Найти в Дзене
Александр Снитовский

Как орехокол (Щелкунчик) стал символом Рождества во всём мире

"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: poppianohk.org
"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: poppianohk.org

Музыка из знаменитого балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» известна если уж не каждому, то очень многим, ведь она является своего рода негласным символом Рождества и Нового года. Мотивы «Щелкунчика» частенько звучат на новогодних ярмарках, на праздничных елках и даже во время сеансов катания на катках, создавая тем самым удивительную, сказочную атмосферу всеми любимого праздника.

"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: warnerclassics.com
"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: warnerclassics.com

Однако не только балет является неотъемлемой составляющей зимних торжеств. Сама фигурка Щелкунчика самым непосредственным образом связана с традициями празднования Рождества и Нового года.

"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: scoringarts.com
"Щелкунчик", Петр Ильич Чайковский. Источник: scoringarts.com

Вообще надо сказать, что «щелкунчики», а точнее орехоколы, если уж называть вещи своими именами, существовали и до появления ставшей впоследствии всемирно известной истории. Деревянные фигурки в виде различных персонажей с механизмом для колки орехов появились в Германии примерно с 1650 года.

Оригинальные куклы-щелкунчики из музея Нускнакер в Нойхаузене, Саксония. Источник: wikipedia.org
Оригинальные куклы-щелкунчики из музея Нускнакер в Нойхаузене, Саксония. Источник: wikipedia.org

Однако вслед за немцами эту занятную тенденцию - создание орехоколов из самых разных материалов и самых необычных форм, подхватила и вся остальная Европа.

Щелкунчики. Источник: Cheryl Mendenhall
Щелкунчики. Источник: Cheryl Mendenhall

Особой популярностью в то время пользовались «щелкунчики», в которых простой народ узнавал представителей власти, например, императора Наполеон или канцлера Бисмарк, а также жандармов, лесничих и офицеров с суровыми физиономиями. Такие «щелкунчики» не только приносили пользу, но и являлись своеобразной отдушиной для граждан, недолюбливавших существующую власть.

Щелкунчики. Источник: gingerbread-world.com
Щелкунчики. Источник: gingerbread-world.com

Ну а помимо политической сатиры, орехоколы использовали и по их прямому назначению. К слову, «щелкунчики» являлись обязательными участниками европейских рождественских традиций, поскольку именно в это время люди использовали максимально большое количество орехов для приготовления праздничных блюд и выпечки.

Щелкунчик в деле. Источник: cuckooforest.com
Щелкунчик в деле. Источник: cuckooforest.com

Сперва фигурки-орехоколы занимали свои почетные места на кухне среди прочего инвентаря, однако с течением времени, когда «щелкунчики» преобразились и стали выглядеть более празднично и нарядно, колоть ими орехи стало уже вроде как неудобно.

Щелкунчик в деле. Источник: cuckooforest.com
Щелкунчик в деле. Источник: cuckooforest.com

Зачем портить красивую вещь? Поэтому «щелкунчиков» стали использовать в качестве украшения рождественской елки или подарка. Вот таким нехитрым способом самый обыкновенный орехокол в свое время стал чуть ли не ключевым символом Рождества.

Щелкунчик как елочное украшение. Источник: ebay.co.uk
Щелкунчик как елочное украшение. Источник: ebay.co.uk

Но… погоди-ка…что же это я такое говорю? Какой же «обыкновенный»! Разве может обыкновенный орехокол стать главным героем прекрасной сказки?! Едва ли… тем более, что сказок было несколько. Автором первой версии приключений Щелкунчика является немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, который опубликовал ее в 1816 году под названием «Щелкунчик и мышиный король».

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Источник: wikipedia.org
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Источник: wikipedia.org

После этого в первом «Высоком немецком словаре» братья Гримм описали «щелкунчика» или, правильнее сказать «nussknacker», как приспособление в виде человечка, чей рот открывался с помощью рычага с подвижными кронштейнами, расположенными в задней части головы, приводившими в движение челюсти.

«Щелкунчик и мышиный король».  Источник: amazon.com
«Щелкунчик и мышиный король». Источник: amazon.com

Однако служил он не только для колки орехов. Чуть позже старший из братьев Гримм, Джейкоб, в 1835 году написал трактат под названием «Немецкая мифология», в котором рассказал, что деревянных «щелкунчиков» использовали и как защитные амулеты: якобы они, стиснув зубы, оберегали дом от злых духов.

Джейкоб Гримм. Источник: wikipedia.org
Джейкоб Гримм. Источник: wikipedia.org

Сказка Эрнеста Гофмана, по понятным причинам, была первой, но не единственной. Вы не поверите, но следующий вариант приключений Щелкунчика написал… тоже Гофман, но на этот раз не Эрнест, а Генрих, и не писатель, а врач-психотерапевт. Вот такая ирония…

Генрих Гофман. Источник: wikipedia.org
Генрих Гофман. Источник: wikipedia.org

Более того, Генрих Гофман не планировал становится писателем – литература для него была скорее хобби, исключительно развлечения ради. Тем не менее, как литератор он-таки приобрёл некоторую известность, благодаря своему сборнику поучительных детских стихотворений «Неряха Петер» (в русскоязычном варианте этот сборник называется «Стёпка-растрёпка»), а в 1851 году врач-психотерапевт «выкатил» свою версию сказки, назвав ее «Король Щелкунчик и бедный Райнхольд».

«Неряха Петер». Источник: amazon.com
«Неряха Петер». Источник: amazon.com

Сюжет сказки строился вокруг умирающего от болезни мальчика из очень бедной семьи, который волшебным образом оказался в неизвестной сказочной стране и попал на парад в честь местного короля Щелкунчика. На утро главный герой проснулся полностью здоровым.

«Король Щелкунчик и бедный Райнхольд». Источник: abebooks.com
«Король Щелкунчик и бедный Райнхольд». Источник: abebooks.com

А вслед за немецкими авторами, сказку о Щелкунчике подхватили и литераторы из других стран. Они частенько перенимали части повествования друг у друга, из чего в конечном итоге получались совершенно разные сказки. Так, к примеру, сказка Эрнеста Гофмана была адаптирована для французского читателя Александром Дюма-старшим в 1844 году. Сюжет его «Щелкунчика» практически полностью повторял оригинал, но французская версия получилась менее мрачной.

"Щелкунчик", Александр Дюма-отец. Источник: camdenlockbooks.com
"Щелкунчик", Александр Дюма-отец. Источник: camdenlockbooks.com

Адаптация Александра Дюма-отца, в свою очередь, легла в основу русского балета 1892 года в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова на музыку Петра Чайковского. В 1934 году этот балет был представлен в Великобритании, а в Германии его увидели лишь в 50-х годах.

Балет в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Источник: petipasociety.com
Балет в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Источник: petipasociety.com

Но самый грандиозный зарубежный успех и признание балет «Щелкунчик» получил от американских зрителей. Впервые балет был поставлен на Рождество 1944 года труппой из Сан-Франциско. Постановка оказалась настолько удачной и так полюбилась публике, что с тех самых пор балет «Щелкунчик» является неотъемлемой рождественской составляющей для многих семей не только в США, но и во всем мире.

«Щелкунчик», 1944 год. Источник: San Francisco Ballet, SFMPD.
«Щелкунчик», 1944 год. Источник: San Francisco Ballet, SFMPD.

Любопытно, но именно версия Генриха Гофмана, писателя в душе и врача-психотерапевта по призванию, вдохновила саксонского столяря Фридриха Вильгельма Фюхтнера на создание традиционной модели Щелкунчика – человечка в мундире, знакомого нам и сегодня.

Фридрих Фюхтнер. Источник: Familie Fuchtner/Jan Gorner
Фридрих Фюхтнер. Источник: Familie Fuchtner/Jan Gorner

В 1870 году Фридрих Фюхтнер смастерил свою первую фигурку, размер которой не превышал 35 сантиметров, а у её ног находился деревянный постамент. Именно этот вариант Щелкунчика впоследствии отправился в массовое производство, а Фридриха Фюхтнера стали звать не иначе, как «отцом Щелкунчика».

Щелкунчик. Источник: thevalemagazine.com
Щелкунчик. Источник: thevalemagazine.com

И, кстати, мастерская «Füchtner» в деревне Зайфен существует и по сей день. Сейчас в ней трудится уже восьмое поколение семьи, а владельцем является Маркус Фюхтнер, который, как и его далекий предок, создаёт и расписывает фирменные фигурки вручную.

Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de
Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de

А это, кстати, не так просто. Процесс создания традиционного Щелкунчика вручную обычно состоит из более чем 100 различных манипуляций. В каждой фигурке Щелкунчика примерно 60 деталей, которые изготавливаются из различных типов древесины: ели, бука, ольхи или липы.

Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de
Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de

Для украшения фигурок используется мех, кожа, шпагат и различные ткани. Ну а расписывают традиционных Щелкунчиков, как я уже упоминал выше, вручную. Оригинальные фигурки мастерской «Füchtner» стоят сегодня не менее 70 евро.

Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de
Мастерская «Füchtner». Источник: merlinmagazin.de

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!