режиссёра Шона Бейкера уже стало синонимом смелых экспериментов. На сей раз он создал картину, которая, с одной стороны, отсылает к эстетике нью-йоркской киношколы 70-х, а с другой — остаётся актуальной и острой в своём социальном посыле.
Вдохновляясь стилистикой нью-йоркской киношколы 70-х, в «Аноре» Бейкер телепортирует нас в атмосферу Бруклина, где каждый уголок пропитан духом времени. Этот Нью-Йорк — не открыточный, а «потёртый», шумный, но при этом удивительно уютный со своими бульварами Брайтон-Бич, кирпичными домами и запахом горячих уличных сосисок. Для американских зрителей «Анора» стала своего рода любовным письмом их городу, напоминающим о ностальгическом прошлом.
Кинематографисты же (которые и вручают кинонаграды) наверняка оценили тонкую стилизацию, отсылающую к лучшим фильмам «нью-йорской школы». Манера съёмки, суетливая атмосфера «Большого Яблока», цветовое решение кадра «Аноры» сцена за сценой вызывают воспоминания о ранних фильмах то Скорсезе, то Вуди Аллена. Скорее всего, отсюда и любовь со стороны профессионалов, выражающаяся в россыпи наград.
Заслужил ли «Оскара» Юра Борисов?
И уж самые большие споры вызывает актёрская номинация Юры Борисова. «За что?», — вопиют даже поклонники фильма.
Казалось бы, Борисов в «Аноре» действительно не показывает ничего такого, чего бы мы не видели в прежних его работах. И действительно, роли в «Быке», в «Купе номер шесть», в «Капитане Волконогове» кажутся во всех смыслах крупнее. Но и во «второстепенной» роли в «Аноре» он хорош.
Борисов будто бы заворожил Шона Бейкера и, появившись на экране ближе уже к середине фильма, кадр почти не покидает. Даже там, где сцена совсем не его, режиссёр (и оператор) размещает Борисова хотя бы на заднем плане, хотя бы в расфокусе.
Понятно, что дело не в завороженности режиссёра Борисовым. Так сделано, чтобы сделать персонажа внимательным наблюдателем за происходящим. И ненавязчиво показать, как через эти свои наблюдения, он постепенно проникается сочувствием и уважением к главной героине.
«Русский гопник», «шестёрка», «второстепенный персонаж» Борисова в итоге оказывается самым человечным из показанных в «Аноре» людей. Он и трогательный, и заботливый, и внимательный, и способный на смелый поступок. Этим он из второстепенного персонажа перерастает к концу фильма в главного его героя (если за этим словом подразумевать не центральную фигуру произведения, а человека, способного на подвиг).
Конечно, даже в таком разрезе можно спорить, тянет ли работа Борисова на «Оскар». Возможно, нет. Но с уверенностью можно сказать, что Борисов выдал ярчайшую и многослойную роль, которая запомнится надолго.
Забавно, что многие, кто привык искать в американских фильмах русофобию, в этот раз ничего не нашли и переключились на критику самого актёра. И это иронично, ведь это тот самый случай, когда патриотам бы погордиться за «нашего».
«Русофобия», которой нет
Фильм умудряется быть одновременно сугубо американским и близким российскому зрителю. Второе — хотя бы потому, что все основные персонажи картины либо россияне в Америке, либо американцы русского происхождения (плюс армяне). И если бы «Анора» была снята в России, фильму бы не было цены. Ведь это, помимо прочего, — хлёсткая, почти нестерпимо честная сатира на российских мажоров, воспитанных на деньгах и привилегиях, а также на их родителей-олигархов.
Жаль, но самая острая критика российских реалий снята не российскими кинематографистами (от которых такой критики ждать ещё долго не приходится).
При этом, любителям поискать «русофобию» в каждом западном фильме по отношению «Аноры» можно не напрягаться. Ну хотя бы потому, что и самые положительные персонажи её — тоже русские. А в адрес российских мажоров — бестолковых, пустых, безвольных — проскальзывают тёплые нотки. Уж очень они обаятельны в своей беспечной самоуверенности, чертяки (по крайней мере, такими они получаются в изображении Марка Эйдельштейна).