В связи с темой боев под Двинском вновь вспомнил о 2-й танковой дивизии, потому что в атаках на Двинск поучаствовали и какие-то подразделения из 2-го эшелона этой дивизии, которые отходили через город. Командовал ими заместитель командира 2-й танковой дивизии по строевой части комдив Коровников.
Кроме того, выход тыловых подразделений 2-й танковой дивизии именно на Двинск впоследствии самым существенным образом повлиял на боеспособность батальона тяжелых танков 21-го мехкорпуса.
На вышеприведенном снимке для привлечения внимания запечатлена подбитая, вероятно, к северо-востоку от города Расейняй бывшей Литовской ССР техника 2-й танковой дивизии. На заднем плане этого фотоснимка виден один из танков Т-28 этой дивизии.
Немецких снимков этих танков по Расейняю известно совсем немного, хотя во 2-й танковой дивизии по состоянию на 20 июня 1941 года их числилось 27 штук.
Цифры от известных историков
В 2021 году после просмотра лекции 2021 года выпуска от известного историка Ильи Мощанского на канале "Архивная революция" пытался разобраться с наличием танков во 2-й танковой дивизии на базе работ известных военных историков на данную тему.
Эта информация, в общем, уже давно была известна, но для себя решил собрать вместе, так как года с 2012 года смотрел тему лишь эпизодически, потому как продолжает ожидаться книга от другого известного историка Максима Коломийца, в которой, видимо, будет обобщена вся информация по 2-й танковой дивизии и боям под Расейняем из наших и не наших архивов, а также из других источников.
Итак, в своей лекции известный военный историк Илья Мощанский озвучил цифру в 252 танка во 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса ПрибОВО на момент начала войны, хотя в его собственной работе 2002 года выпуска точные цифры по наличию танков на 22 июня отсутствуют. Он пишет, что дивизия имела составе на 22 июня "...около 30 танков КВ, около 220 танков БТ-7 и несколько десятков Т-26". Правда, общая цифра по наличию танков КВ в 3-м механизированном корпусе приведена верно - 57 танков.
Поэтому пришлось взять точную цифру по наличию из Фронтовой иллюстрации другого известного военного историка Максима Коломийца того же 2002 года выпуска по боям в Прибалтике.
В эту точную цифру от Максима Коломийца, к сожалению, вероятно вкралась опечатка, так как после суммирования строк по типам у меня получилось 225 танков.
К сожалению, опечатки в этой работе есть и с количеством танков КВ во 2-й танковой дивизии. В вышеприведенной табличке приведена информация, что в ней по состоянию на 20 июня 1941 года был 51 танк КВ, а в тексте монографии указано, что по состоянию на конец 1940 года в дивизии было 59 танков КВ. Очевидно, что циферки эти в процессе написания работы поменялись местами, а Коломиец этого не заметил и опубликовал.
А источником цифр в его работе, судя по архивной ссылке, стало донесение о боевом и численном составе мотомехвойск ПрибОВО по состоянию на 1 июня 1941 года, которое было представлено Автобронетанковым управлением Северо-Западного фронта в декабре 1941 года.
Как можно заметить, присутствуют опечатки и в этом документе, так как очевидно, что в строке по 2-й ТД правильной цифрой по наличию танков КВ будет 59. Если учесть этот момент, то суммирование дает 233 танка во 2-й танковой дивизии по состоянию на 1 июня 1941 года.
Но как мы все знаем, реальная цифра даже по танкам КВ была меньше, потому что 17 июня 1941 года два танка КВ-2 были отправлены в Ленинград на ремонт. Сколько было отправлено на ремонт в первой половине 1941 года танков других типов, которые продолжали числится за дивизией, это вопрос, конечно, интересный.
По информации из таблички по состоянию и характеру использования танков 3-го механизированного корпуса, вероятно, на 25 апреля 1941 года на заводах промышленности находилось на ремонт 14 танков Т-28, 18 танков БТ и 8 танков Т-26. К сожалению, в этой табличке со ссылкой на 38-й фонд ЦАМО, которую опубликовал в своей книге 2011 года выпуска под названием "Иной 1941. От границы до Ленинграда" еще один известный военный историк Алексей Исаев, также, видимо, присутствуют опечатки.
К сожалению, в этой книге я не встретил табличек с разнесением матчасти 3-го мехкорпуса по его дивизиям, хотя в одной из сносок указано, что таковые должны быть в одном из Приложений. Однако Приложения в моем экземпляре книги Алексея Исаева отсутствуют.
Насколько смог вспомнить, выше приведена собственно вся информация по наличию матчасти во 2-й танковой дивизии из печатных работ. Если что-то запамятовал, то прошу поправить.
Таким образом, на 20 июня 1941 года в дивизии числилось 233 танка, в том числе 59 тяжелых КВ. Вероятно, из них могло быть выведено по боевой тревоге порядка 200 танков, так как, видимо, до 30 танков могло находится на заводах промышленности и войсковом ремонте.
Какое-то количество танков из этих двух сотен отстало на марше, а затем отходило с отступающими войсками до Поневежа и Двинска, но до района Расейняя смогло добраться в числе других танков и несколько десятков танков КВ. Благодаря этому сейчас и имеется поводы обсуждать бои в окрестностях этого города.
Доклад комдива Коровникова
Теперь собственно вернемся в Двинску и комдиву Коровникову. В 2012 году уважаемый коллега polarfuchs-1 на форуме РККА поделился с общественностью, за что ему еще раз большое спасибо, очень лаконичным докладом комдива Коровникова о боевой деятельности подразделений 2-го эшелона 2-й танковой дивизии в процессе отхода из районов летнего лагерного сбора в лесах в окрестностях станции Гайжуны (ныне Гайжуняй, сейчас там развернута немецкая механизированная бригада из состава войск NATO) и из пункта постоянной дислокации 2-й танковой дивизии в Укмерге.
В своем донесении комдив Коровников сообщал, что всего во 2-й танковой дивизии на 22 июня 1941 года "...имелось до 50 КВ, до 150 БТ, 30 огнеметных и 8 танкеток". Коровников, к сожалению, не пишет какое количество из этой матчасти выступило во второй половине дня 22 июня в поход в район Расейняя, но в лагерях, наверняка оставалось некоторое количество неисправной техники, хотя Коровников пишет, что ушедшие в бой танковые полки 2-й ТД не оставили своим 2-м эшелонам "боевое обеспечение" в виде танков и бронемашин. Эту технику, в том числе один танк КВ-1 с пушкой Ф-32, 22 - 23 июня постарались отправить в Укмерге, уничтожив в лагере Гайжуны только восемь 152 мм орудий, для которых, видимо, не нашлось тягачей, а также все свезенные туда запасы.
Танк КВ-1, видимо, своим ходом также двигался в направлении Укмерге, но 5 км северо-восточнее города Ионава Ионавского района ЛитССР застрял в придорожной канаве. Согласно доклада комдива Коровникова, при отходе вторых эшелонов 2-й вечером 23 июня в направлении Укмерге этот танк пришлось подорвать.
В дальнейшем подразделения 2-го эшелона 2-й танковой дивизии (часть автотранспортного батальона, ремонтно-восстановительный батальон и команды 2-х эшелонов других частей дивизии) отходили по рубежам через Укмерге, Утену и Зарасай на Двинск, имея боестолкновения с догонявшими наши колонны немецкими передовыми отрядами. Возможно, с этими подразделениями двигалось и некоторое количество танков, так как известны снимки танка БТ-7 с конической башней, которые были подписаны как Дюнабург.
В составе 2-го эшелона 2-й танковой дивизии из Гайжунов и Укмерге могла отходить и часть заводской гарантийной бригады с Ленинградского Кировского завода, которая под руководством мастеров Кировского завода Глушака и Эстратова была направлена во 2-ю танковую дивизию для восстановления вышедших из строя в процессе эксплуатации танков самого раннего выпуска. Как выше уже говорилось, два танка КВ-2 с "большой башней" этой дивизии, которые не удалось восстановить в полевых условиях, прямо перед началом войны этой бригаде удалось отправить в Ленинград.
Скорее всего, за Двинском эта бригада оказалась в 46-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса и позже работала в частях 21-го мехкорпуса. Именно наличие этой бригады и объясняет небольшое количество небоевых потерь танков КВ 21-го мехкорпуса в боях июля - августа 1941 года.
Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если кто еще не подписался на канал, то обязательно это сделайте. Также если информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/194937.html). Публикуется с дополнениями.
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Мощанский И.М. Оборона Прибалтики. 22 июня - 9 июля 1941. - Военная летопись. Спецвыпуск. - 2002. - №1;
3. Коломиец М.В. 1941: Бои в Прибалтике. 22 июня - 10 июля 1941. - Фронтовая иллюстрация. - 2002. - №5;
4. Документы Автобронетанкового управления Северо-Западного фронта (ЦАМО РФ, сайт Подвиг народа);
5. Исаев А.В. Иной 1941. От границы до Ленинграда. - М.: Яуза, 2011;
6. Живой журнал ув. polarfuchs-1 (polarfuchs-1.livejournal.com);
7. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
8. Аукционы eBay.
Другие записи по танкам из 2-й танковой дивизии:
Про "Расейняйский" КВ с пушкой Ф-32, а также скобки и прицелы